(с изменениями на 1 сентября 2022 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Томской области от 01 сентября 2022 года № 385а
_______________________________________________________________
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 9 Закона Томской области от 12 марта 2015 года № 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области", постановлением Администрации Томской области от 26.04.2016 № 140а "Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период"
постановляю:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период до 2036 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по экономике.
И.о. Губернатора Томской области
А.М. Рожков
Прогноз социально-экономического развития Томской области
на долгосрочный период до 2036 года
В 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и введением ограничительных мер в Томской области как и в России в целом наблюдалась сдержанная динамика экономического роста. Кроме того, снижение добычи нефти в рамках договоренностей по соглашению ОПЕК+, падение курса рубля, а также сокращение потребительского спроса оказали негативное влияние на основные макропоказатели региона. Так, индекс физического объема (далее - ИФО) добычи полезных ископаемых упал до уровня 79,3% относительно значения 2019 года, валовой региональный продукт (далее - ВРП) (по оценке Департамента экономики Администрации Томской области) сократился до 92,6%.
Из-за дефицита платежеспособного спроса и низкой потребительской активности оборот розничной торговли в 2020 году снизился до 98,5%. Объем платных услуг населению за счет падения объемов туристических, транспортных, бытовых услуг, а также услуг системы образования сократился до 89,3%.
Вместе с тем индекс промышленного производства по виду деятельности "Обрабатывающие производства" в 2020 году демонстрировал устойчивые темпы роста - 108,6%, что обусловлено ростом производства электрического оборудования, пищевых продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, химических веществ и химических продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий.
Положительная динамика отмечалась также в сферах строительства (ИФО - 117,9%) и сельского хозяйства (ИФО - 102,9%).
По итогам 2020 года увеличилась среднемесячная начисленная заработная плата (107,0%) за счет опережающих темпов роста заработной платы в строительстве (113,8%), здравоохранении (112,7%), добывающей отрасли (109,2%).
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, по итогам 2020 года выросла на 25,8 тыс. человек и составила 31,9 тыс. человек из-за распространения новой коронавирусной инфекции и последующего введения карантинных ограничений на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.
В соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года" (далее - Стратегия развития), в 2020 году продолжилась реализация приоритетных направлений развития региона, связанных с повышением качества жизни и конкурентоспособности Томской области.
Томская область сохранила лидирующие позиции по основным направлениям научно-технологического и инновационного развития, занимая четвертое место в рейтинге инновационного развития НИУ ВШЭ, опубликованном в 2020 году, и находясь в группе 10 ведущих регионов по уровню инновационного потенциала, по оценке рейтингового агентства RAEX, за последние 10 лет.
Кроме того, в 2020 году в региональной IT-отрасли наблюдается тренд на расширение географии в связи с формированием культуры удаленного взаимодействия, изменением правовых стандартов, электронным документооборотом, ростом децентрализации.
Томская область по итогам 2020 года занимала 1-е место среди субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО) по доле внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП, 2-е место в СФО по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) на душу населения.
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Прогноз социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период до 2036 года (далее - Долгосрочный прогноз) разработан на вариативной основе.
Долгосрочный прогноз разработан с учетом ожидаемых тенденций в мировой и российской экономике, ситуации на товарных и финансовых рынках, а также комплекса мер, направленных на достижение национальных целей развития, установленных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Кроме того, учтена необходимость достижения целей и задач Стратегии развития, показателей эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, национальных целей развития Российской Федерации и национальных проектов, в т.ч. показателей, установленных для Томской области в рамках соглашений с федеральными органами исполнительной власти о реализации региональных проектов.
Сценарные условия определены с учетом накопленного потенциала региона и внешних факторов воздействия. В качестве основы при формировании Долгосрочного прогноза использованы: Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года, сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также данные Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат).
Долгосрочный прогноз разработан в составе трех основных вариантов развития: консервативного, базового и целевого, указанных в приложении № 1 к настоящему Долгосрочному прогнозу.
Консервативный вариант основан на предпосылке об относительно неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении экономики при относительно слабом росте потребительского спроса и консервативной инвестиционной политики частных компаний в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Слабый спрос на энергоресурсы окажет дополнительное давление на мировые цены на нефть и объемы экспортных поставок энергоресурсов из России. Вместе с тем поддержку рынку нефти продолжит оказывать действие соглашения ОПЕК+, а также сокращение добычи в США и странах с высокой себестоимостью добычи. В дополнение к падению спроса на энергоресурсы в мире в рамках консервативного варианта предполагается продолжение наблюдающегося в добывающей промышленности Томской области тренда на снижение добычи нефти. Темпы роста обрабатывающей промышленности при этом предполагаются на уровне тренда развития этой отрасли в последние годы.
