Рассмотрев проект постановления Законодательной Думы Томской области "О внесении изменения в постановление Законодательной Думы Томской области от 26 марта 2015 года № 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года", внесенный в порядке реализации права законодательной инициативы Губернатором Томской области, Законодательная Дума Томской области
постановляет:
Внести в постановление Законодательной Думы Томской области от 26 марта 2015 года № 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года" (Официальные ведомости Законодательной Думы Томской области, 2015, № 40 (216)), изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Председатель
Законодательной Думы
Томской области
О.В.Козловская
Стратегия социально-экономического развития Томской области на период до 2030 года
Томск 2021
1. Общие положения
Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года (далее - Стратегия) определяет ключевые приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Томской области, основные направления их достижения на долгосрочную перспективу.
Настоящим документом актуализируются положения Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26 марта 2015 года № 2580.
Целью актуализации Стратегии является обновление, дополнение и корректировка приоритетов и задач развития региона для достижения целей социально-экономического развития Томской области и повышения ее вклада в достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года в изменчивых макроэкономических условиях.
Стратегия актуализирована с учетом национальных стратегических целей и задач, зафиксированных в следующих нормативных правовых актах:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и соответствующие ему национальные проекты;
- Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";
Стратегия также учитывает ключевые положения отраслевых стратегических нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне:
Стратегия соответствует требованиям Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закона Томской области от 12 марта 2015 года № 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области". Стратегия актуализирована с учетом Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2017 года № 132, и согласована Минэкономразвития России. Стратегия содержит оценку результатов реализации Стратегии, утвержденной Законодательной Думой Томской области в 2015 году.
Стратегия является основой для разработки Плана мероприятий по реализации Стратегии, государственных программ Томской области, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, одним из которых является Томская область, схемы территориального планирования Томской области.
2. Анализ достижения целей и задач стратегии с 2014 по 2020 годы
Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденная постановлением Законодательной Думы Томской области от 26 марта 2015 года № 2580 (далее - Стратегия-2015), задала вектор на обеспечение роста качества жизни за счет создания новой добавленной стоимости в региональной экономике и развития социальной сферы. Основным механизмом реализации Стратегии-2015 стало создание "мостов" - сетеобразующих связей между крупными компаниями и малым бизнесом на основе долгосрочной кластерной кооперации, а также между производством и наукой, за счет реализации политики, включающей создание инновационных кластеров, инжиниринговых центров, территорий опережающего развития. Особое внимание в Стратегии-2015 уделено муниципальному вектору в части создания равных условий для развития различных по своей базе и факторам роста экономических поясов, а также постановке задач по формированию новой специализации муниципалитетов.
Стратегия-2015 предусматривала поэтапную реализацию. На первых двух этапах (2015-2017 гг.; 2018-2020 гг.) предполагалось обеспечить условия для инвестиций и ускорения роста экономики. С 2021 года планировался переход к инновационному (интенсивному) сценарию развития, нацеленному на реализацию к 2030 году главной миссии региона по обеспечению высокого качества жизни граждан.
В Стратегии-2015 обозначены долгосрочные цели регионального развития:
- Цель 1. Реализация модели интенсивного развития, включая развитие высокотехнологичных производств на основе потенциала научно-образовательного комплекса, создание условий для инвестиций, развитие предпринимательства;
- Цель 2. Рациональное использование природного капитала Томской области, устойчивое развитие агропромышленного комплекса;
- Цель 3. Повышение уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накопление человеческого капитала;
- Цель 4. Сбалансированное территориальное развитие за счет развития инфраструктуры в Томской области;
- Цель 5. Эффективное управление регионом.
Анализ ключевых достижений и сохранившихся проблем в рамках стратегических целей с момента принятия стратегии, до принятия принципиального решения о необходимости ее актуализации (конец 2019 года) показал следующее.
Цель 1. Реализация модели интенсивного развития, включая развитие высокотехнологичных производств на основе потенциала научно-образовательного комплекса, создание условий для инвестиций, развитие предпринимательства
Томской области удалось успешно реализовать большую часть задач, направленных на обеспечение интенсивного развития региональной экономики.
Регион сохраняет лидирующие позиции по основным направлениям научно-технологического и инновационного развития, занимая четвертое место в рейтинге инновационного развития НИУ ВШЭ 2020 года; находится в группе 10 ведущих субъектов по уровню инновационного потенциала по оценке рейтингового агентства RAEX за последние 10 лет. По состоянию на конец 2020 года область отличает сильный научно-образовательный и инновационный сектор, консолидирующий прорывные научные разработки, востребованные образовательные программы, передовые технологические решения мирового уровня. Привлекаемые из различных источников ресурсы на развитие сектора науки и высшего образования, в том числе человеческого капитала в науке, ежегодно растут. В частности, в 2014-2019 годах внутренние затраты региональных организаций на исследования и разработки (ВЗИР) возросли почти в 2 раза и превысили плановое значение (2020 г. - 2,7 %, план 2020 г. - 2,59 %)(1). По доле затрат на НИОКР в ВРП (2,7 %) регион имеет значение выше среднероссийского показателя (1,11 % ВВП). С 2015 по 2019 гг. Томская область улучшила позицию с 6-го до 4-го места в России.
