(с изменениями на 10 декабря 2013 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2013 года № 922-ра
________________________________________________________________
1. В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, руководствуясь пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р, утвердить Региональную программу повышения эффективности бюджетных расходов Томской области на 2011 - 2013 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Определить Департамент финансов Томской области (Феденёв) исполнительным органом государственной власти Томской области, ответственным за реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области - начальника Департамента финансов Томской области Феденёва А.М.
(Пункт в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2013 года № 922-ра, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор Томской области
В.М.Кресс
Региональная программа
повышения эффективности бюджетных расходов Томской области
на 2011 - 2013 годы
(в редакции, введенной в действие
Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2013 года № 922-ра, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование | Региональная программа повышения эффективности бюджетных расходов Томской области на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) |
Основание | Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р |
Заказчик Программы | Департамент финансов Томской области |
Цель Программы | Создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Томской области |
Задачи Программы | 1. Расширение сферы применения программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области. 2. Совершенствование механизмов оценки потребности в государственных услугах, оказываемых областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, и применение результатов оценки. 3. Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений и применение исполнительными органами государственной власти Томской области полученных результатов в практике бюджетного планирования. 4. Организация контроля за исполнением государственных заданий, стимулирование надлежащего исполнения государственных заданий и установления порядка их корректировки. 7. Оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета. 8. Стимулирование реформы бюджетного процесса на муниципальном уровне |
Сроки реализации Программы | 2011 - 2013 годы |
Основные | Разработка и применение правовых актов, направленных на: совершенствование процедур формирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, бюджетных целевых программ; автоматизацию процесса формирования, исполнения и мониторинга системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Томской области, бюджетных целевых программ, иных процедур, связанных с формированием областного бюджета; информирование общественности о новациях в применении инструментов бюджетирования, ориентированного на результат; совершенствование процедуры оценки потребности в предоставляемых государственных услугах, использование результатов данной оценки; установление процедуры оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений, использование результатов данной оценки в практике бюджетного планирования; совершенствование контроля за исполнением государственных заданий; осуществление оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета; совершенствование порядка предоставления и выделения средств из областного фонда реформирования муниципальных финансов |
Исполнители | Департамент финансов Томской области; Департамент экономики Администрации Томской области; главные распорядители средств областного бюджета |
Объемы и источники финансирования Программы | Общая потребность финансового обеспечения Программы составляет 103639,3 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 91 639,3 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 72 303,4 тыс. рублей (прогноз); средства областного бюджета - 19 335,9 тыс. рублей; 2012 год -12 000 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 12 000 тыс. рублей; Объем финансирования Программы ежегодно корректируется при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период исходя из возможностей областного бюджета |
Ожидаемые | Достижение показателей, указанных в разделе 14 Программы |
Система организации контроля | Контроль за реализацией Программы осуществляется межведомственной рабочей группой, состав которой утверждается заместителем Губернатора Томской области - начальником Департамента финансов Томской области |
Наличие эффективной системы управления региональными финансами является одним из ключевых условий, обеспечивающих достижение долгосрочных целей и приоритетов социально-экономического развития Томской области.
Для построения эффективной системы с 2005 года в Томской области идет планомерный процесс реформирования системы региональных и муниципальных финансов.
В целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на территории Томской области была разработана и реализована Программа реформирования региональных финансов Томской области на 2006 - 2008 годы (распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27.10.2005 № 627-р «Об утверждении Программы реформирования региональных финансов Томской области на 2006 - 2008 годы»).
В результате реализации Программы реформирования региональных финансов на 2006 - 2008 годы Томская область вошла в число регионов, которые одними из первых внедрили у себя механизмы:
формирования государственных заданий;
формирования перечня бюджетных услуг, оказываемых населению за счет средств регионального бюджета;
оценки потребности в бюджетных услугах;
формирования ведомственных целевых программ, в том числе и для деятельности, связанной с оказанием бюджетных услуг;
стандартизации бюджетных услуг;
стимулирования проведения бюджетной реформы муниципальными образованиями, входящими в состав региона;
планирования деятельности исполнительных органов государственной власти региона с использованием программно-целевых методов путем разработки и реализации докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти региона и ведомственных целевых программ;
проведения ежегодной оценки эффективности деятельности региональных бюджетных учреждений и использование результатов оценки при планировании мероприятий по повышению эффективности их деятельности.
Внедрение вышеперечисленных механизмов в бюджетный процесс позволило Томской области достичь достаточно высоких показателей качества управления региональными финансами:
удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов областного бюджета (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета) составляет более 40%;
с 2008 года утверждается 3-летний бюджет;
ежегодно разрабатывается и утверждается более 50 ведомственных целевых программ Томской области;
утвержден перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (распоряжение Администрации Томской области от 30.11.2010 № 1030/1-ра «Об утверждении Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности»);
ежегодно проводится оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Томской области.