В целом в рамках консервативного варианта предполагается длительное сохранение пониженной деловой активности в отраслях, деятельность которых была ограничена в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. При этом структурные изменения потребительского спроса как мирового, так и внутрироссийского будут оказывать замедляющее влияние на восстановление таких секторов, как сфера развлечений и досуга, туристическая отрасль, индивидуальные услуги населению. В долгосрочной перспективе консервативный вариант характеризуется предположением о замедлении экономического роста в мире и, как следствие, снижением темпов роста мировой торговли, а также отсутствием значительных отличий в динамике структуры производства и экспорта Томской области по сравнению с прогнозируемой динамикой соответствующих показателей для Российской Федерации в целом. Консервативный вариант предполагает сокращение населения Томской области к 2036 году.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный вариант развития экономики Томской области с учетом принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и структурные изменения в экономике. Предусматривается развитие новых механизмов для привлечения инвестиций. В рамках этого варианта выдвигается предположение об относительно благоприятной внешней для Томской области конъюнктуре с ограниченным замедлением мировой экономики и торговли в среднесрочной перспективе, а также постепенное движение структуры производства экспорта региона в сторону несырьевых неэнергетических товаров, в том числе в сторону товаров повышенной технологичности. Динамика численности населения в случае реализации базового варианта также может быть охарактеризована как относительно благоприятная: восстановительный рост ожидается с 2026 года. Одним из ключевых предположений базового варианта является предположение о стабильности добычи нефти в регионе. При этом предполагается достаточно интенсивное развитие обрабатывающей промышленности, в том числе за счет постепенного наращивания темпов роста инвестиций в основной капитал.
Целевой вариант характеризуется форсированными темпами роста экономики региона вследствие расширения инвестиционных программ хозяйствующих субъектов, поддержки государством внутреннего спроса и предложения, расширения банковского кредитования, достижением целевых показателей национальных проектов. Внешняя конъюнктура будет способствовать полноценной реализации экспортного и производственного потенциала региона. В целевом варианте следует ожидать восстановительный рост населения региона после 2026 года. Темпы роста обрабатывающей промышленности в этом варианте предполагаются значительными. Ретроспектива показывает, что эта отрасль экономики Томской области при относительно благоприятной конъюнктуре способна расти темпами не менее 5% - 7% ежегодно. В целевом варианте предполагается достижение экономикой Томской области национальных целей по уровню бедности, численности населения, инвестициям, росту объемов несырьевого неэнергетического экспорта и ряду других показателей, отраженных в национальном плане.
В целом в долгосрочной перспективе до 2036 года прогнозируется позитивная динамика основных показателей социально-экономического развития Томской области.
Ожидается ускорение экономического роста на фоне оживления внутреннего спроса, прежде всего потребления домашних хозяйств в результате роста потребительской уверенности, увеличения реальных доходов и повышения занятости.
В 2020 году Томская область столкнулась с двумя критически важными внешними событиями, последствия которых окажут существенное влияние на развитие региона в долгосрочной перспективе. Сочетание этих событий и их вероятных системных последствий позволяют говорить о "новой экономической реальности" в период 2021 - 2036 годов.
Первым критическим событием является новая коронавирусная инфекция (COVID-2019), которая привела к системной мировой рецессии, циклическому падению активности на товарных рынках, в особенности затронув рынки контактных услуг (туризм, развлечения, городские услуги, образование, здравоохранение). Изменения могут носить радикальный характер и продлиться не менее 10 лет. Это значит, что в стратегическом горизонте региону предстоит развиваться в условиях высокого уровня неопределенности.
Вторым критическим событием 2020 года стало резкое падение цен на углеводороды. На фоне резких скачков и падений цен прогнозируется сворачивание инвестиций в крупные инфраструктурные проекты, снижение инвестиций в дорогостоящие трудные проекты, сокращение нефтегазовых доходов регионов-экспортеров, нестабильность бюджетных поступлений.
Кроме того, к сдерживающим факторам развития в Томской области относятся:
общеэкономические факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность предприятий, включающие: недостаточность собственных финансовых средств; непредсказуемость инфляции в стране; инвестиционные риски;
системные ограничивающие факторы, включающие: низкую транспортную доступность; диспропорции территориального развития, в том числе недостаток инвестиционной, инженерной и иной инфраструктуры в отдаленных районах; ограниченный объем внутреннего рынка; истощение разведанных месторождений углеводородного сырья.
Ограничением экономического роста также выступает малая привлекательность Томской области для качественного человеческого капитала (талантливых исследователей, инженеров и предпринимателей). Условия жизни (экологическая среда, городская среда, качество жизни) и те возможности самореализации (карьера, доходы), которые сегодня предоставляет регион, не соответствуют ожиданиям и ценностям жителей, в особенности активной молодежи.
В 2021 году наметилась тенденция к стабилизации динамики показателей потребительского спроса, отмечается стабилизация цен на энергоресурсы.
