Наличие эффективной системы управления региональными финансами является одним из основных аспектов, обеспечивающих достижение целей и задач социально-экономического развития Томской области.
В условиях снижения темпов экономического развития и в связи со значительным объемом социальных обязательств, финансируемых за счет средств областного бюджета, проблема повышения эффективности бюджетных расходов стоит особо остро.
Мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов в Томской области, осуществляются на областном и муниципальном уровнях на протяжении нескольких лет.
В 2006 - 2008 годах в регионе реализовывалась Программа реформирования региональных финансов Томской области (утверждена распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27.10.2005 № 627-р "Об утверждении Программы реформирования региональных финансов Томской области на 2006 - 2008 годы").
В результате реализации вышеуказанной программы Томская область вошла в число регионов, которые одними из первых внедрили у себя механизмы:
формирования государственных заданий;
формирования перечня бюджетных услуг, оказываемых населению за счет средств регионального бюджета;
оценки потребности в бюджетных услугах;
формирования ведомственных целевых программ, в том числе и для деятельности, связанной с оказанием бюджетных услуг;
стандартизации бюджетных услуг;
стимулирования проведения бюджетной реформы муниципальными образованиями, входящими в состав региона, и пр.
В августе 2011 года была утверждена Региональная программа повышения эффективности бюджетных расходов Томской области на 2011 - 2013 годы (распоряжение Администрации Томской области от 11.08.2011 № 781-ра "Об утверждении Региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов Томской области на 2011 - 2013 годы").
В ходе реализации указанной Региональной программы были решены следующие основные задачи:
расширена сфера применения программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области;
усовершенствованы механизмы оценки потребности в государственных услугах, оказываемых областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, и применения результатов оценки при планировании деятельности и планировании ассигнований;
внедрены инструменты контроля за исполнением государственных заданий, стимулирования их надлежащего исполнения;
разработана методика оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета, которая стала действенным механизмом усиления финансовой дисциплины, а также решен ряд других задач.
В 2014 - 2015 годах осуществлялась реализация Плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики Томской области на 2014 год и на среднесрочную перспективу, утвержденного распоряжением Губернатора Томской области от 27.12.2013 № 481-р "Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики Томской области на 2014 год и на среднесрочную перспективу". В 2016 году также реализовывался План мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики Томской области на 2016 год, утвержденный распоряжением Губернатора Томской области от 15.02.2016 № 44-р "Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики Томской области на 2016 год".
В 2017 году реализовывалась Программа оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы, утвержденная распоряжением Администрации Томской области от 31.03.2017 № 179-ра.
Несмотря на предпринимаемые меры, вопрос эффективности бюджетных расходов по-прежнему требует пристального внимания. Основными причинами являются:
наличие пробелов и внутренних противоречий в сфере правового и методического обеспечения реализации соответствующих инструментов на федеральном уровне, в первую очередь отсутствие четких и понятных всем критериев оценки эффективности;
отсутствие заинтересованности со стороны главных распорядителей средств областного бюджета, областных государственных учреждений, муниципальных образований в принятии мер по повышению эффективности бюджетных расходов.
Частично данные проблемы решаются путем систематической работы по совершенствованию нормативного правового регулирования применения механизмов и инструментов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, усиление финансовой дисциплины.
Кроме того, для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо повысить прозрачность и обоснованность бюджетных расходов. Решение данной задачи невозможно без полной автоматизации всех стадий бюджетного процесса. Формирование государственных программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных заданий, отчетности должно осуществляться с помощью единых информационных систем.
Также необходимо совершенствовать профессиональные знания государственных гражданских служащих в части применения новых инструментов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, повышать заинтересованность органов местного самоуправления к принятию соответствующих мер в отношении расходов местных бюджетов.
Подпрограмма "Повышение эффективности бюджетных расходов Томской области" сформирована в целях дальнейшего совершенствования методов и инструментов, направленных на оптимизацию бюджетных расходов и повышение качества бюджетного планирования, исполнения областного и местных бюджетов.
Настоящая подпрограмма направлена на решение задачи государственной программы "Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности и прозрачности региональных финансов".
Подпрограмма содержит следующие задачи:
развитие в Томской области системы "Электронный бюджет";