Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2019 года N 310-П


О персонифицированном дополнительном образовании детей на территории Саратовской области


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и в соответствии с Концепцией внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области, утвержденной распоряжением Правительства Саратовской области от 29 октября 2018 года N 288-Пр, Правительство Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию персонифицированного дополнительного образования детей в Саратовской области.

2. Министерству образования Саратовской области:

в срок до 13 мая 2019 года утвердить Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области;

обеспечить организационное, информационное и методическое сопровождение внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальных районах (городских округах) Саратовской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Саратовской области руководствоваться положениями Концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Саратовской области при внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Гречушкину В.В.

5. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор Саратовской области
В.В. Радаев


УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Саратовской области
 от 30 апреля 2019 года N 310-П

     
Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Саратовской области


На сегодняшний день в системе дополнительного образования Саратовской области созданы условия для удовлетворения запросов и потребностей детей по разным направлениям:

обеспечена сохранность сети организаций дополнительного образования по всем направлениям и ее дальнейшее развитие;

реализуется принцип выравнивания доступности дополнительного образования, включая новые подходы к формированию муниципального задания в части охвата детей краткосрочными дополнительными общеобразовательными программами, тематическими каникулярными сменами;

получили дальнейшее развитие сетевые формы реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием ресурсов различных организаций;

расширяется система региональных конкурсов для обучающихся по всем направленностям системы дополнительного образования;

используются разнообразные виды детских творческих объединений;

расширяется спектр дополнительных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для одаренных детей, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья);

активно осваиваются различные образовательные технологии.

Наряду с этим произошли качественные изменения в деятельности государственных и муниципальных организаций дополнительного образования детей, направленные на совершенствование управления в данной сфере.

Между тем, быстрые темпы информационного развития современного общества, изменение экономической ситуации, высокий уровень общественной вовлеченности в вопросы образования устанавливают новые требования к сложившейся системе дополнительного образования детей и обозначают ряд существующих проблем:

низкая эффективность управленческих решений в связи с невозможностью точного определения реального, а не рассчитанного по количеству услуг, охвата детей дополнительным образованием;

отсутствие равных условий для негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей и государственных и муниципальных образовательных организаций в общем образовательном пространстве;

низкий уровень вариативности и разнообразия дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на интересы детей и решение конкретных социально-культурных и социально-экономических задач органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области (далее - Муниципалитеты).

В этой связи возникает потребность в разработке и внедрении иных, социально ориентированных финансово-экономических механизмов реализации принципов государственной политики для развития системы дополнительного образования детей в Саратовской области.

1. Общие положения


1.1. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей (далее - Концепция) разработана в целях формирования и внедрения в Саратовской области системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного выбора детьми или их родителями (законными представителями) дополнительных общеобразовательных программ, а также организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальных предпринимателей (далее - поставщики образовательных услуг) в соответствии с индивидуальными потребностями детей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии для последующего финансирования реализации выбираемых детьми или их родителями (законными представителями) дополнительных общеобразовательных программ.

1.2. Концепция реализуется через механизмы персонифицированного финансирования дополнительного образования и персонифицированного учета услуг дополнительного образования посредством предоставления детям или их родителями (законными представителями) сертификатов дополнительного образования.

1.2.1. Сертификат дополнительного образования детей - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного дополнительного образования, удостоверяющая возможность получать услуги дополнительного образования за счет средств местного бюджета. Сертификат дополнительного образования в зависимости от способа его использования может иметь один из следующих статусов:

сертификат учета - статус сертификата дополнительного образования детей, предусматривающий возможность его использования для обучения исключительно по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым государственными и муниципальными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет регионального бюджета в случае предоставления образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг государственными учреждениями и местного бюджета - в случае предоставления образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями;

сертификат персонифицированного финансирования - статус сертификата дополнительного образования детей, предусматривающий возможность использования средств, закрепляемых за сертификатом дополнительного образования детей, для оплаты услуг, оказываемых негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности.

1.3. Реализация Концепции направлена на:

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования за счет предоставления им возможности выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых поставщиками образовательных услуг;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на территории Саратовской области;

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

формирование эффективной межведомственной системы управления в сфере развития дополнительного образования детей, ориентированной на соблюдение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития территорий.