В соответствии со Стратегией развития основные направления социально-экономического развития Томской области на долгосрочный период будут связаны с диверсификацией топливного-энергетического комплекса, развитием глубокой переработки лесных ресурсов и древесины, новых промышленных кластеров в сфере высокотехнологичного инжиниринга, микро- и наноэлектроники, точного машиностроения и производства передового оборудования (а также диверсификация оборонно-промышленного комплекса). Важное направление - развитие непроизводственных индустрий, включая предпринимательство в сфере гостеприимства, городских услуг, креативной индустрии, туризма.
Достижение цели по реализации модели интенсивного развития региона будет возможно благодаря дальнейшему развитию конкурентоспособного научно-образовательного комплекса с ориентацией на прорывные научно-технологические разработки и образовательные программы, востребованные индустрией, а также сформированной инновационной экосистеме.
Валовой региональный продукт
По оценке Департамента экономики Администрации Томской области, ВРП Томской области в 2020 году составил 572,5 млрд. руб. (92,6%), что связано с существенным сокращением добычи полезных ископаемых.
В структуре ВРП Томской области по итогам 2020 года в сравнении с 2019 годом отмечается сокращение валовой добавленной стоимости (далее - ВДС) нефтедобывающего сектора с 27,5% до 21%. Доля ВДС обрабатывающих производств в 2020 году при этом увеличилась с 10% до 11,5%, деятельности по операциям с недвижимым имуществом - с 9,7% до 10,6%, транспортировки и хранения - с 8,3% до 9,5%, строительства - с 4,8% до 6,5%.
Прогнозируется, что в 2021 году показатель ВРП региона достигнет значения 102,3%, что обусловлено наращиванием объемов в обрабатывающей промышленности, восстановлением деловой активности и потребительского спроса, а также стабилизацией ситуации с добычей полезных ископаемых.
Реализация комплекса мер, в том числе за счет новых инструментов развития, направленных на достижение национальных целей, обеспечит сдвиги в структуре производства. В течение прогнозного периода будет возрастать вклад в рост обрабатывающих производств, транспорта, строительства и операций с недвижимым имуществом, деятельности профессиональной, научной и технической. При этом снизится вклад таких видов деятельности, как добывающая промышленность, оптовая и розничная торговля. В условиях дальнейшего развития и модернизации экономики в долгосрочной перспективе эти тенденции окажут положительный эффект на макропоказатели.
В долгосрочной перспективе до 2036 года по базовому варианту развития ежегодные темпы роста ВРП составят 103,1%. При консервативном варианте уровень ВРП Томской области в 2036 году стабилизируется на значении 101,1%, при базовом - 102,5%, при целевом - 103,2%.
Прогноз динамики индекса физического объема валового
регионального продукта Томской области
Показатель | 2019 год | 2020 год (оценка) | 2021 год (оценка) | Вариант прогноза | 2024 год | 2030 год | 2036 год |
Индекс физического объема ВРП | 100,1 | 92,6 | 102,3 | консервативный | 101,2 | 102,9 | 101,1 |
базовый | 102,4 | 105,0 | 102,5 | ||||
целевой | 102,9 | 105,8 | 103,2 |
Основные параметры инфляции
По итогам 2020 года индекс потребительских цен (далее соответственно - ИПЦ, инфляция) в регионе составил 104,3% (к декабрю 2019 года), что ниже значения соответствующего показателя по стране в целом - 104,9%. Наибольший вклад в рост индекса потребительских цен в 2020 году в Томской области внесло повышение цен на продовольственные товары (105,0%). Среднегодовой индекс потребительских цен в Томской области за 2020 год составил 103,7%.
За первое полугодие 2021 года к декабрю 2020 года потребительские цены на товары и услуги в Томской области выросли на 3,5%, в том числе: на продовольственные товары - на 4,8%, непродовольственные товары - на 3,0%, платные услуги населению - на 2,3%. К концу 2021 года инфляция оценивается на уровне 105,9% (к декабрю 2020 года).
В прогнозируемом долгосрочном периоде инфляция (декабрь к декабрю предыдущего года) стабилизируется и в 2036 году составит 3,7% - 4,0%. Сдержанной величине индекса потребительских цен будет способствовать устойчивость курса национальной валюты, реализация политики по таргетированию инфляции, ограничение предельного размера индексации регулируемых тарифов, рост предложений и усиление конкуренции импорта, умеренный рост внутренних цен на продовольственные товары, расширение импортозамещения, свободный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок продовольствия, снижение роста цен на товары первой необходимости.
Прогноз динамики индекса потребительских цен
на долгосрочный период
Показатель | 2019 год | 2020 год | 2021 год | Вариант прогноза | 2024 год | 2030 год | 2036 год |
Индекс потребительских цен, | 103,8 | 104,3 | 105,9 | консерва-тивный | 104,1 | 104,0 | 104,0 |
базовый | 104,0 | 103,8 | 103,8 | ||||
целевой | 103,8 | 103,7 | 103,7 |