ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2012 года N 195-п


О Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

(с изменениями на 29 сентября 2022 года)

(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.02.2014 N 44-п, от 18.12.2015 N 472-п, от 03.03.2017 N 79-п, от 19.07.2019 N 234-п, от 18.06.2021 N 225-п, от 29.09.2022 N 487-п)




В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.02.2014 N 44-п)


1. Утвердить:


1.1. Концепцию развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) (приложение 1).


1.2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции (приложение 2).


(п. 1 в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2021 N 225-п)


2. Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 1 июля 2012 года разработать и утвердить ведомственную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" и Концепцией.


3. Рекомендовать муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработать и утвердить программу развития внутреннего и въездного туризма в муниципальном образовании, предусмотрев ее финансирование как из местного бюджета, так из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с применением механизмов государственно-частного партнерства.


4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Югры".



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 1 июня 2012 года N 195-п



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2021 N 225-п, от 29.09.2022 N 487-п)



Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ) за счет создания условий для дальнейшего развития туристской инфраструктуры и туристских территорий автономного округа, приоритетных и перспективных видов туризма, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках.


Концепция учитывает Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"), основные положения Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р (далее - Стратегия развития туризма в РФ до 2035 года), Законов автономного округа от 28 сентября 2012 года N 102-оз "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 27 июля 2020 года N 70-оз "О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия социально-экономического развития Югры до 2030 года).


Основные понятия, используемые в Концепции, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года.


В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Югры до 2030 года туризм является одним из направлений инновационного сценария развития экономики автономного округа в том числе за счет туристских проектов, реализуемых и планируемых к реализации субъектами креативных индустрий.


Въездной туризм является важнейшей экспортно-ориентированной отраслью и наиболее выгодным потребительским сегментом, представляющим важное значение сервисной экономики. Внутренний туризм рассматривается как один из сегментов креативных индустрий и импортозамещающих отраслей.


Успешное развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на совершенствование таких сфер сервисной экономической деятельности как услуги коллективных средств размещения, конгрессно-выставочных центров, транспорта, связи, торговли, производства сувенирной продукции, общественного питания, а также выступит катализатором социально-экономического подъема муниципальных образований автономного округа.


Концепция предусматривает установление основных направлений развития туризма, инструментов создания конкурентоспособных региональных турпродуктов и продвижения их на российский и международный рынки, развитие инфраструктуры туристской отрасли в автономном округе с учетом обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного наследия, внедрения стандарта кадрового обеспечения для предприятий туризма автономного округа, а также повышения эффективности системы их регулирования и саморегулирования.



1. Текущее состояние отрасли туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре


Динамика развития отрасли туризма в автономном округе до 2020 года характеризовалась ростом большинства показателей, но в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в 2020 году отмечен их спад.


По статистическим данным (https://www.fedstat.ru), количество коллективных средств размещения в 2020 году составило 231 единицу, на 2% меньше по сравнению с 2019 годом и на 16% по сравнению с 2018 годом (275 коллективных средств размещения).


Номерной фонд (число мест в коллективных средствах размещения), по данным Росстата, в 2020 году составил 12 880 мест, что на 1% меньше показателя 2019 года (12 917 мест) и на 2% показателя 2018 года (13 134 места).


До 2020 года отмечался рост показателей внутреннего туризма (595,5 тыс. туристов в 2018 году, 570,9 тыс. туристов в 2019 году, в 2020 году - 344,5 тыс. туристов).


Заполняемость мест размещения в автономном округе составляла в среднем не более 40% (данные "Аналитика туристических потоков региона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" ООО "Технологии отраслевой трансформации" (по заказу Фонда развития Югры)).


В 2020 году объем платных услуг, оказанных населению (услуги туристических агентств, туроператоров, прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги) по сравнению с 2019 годом уменьшился на 47,5% и составил 1 163,7 млн. рублей (2019 год - 2 216,6 млн. рублей). В 2018 году данный показатель составлял 2 190,1 млн. рублей (https://www.fedstat.ru).


Объем платных услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения, в 2020 году уменьшился на 47,6% к показателю 2019 года и составил 1 022,1 млн. рублей (в 2019 году - 1 952,3 млн. рублей, в 2018 году - 1 882,7 млн. рублей).


По данным Управления федеральной налоговой службы по автономному округу, налоговые поступления по собирательной классифицированной группировке видов экономической деятельности "Туризм" в 2020 году составили 2 985,7 млн. рублей, что на 16,8% меньше показателя 2019 года (3 590,0 млн. рублей), в 2018 году данный показатель составил 2 397,5 млн. рублей.


Численность работающих по собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм" в 2020 году составила 2,24 тыс. человек, что на 60% меньше показателя 2019 года (3,64 тыс. человек), в 2018 году данный показатель составил 3,9 тыс. человек.


В 2018 - 2019 годах в автономном округе наблюдался устойчивый равномерный рост числа туристов в среднем на 20 - 22% и их трат на 25%.


Согласно данным платежных систем 99% от туристического потока - граждане Российской Федерации. Основными регионами, из которых приезжают туристы, являются Тюменская, Свердловская, Томская, Московская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский край и город Москва. В 2019 году транзитный трафик по территории автономного округа составил более 30 тыс. машин ежедневно.


Средний возраст основных посетителей автономного округа - 25 - 54 года, лица 65(+) - 5%. Около половины посетителей автономного округа имеют ежемесячный доход от 27 до 90 тыс. рублей. Туристы с доходом более 90 тыс. рублей составляют около 14% общего турпотока.



2. Факторы, сдерживающие развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре


К факторам, сдерживающим развитие туризма в автономном округе, относятся:


недостаточно развитая, а в ряде районов отсутствующая туристская и инженерная инфраструктура, в том числе гостиницы, базы отдыха, сети энергоснабжения, водоснабжения, очистные сооружения и т.д.;


большая площадь территории автономного округа, большие расстояния между населенными пунктами, низкая плотность населения;


характерные для автономного округа рельефно-ландшафтные особенности (высокая заболоченность и обводненность территории) существенно осложняют строительство постоянных дорог к некоторым населенным пунктам и требуют значительных капитальных вложений;


недостаток объектов качественной придорожной инфраструктуры;


сезонность услуг некоторых объектов туристской индустрии;


низкая инвестиционная привлекательность туристской отрасли, длительные сроки окупаемости инвестиционных туристских проектов;


недостаток потенциальных инвесторов для реализации туристских проектов;


недостаток квалифицированных кадров организаций туристской индустрии, отсутствие языковой подготовки работников в сфере туризма и сопутствующих сфер;


отсутствие системы обучения экскурсоводов, гидов-переводчиков, гидов-проводников;


низкий уровень сервиса на туристских предприятиях автономного округа;


высокая себестоимость туристских услуг, в том числе следствие высоких расходов на коммунальные услуги, аренду нежилых помещений, горюче-смазочные материалы;


недостаточность базовых знаний и навыков у субъектов малого и среднего предпринимательства для формирования креативных продуктов в сфере оказания туристских услуг (программ);


низкая узнаваемость российских туристских брендов автономного округа на зарубежных рынках и внутри России, в том числе наличие нереализованных возможностей по развитию системы продвижения с применением современных информационных, маркетинговых и иных технологий;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»