_________________________
(1) По данным Томскстата: ВЗИР (в текущих ценах) увеличились с 9,7 млрд руб. в 2014 г. до 16,8 млрд руб. в 2019 г.; доля ВЗИР в ВРП увеличилась с 2,25 % в 2014 г. до 2,67 % в 2018 г., оценочное значение 2019 г. - 2,7 %.
Образовательные организации высшего образования и научные организации Томской области укрепили позиции в мировых рейтингах, приняли участие в фундаментальных и прикладных программах и инициативах. Так, например, Томский государственный университет занимает 4 место среди российских образовательных организаций высшего образования в рейтинге QS по состоянию на 2021 год и входит в топ-250 образовательных организаций высшего образования в мире; Томский политехнический университет - 15 место в рейтинге в России, 401 - в мире. Высокая концентрация объектов и комплексность экосистемы развития малых инновационных компаний являются одним из ключевых преимуществ Томской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Томская область остается крупным нефтегазовым регионом Российской Федерации, имеет уникальный добывающий и перерабатывающий комплекс полного цикла. ТЭК определяет основные макроэкономические параметры Томской области, обеспечивая более 30 % ВРП и более 40 % инвестиций. При этом регион, осознавая риски сохранения зависимости от нефтегазового сектора в связи с негативными конъюнктурными тенденциями, стремится к формированию нового базового сектора - "альтернативного" ТЭК. Перспективной задачей для Томской области является наращивание технологического и обрабатывающего сектора до сопоставимых с добычей масштабов в структуре экономики.
Достигнуты успехи в развитии обрабатывающих секторов и промышленности высоких переделов. Прирост объема производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (в сопоставимых ценах) по отношению к 2013 г. в 2020 г. составил 65,2 % при запланированных в Стратегии-2015 - 30,1%. Объемы обрабатывающего производства выросли за счет увеличения объемов металлургического и химического производств, пищевых продуктов и продукции деревообрабатывающих отраслей, а также роста производства электронных, резиновых и пластмассовых изделий, лекарственных средств и материалов.
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП в последние годы находилась на уровне 20-21 %, из которых быстро растущие технологические сектора занимают 5 %(2). Оба показателя имеют существенный потенциал роста с учетом потенциала сектора высшего образования, науки и экосистемы инновационного развития.
_________________________
(2) В категорию данных секторов экономики входят “Компьютеры, электронные, оптические изделия”, “Разработка компьютерного программного обеспечения”, “Деятельность в области информационных технологий”, “Деятельность в области связи на базе проводных технологий”, “Обработка древесины и изделия из дерева”; 5% - оценка совокупной доли выручки организаций Томской области по данным направлениям от оборотов всех организаций Томской области. Расчет произведен на основании данных СПАРК.
Для перехода на модель интенсивного развития на основе новых технологий реализуется концепция создания конкурентоспособного инновационного территориального центра "ИНО Томск"(3). Концепция является одним из ключевых инструментов реализации Стратегии-2015, обеспечивающим связь региональных и федеральных приоритетов для достижения системных результатов социально-экономического развития. В центре ИНО-Томск концентрируются передовое производство, качественные человеческие ресурсы, создается перспективная технологическая база. Проект направлен на координацию мероприятий и программ федерального, регионального и корпоративного уровней, предполагает создание и развитие кластеров, активное применение новых технологий в большинстве традиционных отраслей промышленности, наращивание доли инновационного сектора в экономике. В период реализации "ИНО Томск" в Томской области началось создание инфраструктуры нового поколения с благоприятным инвестиционным режимом для развития новых производств, в частности, создана одна из первых в России в системе ЗАТО территория опережающего социально-экономического развития в ЗАТО "Северск", обеспечено устойчивое развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Томск", промышленного парка "Томск" - базовой инфраструктуры для технологических проектов наукоемких компаний в новых секторах экономики Томской области(4).Кроме того, создан инновационный кластер "Smart Technologies Tomsk", прошли этап организационного оформления(5) еще пять промышленно-технологических кластеров по приоритетным отраслям экономики - кластер ядерных технологий, нефтехимический, лесопромышленный, кластер технологий переработки возобновляемых природных ресурсов, кластер технологий освоения трудноизвлекаемых запасов нефти. Совместно с крупными национальными корпорациями ("Газпром", "Интер РАО", "Россети", "СИБУР") реализуются дорожные карты по расширению спроса на конечную высокотехнологичную продукцию по направлениям специализации кластеров на основе мощностей местных промышленных предприятий. За счет реализации кластерных инициатив увеличена доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП. Кластерные инициативы также позволили увеличить количество предприятий-экспортеров - среди малых компаний в 2 раза, по средним предприятиям в 3 раза.
