1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 № 1506 "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений", в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости финансовой системы Томской области, повышения эффективности бюджетных расходов утвердить Программу оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы (далее - Программа) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Установить запрет на увеличение численности государственных гражданских служащих Томской области в 2017 - 2019 годах.
3. Ответственным исполнителям мероприятий Программы представлять ежеквартально, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Департамент финансов Томской области отчет о реализации мероприятий Программы.
4. Исполнительным органам государственной власти Томской области:
1) утвердить в соответствии с мероприятиями Программы в срок до 15 мая 2017 года по согласованию с курирующим заместителем Губернатора Томской области, управляющим делами Администрации Томской области ведомственные планы мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов на 2017 - 2019 годы (далее - ведомственный план), включающие, в том числе, мероприятия по оптимизации расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, водоснабжения и электроснабжения, расходов на горюче-смазочные материалы и командировочные расходы:
а) в размере не менее 2% для исполнительных органов государственной власти Томской области;
б) в размере не менее 1% для областных государственных учреждений;
2) представлять ежегодный отчет о реализации ведомственного плана, согласованный с курирующим заместителем Губернатора Томской области, управляющим делами Администрации Томской области, в Департамент финансов Томской области в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области:
1) утвердить планы оптимизации расходов бюджетов муниципальных образований на 2017 - 2019 годы в срок до 1 мая 2017 года;
2) установить запрет на увеличение численности муниципальных служащих в 2017 - 2019 годах.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области - начальника Департамента финансов Томской области.
И.о. временно исполняющего обязанности
Губернатора Томской области
А.М.Феденёв
Программа оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы
Программа оптимизации расходов областного бюджета на 2017 - 2019 годы (далее - Программа) разработана в рамках выполнения условий Соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Томской области от 28.02.2017 № 01-01-06/06-89.
Программа направлена на сокращение расходов областного бюджета за счет повышения эффективности деятельности органов государственной власти Томской области, областных государственных учреждений, форм поддержки юридических лиц, совершенствования межбюджетных отношений.
Цель Программы - повышение эффективности расходов областного бюджета.
Задачи Программы:
1. Выявление и сокращение неэффективных направлений расходов, в том числе расходов на государственное управление.
2. Повышение эффективности деятельности областных государственных учреждений.
3. Совершенствование процедур проведения государственных закупок в Томской области.
4. Эффективное управление государственным долгом.
5. Повышение качества межбюджетных отношений в Томской области.
Целевые показатели Программы
В результате реализации Программы должны быть достигнуты следующие показатели:
1. Отношение объема государственного долга на конец года к годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в 2019 году должно составить не более 50%.
2. Предельная штатная численность государственных гражданских служащих в 2017 - 2019 годах не должна превышать 1771 человека ежегодно.
3. Доля средств, сэкономленных при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Томской области, в общем объеме средств, направленных на осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Томской области, в 2017 - 2019 годах должна составлять не менее 7% ежегодно.
4. Оптимизация численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы на 2017 - 2018 годы (к уровню фактической численности за 2013 год) согласно таблице 1.
В 2019 году вышеуказанные планы мероприятий ("дорожные карты") прекращают свое действие.
Таблица 1
Целевые показатели по оптимизации численности работников бюджетной сферы
(к уровню фактической численности за 2013 год)
Наименование показателя | 2017 год | 2018 год | |
1. | По Плану мероприятий ("региональной дорожной карте") | ||
1.1. | Сокращение среднесписочной численности социальных работников: | ||
человек | 118,1 | 118,1 | |
в процентах | 22,8 | 22,8 | |
2. | По Плану мероприятий ("дорожной карте") | ||
2.1. | Сокращение среднесписочной численности работников учреждений культуры: | ||
человек | 179,1 | 179,1 | |
в процентах | 4,5 | 4,5 | |
3. | По Плану мероприятий ("дорожной карте") | ||
3.1. | Сокращение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) в профессиональных образовательных организациях: | ||
человек | 521,5 | 521,5 | |
в процентах | 14,6 | 14,6 | |
3.2. | Сокращение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) в организациях, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: | ||
человек | 766 | 886 | |
в процентах | 44,6 | 51,6 | |
4. | По Плану мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Томской области" (без учета численности, финансируемой за счет средств фонда обязательного медицинского страхования) | ||
4.1. | Сокращение среднесписочной численности административно-управленческого персонала в здравоохранении: | ||
человек | 7,7 | 7,7 | |
в процентах | 1,4 | 1,4 | |
Сокращение среднесписочной численности врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг): | |||
человек | 153,4 | 153,4 | |
в процентах | 18,4 | 18,4 | |
Сокращение среднесписочной численности среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия | |||
человек | 678,5 | 678,5 | |
в процентах | 37,0 | 37,0 | |
4.2. | Сокращение среднесписочной численности младшего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия | ||
человек | 418,0 | 705,2 | |
в процентах | 49,9 | 84,2 |
Раздел 3. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
В современных экономических условиях, при ограниченности доходных источников для реализации всех возложенных на субъекты Российской Федерации расходных обязательств социального характера проблема оптимизации расходов региональных бюджетов стоит особо остро.
В Томской области на протяжении ряда лет проводится системная работа, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов.
В конце 2013 года был разработан План мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики Томской области на 2014 год и на среднесрочную перспективу (утвержден распоряжением Губернатора Томской области от 27.12.2013 № 481-р "Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики Томской области на 2014 год и на среднесрочную перспективу").
Согласно вышеуказанному Плану в 2014 - 2015 годах реализовывались мероприятия по трем направлениям:
повышение качества управления региональными и муниципальными финансами;
оптимизация бюджетной сети и повышение качества оказания государственных услуг областными государственными учреждениями;
совершенствование долговой политики.
В 2016 году был разработан новый План мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики Томской области (утвержден распоряжением Губернатора Томской области от 15.02.2016 № 44-р "Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики Томской области на 2016 год"), которым помимо вышеперечисленных направлений было предусмотрено четвертое направление - обеспечение прозрачности (открытости) областного и местных бюджетов.
В 2014 - 2016 годах всеми исполнительными органами государственной власти Томской области разрабатывались и реализовывались ведомственные планы мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов.
Основные итоги реализации мероприятий по повышению эффективности
бюджетных расходов в 2013 - 2016 годах
1. Оптимизированы расходы на предоставление отдельных мер социальной поддержки населения, в том числе:
1) отменена с 1 января 2017 года мера социальной поддержки по предоставлению подарочного набора новорожденным детям в соответствии с Законом Томской области от 16 декабря 2004 года № 253-ОЗ "О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей". Экономия бюджетных средств составит 15,3 миллиона рублей ежегодно;
2) введены критерии нуждаемости при предоставлении следующих мер социальной поддержки:
а) по оплате проезда на общественном транспорте, которая с 2015 года в соответствии с Законом Томской области от 30 декабря 2014 года № 199-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте" предоставляется исключительно малоимущим гражданам. Экономия бюджетных ассигнований составляет 98,7 миллионов рублей ежегодно;
б) по предоставлению компенсации за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования или за услуги индивидуального предпринимателя в сфере дошкольного образования в соответствии с Законом Томской области от 12 августа 2013 года № 149-ОЗ "Об образовании в Томской области". В результате начиная с 2017 года ежегодная экономия средств областного бюджета составит около 61 миллиона рублей;