В настоящее время в Томской области сформирована иерархическая структура документов стратегического и программно-целевого планирования (Закон Томской области от 14 сентября 2009 года № 177-ОЗ «О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области»), что позволяет осуществить переход от направлений развития Томской области, зафиксированных в Стратегии развития Томской области до 2020 года, к целям, задачам и показателям деятельности конкретных исполнительных органов государственной власти Томской области, структурных подразделений Администрации Томской области и областных государственных учреждений на трехлетний период.
В рамках реализации Программы реформирования региональных финансов Томской области на 2006 - 2008 годы проведена работа по совершенствованию следующих аспектов:
планирование и управление кассовыми разрывами и кредиторской задолженностью бюджета;
управление кредиторской задолженностью (включая просроченную) областных государственных бюджетных учреждений и исполнительных органов государственной власти Томской области;
принятие решений о реализации новых инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета и управление ими;
процедуры предоставления государственных гарантий;
повышение эффективности межбюджетных отношений.
К 2010 году стало очевидным, что не все из реализованных на практике мероприятий принесли планируемый результат и многое еще требует доработки и развития.
Существующие сегодня механизмы планирования показателей деятельности главных распорядителей средств областного бюджета и областных государственных учреждений зафиксированы в различных нормативных правовых актах, при этом зачастую не имеют четко установленных взаимосвязей и связи с финансовым планированием. Существует необходимость придания этим механизмам большей структурированности, проработанности и применимости в бюджетном процессе.
В 2010 году в федеральное законодательство внесены изменения в части подходов к оказанию государственных и муниципальных услуг, формированию государственных заданий для государственных и муниципальных учреждений, а также к другим вопросам, связанным с организацией бюджетного процесса, что привело к необходимости пересмотра и корректировки ряда процедур управления региональными финансами Томской области.
Ряд новых задач по повышению эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах сформулированы в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р).
(в редакции, введенной в действие
Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2013 года № 922-ра, -
см. предыдущую редакцию)
Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Томской области.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
расширение сферы применения программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области;
совершенствование механизмов оценки потребности в государственных услугах, оказываемых областными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, и применение результатов оценки при планировании деятельности и планировании ассигнований;
совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений и применение исполнительными органами государственной власти Томской области полученных результатов в практике бюджетного планирования;
организация контроля за исполнением государственных заданий, стимулирование надлежащего исполнения государственных заданий и установления порядка их корректировки;
оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета;
стимулирование реформы бюджетного процесса на муниципальном уровне (за счет совершенствования порядка предоставления и распределения субсидий из областного фонда реформирования муниципальных финансов).
Поставленная в Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» задача по внедрению программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти на территории Томской области реализуется с 2007 года.
В настоящее время созданы все необходимые предпосылки для организации деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области по программно-целевому принципу (формируются доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, разрабатываются долгосрочные и ведомственные целевые программы, проводится оценка эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области). Однако большинство из данных инструментов используется формально и не служит реальному достижению цели повышения эффективности государственного управления В деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области недостаточно используются и иные инструменты бюджетирования, ориентированного на результат.
В рамках данного направления необходимо:
1. Переработать порядок разработки, рассмотрения, утверждения и мониторинга докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Томской области (утвержден распоряжением Губернатора Томской области от 15.05.2009 № 138-р «Об утверждении Порядка разработки, рассмотрения, утверждения и мониторинга докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Томской области»). Соответствующий документ должен обеспечить реальную увязку стратегических целей и задач Томской области с целями и задачами субъектов бюджетного планирования, на основе которых, в свою очередь, должны базироваться бюджетные целевые программы.
2. Разработать новые подходы к формированию ведомственных целевых программ, в том числе уточнить перечень расходных обязательств, подлежащих включению в данные программы. Начиная с 2012 года за счет ведомственных целевых программ следует существенно увеличить долю расходов бюджета, формируемых в рамках программ.
Необходимо повысить эффективность исполнения ведомственных целевых программ путем применения принципиально нового подхода к мониторингу данных программ и использованию результатов мониторинга.
3. Доработать порядок разработки долгосрочных целевых программ (утвержден постановлением Администрации Томской области от 27.11.2007 № 186а «О долгосрочных областных целевых программах») в части формализации и унификации форм и процедур разработки программ, обеспечения более тесной увязки разрабатываемых программ со стратегическими целями и задачами Томской области, а также целями и задачами субъектов бюджетного планирования.
4. Для качественного внедрения программно-целевого принципа необходимо автоматизировать процесс формирования целеполагания субъектов бюджетного планирования, бюджетных целевых программ, мониторинга реализации мероприятий и достижения показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, иных инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, и процедур, связанных с формированием областного бюджета.