ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"



принят Саратовской областной Думой
27 мая 2020 года

     

     Статья 1


Внести в Закон Саратовской области от 5 августа 2014 года N 89-ЗСО "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (с изменениями от 3 декабря 2014 года N 154-ЗСО, 3 декабря 2014 года N 169-ЗСО, 5 декабря 2014 года N 172-ЗСО, 1 апреля 2015 года N 26-ЗСО, 5 августа 2015 года N 96-ЗСО, 3 ноября 2015 года N 142-ЗСО, 27 апреля 2016 года N 51-ЗСО, 18 октября 2017 года N 70-ЗСО, 28 ноября 2017 года N 106-ЗСО, 31 июля 2018 года N 75-ЗСО, 3 октября 2018 года N 98-ЗСО, 5 февраля 2019 года N 10-ЗСО, 7 октября 2019 года N 91-ЗСО, 23 декабря 2019 года N 151-ЗСО, 26 марта 2020 года N 23-ЗСО) следующие изменения:

1) статью 6 изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Состав комиссии


1. В состав комиссии, за исключением общественной комиссии, входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и не менее восьми членов комиссии.

2. Членами комиссии являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, другие заинтересованные лица.

Председателем комиссии, заместителем председателя комиссии, ответственным секретарем комиссии, членом комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати одного года.

3. Председатель комиссии осуществляет полномочия члена комиссии, предусмотренные пунктами 1-5 и 7 части 6 настоящей статьи, а также:

1) осуществляет руководство деятельностью комиссии;

2) председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;

3) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;

4) представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;

5) утверждает повестку заседания комиссии;

6) назначает дату заседания комиссии;

7) дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;

8) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;

9) осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии;

10) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством области;

11) составляет протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом Саратовской области от 29 июля 2009 года N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области".

4. Заместитель председателя комиссии осуществляет полномочия, предусмотренные пунктами 1-5 и 7 части 6 настоящей статьи, а также:

1) выполняет поручения председателя комиссии;

2) исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;

3) обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;

4) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии;

5) составляет протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом Саратовской области от 29 июля 2009 года N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области".

5. Ответственный секретарь комиссии осуществляет полномочия, предусмотренные пунктами 1, 3-5 и 7 части 6 настоящей статьи, а также:

1) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;

2) выполняет поручения председателя комиссии и заместителя председателя комиссии;

3) оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;

4) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений и иных актов, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующих вопросов на заседании;

5) обеспечивает вручение копий постановлений и иных актов, принимаемых комиссией.

6. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (материалов, дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие полномочия:

1) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;

2) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;

3) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (материалов, дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;

4) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

5) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией, а также иных решений по рассматриваемым вопросам (материалам, делам) и голосуют при их принятии;

6) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

7) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;

8) выполняют поручения председателя комиссии;

9) информируют председателя комиссии о своем участии в заседании или причинах отсутствия на заседании.

7. Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

8. Полномочия председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии, члена комиссии прекращаются при наличии следующих оснований:

1) подача письменного заявления о прекращении полномочий председателя комиссии (заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии, члена комиссии) в уполномоченные органы (должностным лицам);

2) признание председателя комиссии (заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии, члена комиссии) решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным и безвестно отсутствующим или умершим;

3) прекращение полномочий комиссии;

4) увольнение председателя комиссии (заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии, члена комиссии) с занимаемой должности в органе или учреждении системы профилактики, ином государственном органе, органе местного самоуправления или общественном объединении, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в состав комиссии;

5) отзыв (замена) председателя комиссии (заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии, члена комиссии) по решению руководителя органа или учреждения системы профилактики, иного государственного органа, органа местного самоуправления или общественного объединения, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в ее состав;

6) систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем комиссии (заместителем председателя комиссии, ответственным секретарем комиссии, членом комиссии) своих полномочий;

7) по факту смерти.

9. При прекращении полномочий председатель комиссии (заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии, член комиссии) исключается из ее состава, за исключением прекращения полномочий в соответствии с пунктами 2 (в части признания лица, входящего в состав комиссии, решением суда, вступившим в законную силу, умершим), 3 и 7 части 8 настоящей статьи.";

2) статью 20 изложить в следующей редакции:

"Статья 20. Полномочия областной комиссии


1. Областная комиссия имеет право:

1) в пределах своей компетенции запрашивать и получать необходимую (необходимые) для осуществления своих полномочий информацию (материалы) от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

2) утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних;

3) приглашать на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;

4) принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и в установленном порядке посещать указанные учреждения;

5) осуществлять иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.

2. Областная комиссия обязана:

1) координировать деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществлять мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены федеральным законодательством и законодательством области;

2) обеспечивать осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3) анализировать выявленные органами и учреждениями системы профилактики причины и условия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимать меры по их устранению;

4) утверждать межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

5) участвовать в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;

6) принимать меры по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, о профилактике их безнадзорности и правонарушений;

7) принимать меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;

8) разрабатывать и вносить в Правительство области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

9) оказывать методическую помощь, осуществлять информационное обеспечение и контроль за деятельностью городской комиссии и комиссий в муниципальных образованиях области в соответствии с законодательством области;

10) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализировать их эффективность;

11) принимать на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивать конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;

12) принимать меры по организации обобщения и распространения эффективного опыта работы органов и учреждений системы профилактики на территории области;

13) представлять государственным органам в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством области, необходимую информацию, связанную с осуществлением областной комиссией своих полномочий;

14) осуществлять подготовку, утверждать на своем заседании и направлять Губернатору области ежегодный отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным;

15) принимать решения о допуске или не допуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с федеральным законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»