Во исполнение пункта 2 раздела 3 протокола заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 1 июня 2022 года N 20 Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Саратовской области от 19 августа 2021 года N 688-П "Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Саратовской области" следующие изменения:
в Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Саратовской области:
подраздел 1.1 "Основания разработки" раздела 1 "Основные положения" дополнить следующими абзацами:
в разделах 2-5, 7, 8 слова "орган исполнительной власти", "государственной власти", "органов власти", "органов государственной власти", "исполнительные органы государственной власти" в различных падежах и числах заменить словами " исполнительные органы" в соответствующих падежах и числах;
в разделе 2 "Карточка Стратегии цифровой трансформации (краткое содержание)":
графу вторую позиции "Краткое направление Стратегии" дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств";
часть первую графы второй позиции "Результаты стратегии до 2024 года" дополнить пунктами 5, 6 следующего содержания:
"5. Осуществление закупок и (или) аренда программного обеспечения исполнительными органами области и органами местного самоуправления области, а также подведомственными им организациями, стоимостная доля которых составит не менее чем 80 процентов к 2024 году.
6. Увеличение количества государственных (муниципальных) служащих, а также сотрудников подведомственных исполнительным органам области и органам местного самоуправления области учреждений, прошедших обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления, до не менее чем 543 человек к 2024 году";
графу вторую позиции "Долгосрочные социально-экономические эффекты" дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Повышение уровня надежности и безопасности информационно-технологической инфраструктуры";
подраздел 3.2 "Задачи цифровой трансформации" дополнить абзацами следующего содержания:
"повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;
обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры;
увеличение количества государственных (муниципальных) служащих, а также сотрудников подведомственных исполнительным органам области и органам местного самоуправления области учреждений, прошедших обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления;
увеличение количества профориентационных мероприятий, направленных на популяризацию ИТ-специальностей.";
в разделе 4 "Проблемы и вызовы цифровой трансформации":
в подразделе 4.1 "Образование и наука":
часть первую изложить в следующей редакции:
"Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
невозможность и несвоевременность оснащения школ компьютерной техникой, доступом к сервисам и сети Интернет;
невозможность создания единого цифрового образовательного пространства с разнообразным персонализированным верифицированным цифровым контентом;
несоответствие кадрового потенциала системы образования новым требованиям (цифровые компетенции педагога);
отсутствие бесплатного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки;
нехватка компетенций педагогических работников для реализации образовательных программ с использованием цифровых технологий;
нежелание использовать сервисы цифровой образовательной среды, связанное с отсутствием доверия у родителей и педагогов;
повышенная нагрузка на педагогических работников в результате работы с несколькими информационными системами и большим объемом данных, вводимых вручную;
слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития обучающихся;
проблемы обработки больших данных и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения, в результате отсутствия интегрированных информационных систем.";
часть третью изложить в следующей редакции:
"Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
низкий уровень интеграции с федеральными государственными информационными системами и ресурсами в сфере образования;
недостаточный уровень цифровой культуры общества;
недостаточное финансирование системы образования на уровне региона.";
в подразделе 4.2 "Здравоохранение":
часть первую изложить в следующей редакции:
"Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
слабое управление данными из-за отсутствия интегрированных приложений, а также единой среды управления справочной и нормативной информацией;
повышенная нагрузка на медицинских работников как следствие работы с несколькими системами, большим объемом ручного ввода данных и необходимостью ведения документации, в том числе медицинской, в бумажной форме;
длительные сроки, сложности разработки и реализации "сквозных" сервисов и бизнес-процессов вследствие необходимости точечной интеграции нескольких информационных систем, реестров и регистров;
низкие показатели доступности приложений и информационной среды как следствие использования различных вычислительных ресурсов на федеральном и региональном уровнях;
недостаточная цифровая грамотность медицинских работников;
необеспечение информационной безопасности и сохранности персональных данных в связи с отсутствием специалистов в сфере защиты информации и значительными затратами на ее обеспечение;
невозможность обеспечения работоспособности всей инфраструктуры (АРМ, ЛВС, ЗСПД, Интернет и т.д.), в том числе центра обработки данных региона в связи со значительными затратами на ее обеспечение;
отсутствие преемственности оказания медицинской помощи;
отсутствие механизмов управления системы здравоохранения на основе данных;
разобщенность информационных систем в сфере здравоохранения, отсутствие единых стандартов информационного взаимодействия, отсутствие структурированных электронных медицинских документов;
ограниченность межведомственного электронного взаимодействия.";
часть третью изложить в следующей редакции:
"Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
недостаточность цифровых компетенций граждан и отсутствие доверия к цифровым медицинским сервисам;
дублирование электронных и бумажных документов и увеличение временных затрат при их обработке медицинскими работниками;
низкий темп отказа от бумажного документооборота при переходе к электронному документообороту;
недостаточный уровень готовности и финансовых возможностей в регионе к внедрению новых цифровых технологий.";
в подразделе 4.3 "Развитие городской среды":
часть первую изложить в следующей редакции:
"Перечень проблем текущего состояния отрасли (направления), решаемых при цифровизации:
отсутствие спроса на предоставление услуг в сфере строительства в электронном виде;
недостаток компетенций в сфере цифровой трансформации у сотрудников организаций данной отрасли;
низкий уровень доверия граждан к применению решений в сфере городского хозяйства;
низкая информационная обеспеченность и цифровая грамотность граждан, в том числе по вопросам ЖКХ;
сложная иерархия подведомственности сферы ЖКХ;
недостаточный уровень импортозамещения информационных систем, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве и городском хозяйстве.";
часть третью изложить в следующей редакции:
"Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:
риск повышения стоимости информационного обмена вследствие отсутствия единых стандартов данных;
риск получения недостоверных данных для принятия управленческого решения вследствие высокой доли ручного ввода данных и человеческого фактора, отсутствия достоверных данных (источников) в реальном масштабе времени;
риск существенного увеличения трудозатрат в связи с потенциальным ростом объемов обрабатываемой информации;
риск снижения качества реализации цифровых инициатив ввиду отсутствия центров ответственности в части методологии;
риск увеличения сроков реализации цифровых инициатив в связи с низким уровнем "цифровой зрелости" участников;
риск увеличения сроков реализации цифровых инициатив ввиду жесткой иерархической структуры управления и слабых горизонтальных связей.";
в разделе 4.5 "Государственное управление":
часть вторую дополнить абзацами следующего содержания:
"использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, подведомственными исполнительным органам области и органам местного самоуправления муниципальных образований области;
создание условий для развития образования в области информационной безопасности в интересах реализации задач цифровой экономики;
регламентирование обмена сведениями о компьютерных инцидентах и угрозах безопасности информации с Региональным центром мониторинга по компьютерным инцидентам";
часть четвертую дополнить абзацами следующего содержания:
"повышение риска информационной безопасности существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры;
повышение риска информационной безопасности при использовании импортного программного обеспечения.";