________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2020 г. на основании
постановления Администрации Томской области от 27 сентября 2019 года № 348а
__________________________________________________________________
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в соответствии с пунктом 28 Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, на основании типовой государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда
постановляю:
1. Внести в постановление Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а "Об утверждении государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области" ("Собрание законодательства Томской области", № 12/2 (113), часть 1 от 30.12.2014) следующие изменения:
в государственной программе "Развитие рынка труда в Томской области", утвержденной указанным постановлением (далее - Программа):
1) подпрограмму 2 "Развитие социального партнерства, улучшение условий и охраны труда в Томской области" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению;
2) строку 13 приложения № 1 "Перечень показателей цели и задач государственной программы и сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета" к Программе изложить в следующей редакции:
"13. | Удельный вес работников, занятых | % | - | год | за отчетный период | УДВ = В/Очр x 100%, где: УДВ - удельный вес работников, занятых | ведомственная статистика | Департамент труда | до 1 апреля года, следующего |
2. Департаменту информационной политики Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
И.о. временно исполняющего обязанности
Губернатора Томской области
А.М.Феденёв
Паспорт подпрограммы 2 государственной программы
Наименование подпрограммы | Развитие социального партнерства, улучшение условий и охраны труда в Томской области | |||||||||||||||||||
Соисполнитель государственной программы (ответственный | Департамент труда и занятости населения Томской области | |||||||||||||||||||
Участники подпрограммы | Департамент труда и занятости населения Томской области | |||||||||||||||||||
Цель подпрограммы | Развитие социального партнерства, улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных | |||||||||||||||||||
Целевые индикаторы (показатели) и их значения | Целевые индикаторы | 2013 г. (факт) | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | |||||||||||
1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: | ||||||||||||||||||||
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве | 15 | 15 | 14 | 14 | 13 | 13 | 12 | 12 | ||||||||||||
1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, чел. | 460 | 457 | 454 | 451 | 448 | 445 | 442 | 439 | ||||||||||||
1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете | 66,2 | 64,7 | 64,7 | 63,7 | 63,7 | 63,7 | 63,7 | 63,7 | ||||||||||||
1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров, чел. | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | ||||||||||||
2. Динамика оценки условий труда: | ||||||||||||||||||||
2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда(<1>), ед. | 14000 | 8000 | 15000 | 16000 | 17300 | 14000 | 9000 | 15000 | ||||||||||||
2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, | 19,5 | 11,2 | 20,9 | 22,3 | 24,1 | 19,5 | 12,5 | 20,9 | ||||||||||||
2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, ед. | 5600 | 3200 | 6000 | 6400 | 6920 | 5600 | 3600 | 6000 | ||||||||||||
3. Условия труда: | ||||||||||||||||||||
3.1. Численность работников, занятых | 93262 | 90386 | 90000 | 89000 | 88000 | 87000 | 86000 | 85000 | ||||||||||||
3.2. Удельный вес работников, занятых | 23,2 | 22,6 | 23,0 | 24,3 | 24,0 | 23,7 | 23,5 | 23,2 | ||||||||||||
4. Социальное партнерство: | ||||||||||||||||||||
4.1. Доля работников, охваченных коллективными договорами и соглашениями, | 67,5 | 67,5 | 67,5 | 67,6 | 67,6 | 67,7 | 67,7 | 67,8 | ||||||||||||
Задача подпрограммы | Содействие развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда в Томской области | |||||||||||||||||||
Направления решения задачи | 1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах. | |||||||||||||||||||
Показатели задачи подпрограммы и их значения | Показатели задачи | 2013 г. (факт) | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | |||||||||||
1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве | 15 | 15 | 14 | 14 | 13 | 13 | 12 | 12 | ||||||||||||
2. Количество соглашений о социальном партнерстве, заключенных на региональном, отраслевом и территориальных уровнях, ед. | 60 | 60 | 60 | 63 | 66 | 66 | 66 | 66 | ||||||||||||
ВЦП, входящие | ВЦП 3 "Содействие развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда в Томской области" | |||||||||||||||||||
Сроки реализации подпрограммы | 2015 - 2020 годы | |||||||||||||||||||
Объем и источники финансирования подпрограммы | Источники | Всего | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | ||||||||||||
федеральный бюджет (по согласованию (прогноз) | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
областной бюджет | 27 568,8 | 4 212,2 | 4 831,8 | 4 631,2 | 4 631,2 | 4 631,2 | 4 631,2 | |||||||||||||
местные бюджеты (по согласованию | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
внебюджетные источники | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
всего по источникам | 27 568,8 | 4 212,2 | 4 831,8 | 4 631,2 | 4 631,2 | 4 631,2 | 4 631,2 | |||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации | 1. Рост количества соглашений о социальном партнерстве, заключенных на региональном, отраслевом и территориальных уровнях, на 4,7%. |
--------------------------------
<1> Учитывается количество рабочих мест, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда.
