АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2022 года № 427а


Об одобрении прогноза социально-экономического развития
Томской области на 2023 год и на плановый период
2024 - 2025 годов

(с изменениями на 17 марта 2023 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Администрации Томской области от 17 марта 2023 года № 124а
________________________________________________________________



В соответствии со статьей 11 Закона Томской области от 12 марта 2015 года № 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области"

постановляю:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Томской области на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов согласно приложению  к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на заместителя Губернатора Томской области по экономике.


И.о. Губернатора Томской области
             А.М. Рожков


Одобрено
постановлением Администрации Томской области
  от 29.09.2022 № 427а
(В редакции, введенной в действие с 20.03.2023 года постановлением Администрации Томской области от 17 марта 2023 года № 124а, -
см. предыдущую редакцию)

Прогноз
социально-экономического развития Томской области
на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов


1. Оценка достигнутого уровня развития социально-экономического
развития Томской области в 2021 году


Социально-экономическая ситуация Томской области в 2021 году демонстрировала тренд на восстановление. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Томской области на 2023 и на плановый период  2024 - 2025 годов (далее - Прогноз) приведены в приложении № 1 к настоящему Прогнозу. В целом основные показатели базовых видов экономической деятельности Томской области характеризовались наращиванием объемов, что соответствует и российским трендам (приложение № 2 к Прогнозу).

По итогам 2021 года относительно 2020 года в регионе положительные темпы роста продемонстрировали:

1) промышленное производство (ИПП - 107,3%) за счет роста:

добычи полезных ископаемых (ИПП - 100,9%) из-за увеличения добычи сырой нефти и природного газа на 4,6%;

обрабатывающих производств (ИПП - 114,2%) из-за увеличения производства пищевых продуктов, нефтепродуктов, электронных изделий, резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования, мебели, обработки древесины и производства изделий из дерева, химического производства;

обеспечения электрической энергией, газом и паром (ИПП - 114%)  из-за увеличения объемов производства пара и горячей воды на 7,6% и электроэнергии на 16,1%;

водоотведения, организации сбора и утилизации отходов (ИПП - 111,6%)  за счет сокращения объемов по сбору, обработке и утилизации отходов, а также сбору и обработке сточных вод, забору, очистке и распределению воды;

2) оборот розничной торговли (ИФО - 112,9%) из-за увеличения на 14,0% оборота непродовольственных товаров и на 11,8% оборота пищевых продуктов;

3) оборот общественного питания (ИФО - 120,7%);

4) реальные располагаемые денежные доходы населения (102,2%), что обусловлено увеличением трудовых доходов населения, в том числе опережающим ростом доходов от предпринимательской и иной производственной деятельности;

5) численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения снизилась на 0,9 п.п. (до 13,5%) благодаря росту денежных доходов населения;

6) численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, снизилась на 24,6 тыс. человек и составила 7,3 тыс. человек за счет восстановления отраслей, наиболее пострадавших в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, в том числе благодаря реализации дополнительных мероприятий по восстановлению показателей рынка труда.

Замедление темпов развития в 2021 году наблюдалось по следующим показателям:

строительство (ИФО - 89,2%) в результате снижения объемов работ по строительству зданий и работ строительных специализированных;

объем платных услуг населению (ИФО - 97,9%) из-за снижения объемов жилищных, телекоммуникационных услуг, услуг гостиниц и аналогичных мест размещения (в результате сокращения потребительского спроса);

реальная заработная плата (99,0%) за счет опережающего роста индекса потребительских цен в среднегодовом выражении (105,7%) по сравнению с темпом роста номинальной начисленной заработной платы (104,6%).

Кроме того, Томская область по итогам прошедшего 2021 года занимает лидирующие позиции среди субъектов СФО по следующим социально-экономическим показателям:

1-е место:

по доле внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП (данные рассчитаны по 2020 году на основе имеющегося значения ВРП);

по индексу производства в секторе энергетики;

по среднему размеру назначенных пенсий (в РФ - 16-е место);

по реальному размеру назначенных пенсий (в РФ - 21-е место);

с наименьшим (лучшим) значением показателей:

по индексу потребительских цен на товары и услуги (в РФ - 13-е место);

по индексу тарифов на грузовые перевозки (в РФ - 1-е место);

2-е место:

по производству скота и птицы на убой (в живом весе) на душу населения  (в РФ - 38-е место);

по производству картофеля к уровню предыдущего года (в РФ - 11-е место);

по сальдированному финансовому результату к уровню предыдущего года  (в РФ - 6-е место);

3-е место:

по индексу промышленного производства, в т.ч. по индексу обрабатывающих производств;

по индексу производства продукции животноводства (в РФ - 15-е место);

по производству овощей к уровню предыдущего года (в РФ - 23-е место);

по поступлениям налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему на душу населения (в РФ - 14-е место);

по размеру среднедушевых денежных доходов (в РФ - 43-е место);

по размеру номинальной начисленной заработной платы (в РФ - 23-е место).

На достижение положительных результатов социально-экономического развития Томской области оказала влияние проводимая в регионе государственная политика по достижению национальных целей и стратегических приоритетов. Кроме того, принятые на федеральном и региональном уровнях меры поддержки бизнеса и населения в период ковидных ограничений позволили стабилизировать ситуацию.

