В соответствии с пунктом 6 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Томск", утвержденного решением Думы Города Томска от 06.10.2009 № 1316, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 30.12.2015 № 1349, постановлением администрации Города Томска от 16.09.2021 № 805 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов и на период до 2030 года", руководствуясь Уставом Города Томска,
постановляю:
1. Внести в постановление администрации Города Томска от 05.02.2020 № 105 "Об утверждении бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2025 года" следующие изменения:
в приложении к постановлению:
1) абзац второй после слов "от 08.09.2020 № 816," дополнить словами "постановлением администрации Города Томска от 16.09.2021 № 805";
2) раздел 3 "Условия реализации Бюджетного прогноза" изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
3) в подразделе 4.1 "Основные подходы к формированию доходов бюджета муниципального образования "Город Томск" раздела 4 "Прогноз основных показателей бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2025 года" после абзаца шестьдесят второго дополнить абзацами следующего содержания:
"Бюджетный прогноз муниципального образования "Город Томск" по доходам на 2022-2023 годы составлен с учетом безвозмездных поступлений из областного бюджета, утвержденных решением Думы Города Томска от 01.12.2020 № 45 "О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов", и дополнительного объема дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на 2022 год, на 2024 год прогноз по доходам составлен с учетом дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц, на 2025 год прогноз составлен с учетом безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц.
Бюджетный прогноз на 2022-2024 годы составлен: на 2022 год с дефицитом в размере 797,1 млн р. или 10,0% от общего годового объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений, в том числе дефицит без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета - 795,6 млн р. (10,0%); на 2023 и 2024 годы с дефицитом в размере 798,2 млн р. (10,0 %) и 826,6 млн р. (10,0%) соответственно. На долгосрочный период до 2025 года бюджетный прогноз сформирован без дефицита.";
4) в подразделе 4.3 "Основные подходы к формированию долговой политики, дефицита (профицита) бюджета муниципального образования "Город Томск" раздела 4 "Прогноз основных показателей бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2025 года" слова "не более 82,0%" заменить словами "не более 86,9%";
5) приложение 1 к бюджетному прогнозу муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2025 года изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
6) приложение 2 к бюджетному прогнозу муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2025 года изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению;
7) приложение 3 к бюджетному прогнозу муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2025 года изложить в редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению.
2. Комитету по общим вопросам администрации Города Томска:
1) опубликовать настоящее постановление в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск";
2) направить настоящее постановление в структурное подразделение Администрации Томской области, определенное Губернатором Томской области, выполняющее функции уполномоченного органа по ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
И.о. Мэра Города Томска
М.А. Ратнер
3. Условия реализации бюджетного прогноза
Сценарные условия Бюджетного прогноза вытекают из трех вариантов прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2030 года (далее - прогноз на долгосрочный период).
Прогноз на долгосрочный период скорректирован с учетом результатов социально-экономического развития Города Томска за 2020 год, динамики развития экономики муниципального образования "Город Томск" в январе - июне 2021 года, а также параметров прогноза развития российской экономики до 2024 года.
Прогноз на долгосрочный период сформирован в трех вариантах: консервативном, базовом и целевом.
Все три варианта прогноза предполагают успешное преодоление в 2022 году последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с различной скоростью восстановления экономики. Так, консервативный вариант прогноза предполагает наиболее долгий период восстановления, целевой вариант прогноза - минимальные последствия и устойчивый рост показателей в различных отраслях экономики.
Консервативный вариант построен исходя из наименее благоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы Города Томска.
Базовый вариант исходит из эволюционного сценария развития Города Томска в более благоприятных внешних и внутренних условиях.
Указанный вариант является базовым для составления Бюджетного прогноза.
Целевой вариант ориентирован на предусмотренный Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года инновационный сценарий развития Города Томска. Целевой вариант предполагает к 2030 году успешную реализацию целей и задач и национальных проектов, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", составляющих экономическую и социальную стратегию Российской Федерации на долгосрочный период.
Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает ежегодный прирост:
- численности населения Города Томска на 1610 - 3046 человек при сохранении естественного прироста жителей во всем прогнозном периоде;
- объемов промышленного производства на 2 ,8% - 4,6%;
- объемов инвестиций в основной капитал на 3,8% - 5,1%;
- реальной заработной платы работающего населения Города Томска в размере 2,1% - 4,3%.
Показатели прогноза на долгосрочный период, характеризующие развитие муниципального образования "Город Томск" при установленных трех вариантах, сгруппированы по следующим основным сферам:
1) демография.
Указанная сфера направлена на прогнозирование ситуации, касающейся численности, территориального размещения и состава населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.
В долгосрочном прогнозном периоде с высокой долей вероятности прогнозируется естественная убыль населения Российской Федерации и Томской области. В Городе Томске естественная убыль населения прогнозируется по консервативному и базовому вариантам долгосрочного прогноза.
Демография характеризуется такими основными показателями, как численность населения, средняя продолжительность жизни, численность занятых в экономике, численность занятых на крупных и средних предприятиях, численность занятых в малом предпринимательстве; уровень регистрируемой безработицы;
2) уровень жизни населения.
Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени, и базируется на объеме реальных доходов на душу населения и соответствующем объеме потребления.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает устойчивый рост средней заработной платы в реальном секторе экономики Города Томска, прежде всего, на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности. Продолжение реализации мероприятий государственной социальной политики обеспечит положительную динамику заработной платы работников бюджетных учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальных услуг. Рост средней заработной платы в указанных сферах увеличит потребительский спрос и будет способствовать увеличению объема реализации товаров и услуг, следовательно, росту номинальной и реальной заработной платы в сфере малого предпринимательства.
Данная сфера оценена такими основными показателями, как среднемесячная заработная плата одного работника в целом по городу, среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий, среднемесячная заработная плата работников, занятых в малом предпринимательстве;
3) экономический потенциал.
Экономический потенциал города определяет совокупную способность экономической системы производить продукцию, осуществлять строительство, оказывать услуги населению и удовлетворять его запросы, обеспечивать развитие производства и потребления.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает сохранение темпов экономического роста и основных тенденций, сложившихся в экономике Города Томска в 2020 - 2021 годы, при ускоренном развитии отдельных сфер экономики (пищевая, химическая, деревообрабатывающая промышленность, производство электрооборудования), традиционно являющихся основой экономического потенциала Города Томска.
Экономический потенциал определяется такими основными показателями, как экономический оборот, объем отгруженной промышленной продукции, объем инвестиций в основной капитал, объем строительных работ;
4) потребительский рынок.
Функционирование потребительского рынка определяется системой социально-экономических и организационных отношений по поводу производства и реализации потребительских товаров, социально-экономического обеспечения жизнедеятельности отдельных социальных групп и слоев населения.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает устойчивое развитие существующего сетевого ритейла, вхождение на рынок новых федеральных сетей, появление ряда новых супермаркетов современных форматов, ежегодное открытие новых ресторанов, расширение перечня предлагаемых потребителям бытовых и иных услуг.
В долгосрочном периоде сдерживанию среднегодового уровня инфляции в диапазоне 103,7% - 104,1% будет способствовать ограничение предельного размера индексации регулируемых тарифов, стабилизация курса национальной валюты, умеренный рост внутренних цен на продовольственные товары, расширение импортозамещения, широкий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок продовольствия и ярмарки сельхозпродукции.
Основными показателями, характеризующими состояние потребительского рынка города в долгосрочном периоде, являются оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг населению;
5) городское хозяйство.
Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего его социально-экономическую и экологическую стабильность.
Основными показателями, отражающими деятельность в данной сфере, являются протяженность улично-дорожной сети, средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов, общая площадь жилых помещений в аварийных жилых домах.
Базовый вариант долгосрочного прогнозирования предусматривает:
- ежегодный ввод в эксплуатацию 200 - 270 тыс. кв. м общей площади жилья за счет реализации государственных программ поддержки жилищного строительства, а также муниципальных жилищных программ, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей и отдельных категорий граждан;
- планируемую ликвидацию до 2024 года аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, и сокращение общего количества аварийных многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Томск" в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда";
6) социальная сфера.