<2> Сведения по аттестации рабочих мест/специальной оценке условий труда.
Характеристика текущего состояния сферы
реализации подпрограммы 2
Вопросы охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и Томской области (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Полномочия Томской области в указанных сферах определены Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законами Томской области от 9 июля 2003 года № 83-ОЗ "Об охране труда в Томской области" и от 13 января 2003 года № 11-ОЗ "О социальном партнерстве в Томской области". Показатели производственного травматизма, социальной стабильности в обществе являются основополагающими, влияющими на оценку населением деятельности органов исполнительной власти.
В целях комплексного подхода к регулированию интересов социальных партнеров на региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях в Томской области сформированы стороны социального партнерства из представителей власти, бизнеса и профсоюзов.
Социальное партнерство в Томской области представляет собой взаимоувязанную систему региональных (2 ед.), территориальных (17 ед.), отраслевых (27 ед.) и коллективных договоров (1327 ед.), действие которых распространяется более чем на 250 тыс. человек, более 70% от среднесписочной численности работающих по полному кругу предприятий.
Действует 14-е по счету Соглашение о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций Томской области, работодателями и их объединениями. С 2009 года заключается Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области.
В рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ведется диалог между Администрацией Томской области, представителями объединений профсоюзов, объединений работодателей и достигается компромисс по вопросам социально-экономического развития региона, повышения качества жизни работников и их семей, развития эффективного рынка труда, сохранения и создания новых рабочих мест и обеспечения их трудовыми ресурсами необходимой квалификации, реализации приоритетных инвестиционных проектов и другим.
Аналогичные вопросы рассматриваются и территориальными трехсторонними комиссиями, действующими во всех муниципальных образованиях Томской области.
В рамках социального партнерства проводятся региональные этапы Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".
Несмотря на достаточно большой накопленный опыт в развитии социального партнерства, в Томской области наблюдается тенденция снижения количества заключаемых коллективных договоров. Так, с 1661 единицы на 01.01.2012 их количество уменьшилось до 1137 единиц к 01.01.2016.
Отсутствует механизм привлечения к ответственности представителей сторон социального партнерства за невыполнение обязательств, принятых в соглашениях всех уровней, это приводит к тому, что соглашения не выполняются в полном объеме.
Решение проблем в социальном партнерстве наиболее целесообразно осуществлять с использованием программно-целевого метода с внедрением в практику инновационных мероприятий, поскольку они требуют комплексного подхода, имеют особую значимость и приоритетность для общества, не могут быть решены в течение одного финансового года и требуют бюджетных расходов в течение нескольких лет.
В рамках социального партнерства проводится работа по улучшению условий и охраны труда в организациях Томской области. В областном Соглашении определены обязанности сторон по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в процессе модернизации экономики региона.
За последние 5 лет, с 2012 года по 2016 год в Томской области наблюдается положительная динамика снижения числа производственного травматизма. По отношению к 2012 году количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве сократилось почти на 25%.
Начиная с 2012 года количество смертельных несчастных случаев как увеличивалось, так и снижалось. Динамика снижения их числа более чем на 50% отчетливо наблюдается с 2014 года.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Томской области имеют следующую динамику (таблица 2).
Таблица 2
Наименование показателя | Годы | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом | 19 | 12 | 15 | 18 | 11 | 10 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более | 508 | 475 | 435 | 442 | 376 | 363 |
Количество дней временной нетрудоспособности | 86,1 | 66,9 | 67,3 | 58,7 | 65,2 | 74,1 |
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2011 - 2016 годах (по данным Управления Федеральной службы по надзору | 116 | 63 | 60 | 54 | 39 | 29 |
Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве в Томской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии должного контроля со стороны работодателя.
К другим причинам относятся: нарушение технологического процесса, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, в том числе нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Многие предприятия области в последние годы занялись модернизацией условий труда, внедряют интегрированные системы управления охраной труда, основанные на международных стандартах, совершенствуют систему управления охраной труда, но, несмотря на проведенные превентивные мероприятия по охране труда, ежегодно наиболее травмоопасными отраслями в связи со спецификой своей деятельности остаются:
обрабатывающее производство;
добыча полезных ископаемых;