В июле 2021 года постановлением законодательной Думы Томской области от 01.07.2021 № 2988 "О внесении изменения в постановление Законодательной Думы Томской области от 26 марта 2015 года № 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года" была утверждена обновленная Стратегия, утвержденная постановлением законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года", в которой определены  6 приоритетов социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу:

1. Направить стратегические проекты на благополучие и качество жизни каждого жителя региона.

2. Построить инфраструктуру цифрового общества.

3. Обеспечить развитие глобально значимого технологического центра  с высокомаржинальными продуктовыми и сервисными специализациями.

4. Трансформировать промышленность по структуре в сторону обрабатывающего сектора с высокой производительностью труда, встроенного  в производственно-технологические платформы Российской Федерации и стран-партнеров.

5. Инициировать создание институтов регионального и международного сетевого партнерства для трансформации экономики и занятости.

6. Сформировать условия для самореализации жителей всех возрастов, развития новых профессий и креативных индустрий.

В ноябре 2021 года постановлением Администрации Томской области  от 18.11.2021 № 463а "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период до 2036 года" утвержден еще один документ стратегического планирования - Прогноз социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период до 2036 года.

Основные направления социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период будут связаны с диверсификацией топливно-энергетического комплекса, развитием глубокой переработки лесных ресурсов и древесины, новых промышленных кластеров в сфере высокотехнологичного инжиниринга, микро- и наноэлектроники, точного машиностроения и производства передового оборудования (а также диверсификацией оборонно-промышленного комплекса). Важное направление - развитие непроизводственных индустрий, включая предпринимательство в сфере гостеприимства, городских услуг, креативной индустрии, туризма.

В декабре 2021 года в целях повышения экономической эффективности развития регионов на федеральном уровне сформирован и одобрен перечень крупных региональных инвестиционных проектов, реализация которых позволит увеличить объемы выпуска базовых отраслей экономики, создать новые рабочие места, привлечь инвесторов.

На территории Томской области определены и одобрены Правительством РФ следующие крупные инвестиционные проекты (приложение № 3 к Прогнозу):

разработка Туганского ильменит-циркониевого россыпного месторождения;

создание многофункционального студенческого городка;

проект развития промышленного производства пигментного диоксида титана на основе фторидной технологии;

расширение комплекса по приемке, хранению и переработке масличных и зерновых культур в целях увеличения переработки семян рапса.


2. Оценка факторов и ограничений экономического роста
и направления социально-экономического развития Томской
области в 2022 году и на плановый период 2023 - 2025 годов


Оценка факторов и ограничений

В первые два месяца 2022 года в российской экономике сохранялись позитивные тенденции, характерные для второй половины 2021 года. Аналогичная восстановительная ситуация наблюдалась и по основным сферам экономического развития Томской области.

Вместе с тем с конца февраля 2022 года внешние условия функционирования российской экономики изменились. Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к усилению волатильности валютного курса, сокращению поставок импортных комплектующих, ограничению экспорта энергоресурсов. Одновременно ажиотажный спрос населения на ряд продовольственных и непродовольственных товаров в совокупности с ослаблением рубля привели к ускорению инфляции.

Очевидно, что из-за введения беспрецедентных внешних торговых и финансовых ограничений экономика России вступила в фазу структурной перестройки.

В сложившейся ситуации в целях ограничения спада экономической активности Правительством РФ на федеральном уровне оперативно были приняты антисанкционные меры поддержки бизнеса и населения, что позволило не допустить существенных падений в промышленном секторе и в сфере потребления.

На заседании президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, состоявшемся 15 марта  2022 года, был одобрен План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее - План), включающий в себя меры по стабилизации ситуации. Основной задачей Плана является облегчение и ускорение адаптации экономики к новым условиям.

Всего в План включено 314 мер, по состоянию на 30 августа 2022 года разработана и (или) принята вся нормативная правовая база для реализации 291 меры (по данным Минэкономразвития России).

Ключевые краткосрочные задачи, решаемые в рамках Плана:

максимальная свобода хозяйственной деятельности внутри страны - за счет сокращения избыточных процедур, продления разрешений и лицензий, уменьшения числа проверок, расширения мер налогового стимулирования, ускорения бюджетных процедур;

бесперебойная работа предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек, обеспечение компаний оборотными средствами - на это нацелена поддержка промышленности и системообразующих организаций, льготное кредитование, оптимизация и расширение программ импортозамещения, снижение стоимости логистики;

"зеленый коридор" для импорта - меры по обнулению ввозных таможенных пошлин, снятие регуляторных ограничений, разрешение параллельного импорта, оптимизация таможенных процедур, замена сертификации декларированием;

сохранение занятости за счет предотвращения закрытия производств, программ переобучения, расширения программ социального контракта и мобильности трудовых ресурсов;

отраслевые меры поддержки, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, секторе ИТ и инноваций, туризме, строительстве и ЖКХ;

стабилизация ситуации на финансовых рынках, поддержка банковской системы, обеспечение ликвидности.

Эти меры позволят не дополнить структурный кризис циклическим. Экономика сможет адаптироваться к новым условиям и перейти к восстановительному росту.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»