Экономическая деятельность, непосредственно касающаяся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп общества в полной степени характеризует состояние социальной сферы города.
Основными показателями, отражающими деятельность в данной сфере, являются доля детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет (включительно), получающих услуги дошкольного образования, уровень обеспеченности населения города Томска спортивными сооружениями исходя из единой пропускной способности объектов спорта, обеспеченность населения города общедоступными библиотеками, учреждениями культурно-досугового типа, парками.
При базовом варианте долгосрочного прогнозирования предусматривается:
- достижение к 2030 году доли детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет (включительно), получающих услуги дошкольного образования, в размере 31,9% от их общей численности в рамках выполнения задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года;
- увеличение к 2030 году уровня обеспеченности населения, проживающего на территории муниципального образования "Город Томск" спортивными сооружениями исходя из единой пропускной способности объектов спорта до 51%;
- сохранение обеспеченности населения Города Томска объектами культуры (общедоступными библиотеками, учреждениями культурно-досугового типа, парками).
Приложение 1 к бюджетному прогнозу
муниципального образования "Город Томск"
на долгосрочный период до 2025 года
Прогноз основных показателей бюджета муниципального образования "Город Томск" в долгосрочном периоде
млн.р
№ п/п | Наименование показателя | Исполнено за 2018 год | Исполнено за 2019 год | Исполнено за 2020 год | 2021 год | Прогноз на | ||||
План | Исполнено | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Доходы, всего в т.ч.: | 16 399,7 | 18 413,8 | 16 603,3 | 19 918,8 | 19 761,3 | 17 306,0 | 15 259,9 | 9 354,3 | 8 481,7 |
Налоговые и неналоговые доходы | 7 162,7 | 7 309,2 | 7 023,9 | 7 333,3 | 7 728,7 | 8 157,6 | 8 317,0 | 8 665,3 | 8 471,2 | |
Безвозмездные поступления, в т.ч.: | 9 237,0 | 11 104,6 | 9 579,4 | 12 585,5 | 12 032,6 | 9 148,4 | 6 942,9 | 689,0 | 10,5 | |
целевые средства | 8 408,0 | 10 252,6 | 8 485,4 | 11 504,3 | 10 951,4 | 7 983,9 | 6 253,9 | 0,0 | 0,0 | |
нецелевые средства | 829,0 | 852,0 | 1 094,0 | 1 081,2 | 1 081,2 | 1 164,5 | 689,0 | 689,0 | 10,5 | |
2 | Расходы, всего, в т.ч.: | 16 293,7 | 18 600,3 | 17 044,4 | 20 860,4 | 19 525,9 | 18 103,1 | 16 058,1 | 10 180,9 | 8 481,7 |
2.1. | Капитальный ремонт | 527,0 | 372,0 | 289,9 | 317,5 | 281,5 | 461,9 | 99,6 | 74,1 | 175,7 |
2.2. | Капитальные вложения | 2 336,2 | 3 455,6 | 1 657,0 | 3 603,3 | 2 664,7 | 1 654,1 | 219,1 | 116,3 | 1 175,0 |
2.3. | Расходы на обслуживание муниципального долга | 233,8 | 192,2 | 213,6 | 224,7 | 223,6 | 420,4 | 521,8 | 571,3 | 571,3 |
2.4. | Условно утвержденные расходы, в т.ч. | х | х | х | х | х | х | 556,0 | 1 181,0 | х |
в % | х | х | х | х | х | х | 5,7% | 11,6% | х | |
3 | Дефицит (-) (профицит (+)), в т.ч. | 106,0 | -186,5 | -441,1 | -941,6 | 235,4 | -797,1 | -798,2 | -826,6 | 0,0 |
в % | x | 2,6% | 6,3% | 12,8% | х | 9,8% | 9,6% | 9,5% | 0,0% | |
4 | Объем муниципального долга, в т.ч. | 3 392,0 | 3 564,9 | 4 217,0 | 4 788,0 | 4 180,0 | 5 734,5 | 6 532,7 | 7 359,3 | 7 359,3 |
в % | 47,4% | 48,8% | 60,0% | 65,3% | 54,1% | 70,3% | 78,5% | 84,9% | 86,9% |