_________________________
(3) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года № 22-р "О Концепции создания в Томской области инновационного территориального центр "ИНО Томск". (4) ОЭЗ ТВТ "Томск" учреждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 №783; ТОСЭР "Северск" учреждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2019 № 132, промышленный парк "Томск" внесен в реестр промышленных (индустриальных) парков в Томской области распоряжением Администрации Томской области от 29.06.2015 N 458-ра.(5) Сформированы дорожные карты и рабочие группы кластеров, привлечены индустриальные партнеры-участники, разработаны и внедрены комплексы стимулирующих мер поддержки компаний для участия в разработческих проектах, привлечены средства из федерального бюджета на поддержку проектов и др.
Структуру регионального бизнеса отличает сочетание предприятий - крупных производственных локомотивов национального масштаба с компаниями среднего и малого размера. По данным СПАРК-Интерфакс по итогам 2020 года в Томской области зарегистрировано 14 компаний с выручкой более 10 млрд рублей и свыше 90 компаний с выручкой более 1 млрд рублей. Крупный бизнес консолидирует активы в базовых секторах экономики, тогда как локальные компании преимущественно занимаются обслуживанием внутреннего рынка. Ряд малых и средних компаний специализируется на производстве экспортно ориентированной продукции и услуг высоких переделов. В их числе "новые драйверы" роста - компьютеры, электроника, оптика, программное обеспечение, ИТ- и веб-продукты, продукты на основе глубокой переработки лесных ресурсов и древесины, беспроводные технологии.
Томская область занимает лидирующие позиции в Сибири по развитию малого и среднего предпринимательства (2 место в СФО по количеству субъектов МСП на душу населения). Поддержке МСП уделяется особое внимание на уровне региональных институтов развития. Развиваются услуги льготного кредитования. Проводятся мероприятия по профессиональной подготовке молодежи субъектов сфере предпринимательства, действует информационно-аналитический ресурс "Малый и средний бизнес Томской области". По сравнению с 2014 г. отмечается общий рост МСП на 754 единицы. Вместе с тем темпы роста малых и средних предприятий оказались несколько ниже запланированных в Стратегии-2015: в 2017-2019 гг. показатель снизился с 22,2 тыс. до 20 тыс. предприятий. Среднесписочная численность работников МСП, включая микропредприятия, снизилась с 84,1 тыс. чел. в 2014 г. до 74,9 тыс. чел в 2019 г. среди причин снижения активности можно отметить, что более 60% занятых в МСП работает в сфере услуг, где наблюдалось сжатие рынка на фоне сокращения реальных денежных доходов населения по стране в целом.
Томская область наращивает позиции как центр притяжения туристов, что создает дополнительные возможности для развития малого и среднего бизнеса. Так, прирост числа лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, расположенных на территории Томской области, по отношению к 2013 году увеличился в 4 раза, составив в 2019 г. - 40,36 %. Этому способствовали создание новых региональных турпродуктов, организация событийных мероприятий, развитие гостиничной инфраструктуры, повышение стандартов обслуживания. Однако, по итогам 2020 года из-за пандемии коронавирусной инфекции наблюдалось снижение турпотока.
Два ключевых показателя - доля инвестиций в основной капитал в ВРП (оценка 2020 г. - 17,8%, план 2020 г. - 28,8%), а также число созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест (оценка 2020 г. - 146,5 тыс. ед., план 2020 г. - 160 тыс. ед.), отстают от запланированных в Стратегии-2015 значений.
К основным причинам снижения инвестиционной активности относятся недостаток собственных и заемных средств у инвесторов для осуществления долгосрочных инвестиций, низкий уровень потребительского и инвестиционного спроса, а также особенности инвестиционного ландшафта Томской области, где более половины объема инвестиций приходится на крупные вертикально интегрированные компании. Существенное влияние на снижение динамики объема инвестиций оказала ситуация в сфере обрабатывающей промышленности, в том числе завершение в 2017-2018 гг. крупных инвестиционных проектов в химическом производстве, сокращение капиталовложений в ядерном производстве. Не удалось запустить ряд крупных инвестиционных проектов, что привело к снижению объема инвестиций в фактически действовавших ценах (с 109,4 млрд руб. в 2014 г. до 101,2 млрд руб. в 2020 г.). Требует внимания снижение позиций области в инвестиционных рейтингах(6). В свою очередь, недостаток инвестиционной активности негативно повлиял на количество и темпы роста создания ВПРМ.