Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 8 февраля 2022 года N 141


Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2022-2030 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Минобразования Саратовской области от 11.09.2023 N 1590.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 2 августа 2022 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные

приказом Министерства образования Саратовской области от 02.08.2022 N 1191.

_______________________________________________________________


В соответствии с приоритетными целями стратегического планирования социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, в целях формирования государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей и совершенствования региональной системы дополнительного образования детей Саратовской области во исполнении пункта 1.10 плана деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей на 2019 год и плановым периодом 2020-2021 годов постановления Правительства Саратовской области от 14 марта 2019 года N 155-П "О региональном модельном центре дополнительного образования детей на территории Саратовской области" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Концепцию развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2022-2030 годы (приложение).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:

2.1. довести Концепцию развития дополнительного образования детей Саратовской области до руководителей образовательных организаций независимо от формы собственности, расположенных на территории муниципального района (городского округа) области;

2.2. создать условия для развития дополнительного образования детей муниципальной системы образования в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2022-2030 годы.

3. Отделу аналитической и организационной работы управления развития профессионального образования и организационной работы министерства образования Саратовской области в течение одного рабочего дня после подписания:

3.1. направить копию настоящего приказа в министерство информации и печати Саратовской области для его официального опубликования;

3.2. разместить настоящий приказ на сайте министерства образования Саратовской области в сети Интернет.

4. Отделу правовой работы управления правовой и кадровой работы министерства образования Саратовской области направить настоящий приказ:

4.1. в прокуратуру Саратовской области в течение трех рабочих дней со дня его подписания;

4.2. в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в течение семи дней после дня первого официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - начальника управления общего и дополнительного образования.


Министр
М.И. Орлов


Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом
министерства образования
Саратовской области
от 8 февраля 2022 года N 141


Концепция развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2022-2030 годы
(приложение с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования Саратовской области от 02.08.2022 N 1191, см. предыдущую редакцию)

Общие положения


Настоящая Концепция развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2022-2030 годы (далее - Концепция) разработана на основе приоритетных целей государственных документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года; государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей; принципов преемственности научно обоснованных подходов Концепции развития дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года N 729-р в части определения ценностного статуса и социокультурной роли дополнительного образования; направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Саратовской области до 2030 года.

Актуальность разработки Концепции обусловлена следующими вызовами и изменениями:

Конституция Российской Федерации, закрепляющей приоритетный характер детства в государственной политике Российской Федерации;

Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", определяющим предоставление возможности для самореализации и развития талантов как одну из национальных целей развития Российской Федерации;

Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;

распоряжением Правительства Российской федерации от 23 января 2021 года N 122-р "Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года".

Концепция разработана с учетом региональных документов:

постановления Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года";

постановления Правительства Саратовской области от 30 апреля 2019 года N 310-П "О персонифицированном дополнительном образовании детей на территории Саратовской области";

постановления Правительства Саратовской области от 14 августа 2020 года N 695-П "О межведомственном совете по внедрению и реализации Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в Саратовской области";

распоряжения Правительства Саратовской области от 29 октября 2018 года N 288-Пр "О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области";

регионального проекта "Успех каждого ребенка", утвержденного президиумом Совета при Губернаторе Саратовской области по стратегическому развитию и региональным проектам;

приказа министерства образования Саратовской области от 21 мая 2019 года "Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области".

Состояние и проблемы дополнительного образования детей Саратовской области


В Российской системе образования, в том числе в системе образования Саратовской области, особое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей, которое, как указано в законе "Об образовании в Российской Федерации", направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование обладает рядом особенностей (практикоориентированность, вариативность, многообразие видов образовательной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям детей), которые позволяют ему стать зоной личностного и профессионального самоопределения каждого ребенка. Кроме того адаптивность дополнительного образования позволяет ему гибко реагировать на изменения, государственные и общественные запросы. Система дополнительного образования органично сочетает запросы государства и общества, предлагая образовательные продукты, востребованные и интересные для современных детей и их родителей (законных представителей).

Тренды развития Саратовской области определены в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на 2022-2030 годы. Анализ социально-экономического развития региона позволяет выделить два ведущих сектора восстановления региональной экономики - создание Саратовской и Балаковской агломераций, драйверами роста которых должны стать IT-отрасли, туризм и медицина. Наукоемкие компетенции: инжиниринг, химия, железнодорожный транспорт - это те компетенции, на базе которых можно строить новые образовательные стартапы, соответственно чему были определены региональные стратегии развития дополнительного образования:

для выделенных агломераций - дополнительные общеобразовательные программы, направленные на инженерное (инженерные и биотехнологии) образование и развитие метапредментных компетенций (грамотностей);

для остальных территорий - дополнительные общеобразовательные программы (далее - ДОП), направленные на социокультурные компетенции (технологии, улучшающие качество жизни людей).