1.4. Принципами предоставления сертификатов дополнительного образования являются:

открытость системы персонифицированного дополнительного образования, которая заключается в доступности информации о возможностях получения и использования сертификатов дополнительного образования для всех лиц, проживающих на территории Саратовской области;

доступность системы персонифицированного дополнительного образования, которая заключается в обеспечении возможности получения сертификатов дополнительного образования всеми детьми от 5 до 18 лет, проживающими на территории Саратовской области, по заявительному признаку;

непрерывность сопровождения получения ребенком дополнительного образования, которая заключается в сохранении права использования сертификата дополнительного образования за ребенком до достижения им возраста 18 лет.

2. Механизмы реализации Концепции


2.1. Реализация Концепции осуществляется посредством формирования и использования организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, предусматривающих персонифицированный учет и персонифицированное финансирование дополнительного образования детей.

2.2. В целях автоматизации процедур, реализуемых для функционирования системы персонифицированного дополнительного образования (регистрации поставщиков образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программ в соответствующих реестрах, внесения данных детей в реестр сертификатов, выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ, зачисления детей на обучение, согласования возможности зачисления детей на обучение, ведения учета использования сертификатов дополнительного образования, в том числе в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, осуществления процедур добровольной сертификации дополнительных общеобразовательных программ и иных процедур), могут использоваться специальные информационные системы - навигаторы дополнительного образования детей (далее - Навигатор).

2.3. В целях обеспечения персонифицированного выбора и финансирования дополнительного образования детей обеспечивается ведение реестра сертификатов дополнительного образования детей.

2.4. В целях обеспечения вариативности и доступности дополнительного образования детей осуществляется ведение реестров дополнительных общеобразовательных программ, доступных для прохождения обучения детьми, имеющими сертификаты дополнительного образования детей. Указанные реестры следует формировать из дополнительных общеобразовательных программ, предложенных поставщиками образовательных услуг. Для обеспечения персонифицированного учета образовательных траекторий детей осуществляется отдельное ведение следующих реестров:

реестр сертифицированных образовательных программ, в который включаются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые поставщиками образовательных услуг за счет средств, закрепляемых за сертификатами персонифицированного финансирования, за исключением средств, поступающих на выполнение государственных (муниципальных) заданий;

реестр предпрофессиональных программ, в который включаются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и (или) физической культуры и спорта, реализуемые государственными и муниципальными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется в рамках выполнения государственного (муниципального) задания;

реестр значимых программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, признаваемые важными для социально-экономического развития муниципального района (городского округа) и реализуемые государственными и муниципальными образовательными организациями, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств;

реестр общеразвивающих программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, не вошедшие в вышеперечисленные реестры.

2.5. В реестр сертифицированных общеобразовательных программ включаются дополнительные общеобразовательные программы, прошедшие добровольную сертификацию (экспертизу), осуществляемую в порядке, устанавливаемом Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Саратовской области, утверждаемыми министерством образования Саратовской области (далее - Правила).

2.6. В целях формирования реестров предпрофессиональных программ, значимых программ, общеразвивающих программ проводится оценка дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых муниципальными организациями за счет средств местного бюджета в рамках муниципального задания.

Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые государственными образовательными организациями за счет средств областного бюджета на оказание государственных услуг, включаются в зависимости от вида дополнительной общеобразовательной программы в реестры предпрофессиональных и значимых программ.

3. Этапы реализации Концепции


3.1. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей реализуется в два этапа.

На первом этапе (2019 год) будет осуществлено внедрение на территории всех муниципальных образований Саратовской области сертификатов дополнительного образования, имеющих статус сертификатов учета. По итогам реализации первого этапа не менее чем в 21 муниципальном образовании Саратовской области будет внедрена система персонифицированного финансирования с ограничениями по использованию сертификатов дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования.

На втором этапе (2020-2021 годы) возможность использования сертификата дополнительного образования в качестве сертификатов персонифицированного финансирования будет распространена еще не менее чем в 11 муниципальных образованиях Саратовской области, а общее число сертификатов дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования будет увеличено.

4. Ожидаемые результаты реализации Концепции


По итогам реализации Концепции ожидается достижение следующих результатов:

4.1. К 31 декабря 2019 года:

во всех муниципальных образованиях Саратовской области внедрено управление системой дополнительного образования детей на основе механизма персонифицированного учета;

не менее 50 процентов муниципальных образований Саратовской области внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

не менее 25 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципальных образований Саратовской области, внедряющих систему персонифицированного финансирования в 2019 году, будут обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

4.2. К 31 декабря 2021 года:

75 процентов муниципальных образований Саратовской области внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающую поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи поставщику образовательных услуг, реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем;

не менее 50 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципальных образований Саратовской области, будут иметь возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.