(с изменениями на 14 февраля 2020 года)
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 14.02.2020 N 91-П)
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и в соответствии с Концепцией внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей на территории Саратовской области, утвержденной распоряжением Правительства Саратовской области от 29 октября 2018 года N 288-Пр, Правительство Саратовской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию персонифицированного дополнительного образования детей в Саратовской области.
2. Министерству образования Саратовской области:
в срок до 13 мая 2019 года утвердить Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области;
обеспечить организационное, информационное и методическое сопровождение внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальных районах (городских округах) Саратовской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Саратовской области руководствоваться положениями Концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Саратовской области при внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Наумова С.Ю.
(п. 4 в ред. постановления Правительства Саратовской области от 14.02.2020 N 91-П)
5. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ
КОНЦЕПЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 14.02.2020 N 91-П)
На сегодняшний день в системе дополнительного образования Саратовской области созданы условия для удовлетворения запросов и потребностей детей по разным направлениям:
обеспечена сохранность сети организаций дополнительного образования по всем направлениям и ее дальнейшее развитие;
реализуется принцип выравнивания доступности дополнительного образования, включая новые подходы к формированию муниципального задания в части охвата детей краткосрочными дополнительными общеобразовательными программами, тематическими каникулярными сменами;
получили дальнейшее развитие сетевые формы реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием ресурсов различных организаций;
расширяется система региональных конкурсов для обучающихся по всем направленностям системы дополнительного образования;
используются разнообразные виды детских творческих объединений;
расширяется спектр дополнительных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для одаренных детей, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья);
активно осваиваются различные образовательные технологии.
Наряду с этим произошли качественные изменения в деятельности государственных и муниципальных организаций дополнительного образования детей, направленные на совершенствование управления в данной сфере.
Между тем, быстрые темпы информационного развития современного общества, изменение экономической ситуации, высокий уровень общественной вовлеченности в вопросы образования устанавливают новые требования к сложившейся системе дополнительного образования детей и обозначают ряд существующих проблем:
низкая эффективность управленческих решений в связи с невозможностью точного определения реального, а не рассчитанного по количеству услуг, охвата детей дополнительным образованием;
отсутствие равных условий для негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей и государственных и муниципальных образовательных организаций в общем образовательном пространстве;
низкий уровень вариативности и разнообразия дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на интересы детей и решение конкретных социально-культурных и социально-экономических задач органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области (далее - Муниципалитеты).
В этой связи возникает потребность в разработке и внедрении иных, социально ориентированных финансово-экономических механизмов реализации принципов государственной политики для развития системы дополнительного образования детей в Саратовской области.
1.1. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей (далее - Концепция) разработана в целях формирования и внедрения в Саратовской области системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного выбора детьми или их родителями (законными представителями) дополнительных общеобразовательных программ, а также организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальных предпринимателей (далее - поставщики образовательных услуг) в соответствии с индивидуальными потребностями детей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии для последующего финансирования реализации выбираемых детьми или их родителями (законными представителями) дополнительных общеобразовательных программ.
1.2. Концепция реализуется через механизмы персонифицированного финансирования дополнительного образования и персонифицированного учета услуг дополнительного образования посредством предоставления детям или их родителями (законными представителями) сертификатов дополнительного образования.
1.2.1. Сертификат дополнительного образования детей - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного дополнительного образования, обеспечивающая учет детей или учет детей и финансирование услуг дополнительного образования за счет средств областного или местного бюджета.
При использовании сертификата дополнительного образования детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности, обеспечивается учет детей и финансирование услуг дополнительного образования.
При использовании сертификата дополнительного образования детей для обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым государственными и муниципальными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет областного бюджета, в случае предоставления образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг государственными учреждениями, и местного бюджета, в случае предоставления образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, обеспечивается учет детей.
(п. 1.2.1 в ред. постановления Правительства Саратовской области от 14.02.2020 N 91-П)
1.3. Реализация Концепции направлена на:
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования за счет предоставления им возможности выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых поставщиками образовательных услуг;
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на территории Саратовской области;
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
формирование эффективной межведомственной системы управления в сфере развития дополнительного образования детей, ориентированной на соблюдение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития территорий.
1.4. Принципами предоставления сертификатов дополнительного образования являются:
открытость системы персонифицированного дополнительного образования, которая заключается в доступности информации о возможностях получения и использования сертификатов дополнительного образования для всех лиц, проживающих на территории Саратовской области;
доступность системы персонифицированного дополнительного образования, которая заключается в обеспечении возможности получения сертификатов дополнительного образования всеми детьми от 5 до 18 лет, проживающими на территории Саратовской области, по заявительному признаку;
непрерывность сопровождения получения ребенком дополнительного образования, которая заключается в сохранении права использования сертификата дополнительного образования за ребенком до достижения им возраста 18 лет.
2.1. Реализация Концепции осуществляется посредством формирования и использования организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, предусматривающих персонифицированный учет и персонифицированное финансирование дополнительного образования детей.
2.2. В целях автоматизации процедур, реализуемых для функционирования системы персонифицированного дополнительного образования (регистрации поставщиков образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программ в соответствующих реестрах, внесения данных детей в реестр сертификатов, выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ, зачисления детей на обучение, согласования возможности зачисления детей на обучение, ведения учета использования сертификатов дополнительного образования осуществления процедур добровольной сертификации дополнительных общеобразовательных программ и иных процедур), могут использоваться специальные информационные системы - навигаторы дополнительного образования детей (далее - Навигатор).
(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 14.02.2020 N 91-П)
2.3. В целях обеспечения персонифицированного выбора и финансирования дополнительного образования детей обеспечивается ведение реестра сертификатов дополнительного образования детей.
2.4. В целях обеспечения вариативности и доступности дополнительного образования детей осуществляется ведение реестров дополнительных общеобразовательных программ, доступных для прохождения обучения детьми, имеющими сертификаты дополнительного образования детей. Указанные реестры следует формировать из дополнительных общеобразовательных программ, предложенных поставщиками образовательных услуг. Для обеспечения персонифицированного учета образовательных траекторий детей осуществляется отдельное ведение следующих реестров:
реестр сертифицированных образовательных программ, в который включаются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые поставщиками образовательных услуг за счет средств, закрепляемых за сертификатами персонифицированного финансирования, за исключением средств, поступающих на выполнение государственных (муниципальных) заданий;
реестр предпрофессиональных программ, в который включаются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и (или) физической культуры и спорта, реализуемые государственными и муниципальными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется в рамках выполнения государственного (муниципального) задания;