Существенным фактором реализации этих стратегий является сложившийся социально-экономический потенциал Саратовской области:

1. Развитый агропромышленный комплекс (3 место по России).

2. Устойчивая производственная сфера (металлургия, химическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, лесная промышленность).

3. Высокий научно-образовательный потенциал (научно-исследовательские институты - более 30, высшие учебные заведения - 8. учреждения среднего профессионального образования - 54).

4. Богатое культурно-историческое наследие (храмы, музеи, театры, парки и др.).

5. Положительная демографическая динамика Саратовской области (повышение рождаемости).

6. Участие в конкурсных отборах на получение федеральных субсидий (технопарки, IT - кубы, центры "Точка роста", новые места дополнительного образования и др.).

7. Внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, особенно системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее - ПФДО), которая способствует развитию конкуренции в дополнительном образовании и, как следствие, расширению доступности для детей различной категории.

Расширение системы конкурсных мероприятий федерального уровня, задающих векторы профессионального развития педагогических кадров.

При этом существует ряд негативных факторов, которые могут повлиять на развитие дополнительного образования в регионе:

1. Стагнация промышленной сферы (высокий уровень износа основных фондов и низкий коэффициент их обновления).

2. Недостаточный уровень конкурентноспособности, производимой на территории области продукции.

3. "Старение" научно-педагогических кадров региона.

4. Низкая социальная защищенность населения.

5. Отток молодых перспективных специалистов в более развитые регионы.

Таким образом, Саратовская область обладает достаточно высоким социально-экономическим потенциалом, позволяющим работникам сферы дополнительного образования предлагать детям в возрасте от 5 до 18 лет актуальные, современные ДОП, учитывающие социальные запросы родителей и детей.

Сложившаяся инфраструктура дополнительного образования в Саратовской области до 2019 года включала в себя, по большей части, учреждения дополнительного образования, находящиеся в различных ведомствах, и дошкольные образовательные организации. Кроме того, дополнительное образование успешно реализуется на базе коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; в центрах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, реабилитационных центрах для детей особых категорий (трудная жизненная ситуация, девиации и др.)

Включение региона в процесс реализации национального проекта "Образование" позволило расширить инфраструктуру дополнительного образования. В частности, были созданы условия для развития IT - сферы, инжиниринга и биотехнологий на высокотехнологичном оборудовании:

открыт детский технопарк "Кванториум" в г. Саратове на площадке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.";

функционирует мобильный технопарк "Кванториум", который осуществляет деятельность на территории 6 муниципальных районов области;

в 2020 году в городе Балашове открыт центр цифрового образования "IT - куб";

в 2019-2021 годах на базе общеобразовательных организаций области открыты 175 центров "Точка роста";

в 2020 году на базе государственного бюджетного учреждения Саратовской области дополнительного образования "Областной центр экологии, краеведения и туризма" открыты региональная "Экостанция" и региональный "Центр детско-юношеского туризма".

В 2018 году Саратовская область стала победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования".

В рамках реализации данного проекта распоряжением Правительства Саратовской области N 288-Пр от 29 октября 2018 года на территории Саратовской области в 2019 году внедрена Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (далее - Целевая модель).

Целевая модель включает в себя: персонифицированный учет, персонифицированное финансирование, портал-навигатор и другие значимые мероприятия.

Внедрение Целевой модели позволило существенно совершенствовать систему дополнительного образования области:

система стала более прозрачной. Почти 280 тыс. детей получили сертификаты дополнительного образования и возможность осваивать ДОП через региональный портал;

привлечение в систему дополнительного образования новых поставщиков услуг. Это стало возможным за счет создания системы персонифицированного финансирования дополнительного образования. Участниками, реализующими ПФДО, активно становятся школы, детские сады, профессиональные образовательные организации и высшие учебные заведения, частные образовательные организации и индивидуальные предприниматели;

обеспечена равная доступность предоставления дополнительного образования детям с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренным детям, детям из сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации, детям с ограниченными возможностями здоровья);

выросла информационная открытость системы дополнительного образования детей. Появилась возможность выбора ДОП, соответствующих запросам и уровню подготовки детей на региональном портале персонифицированного дополнительного образования "saratov.pfdo.ru" (далее - "Саратов.ПФДО");

обеспечивается доступность дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности. Разработаны и реализуются 5 моделей обеспечения доступности дополнительного образования.

Одним из важных мероприятий Целевой модели является обновление программного поля. В регионе данный процесс проходит неравномерно.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»