В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015), Законом области от 05.02.2016 N 632-З "О промышленной политике в Тамбовской области", Законом области от 06.03.2014 N 383-З "О государственной инвестиционной политике и поддержке инвестиционной деятельности в Тамбовской области" (в редакции от 06.06.2014) администрация области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период до 2020 года (далее - государственная программа), утвержденную постановлением администрации области от 23.09.2013 N 1054 (в редакции от 12.03.2015), изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Глава администрации Тамбовской области
А.В.Никитин
г.Тамбов
10 марта 2016 г.
N 222
Государственная программа Тамбовской
области "Развитие промышленности и повышение
ее конкурентоспособности" на период до 2020 года
(далее - государственная программа)
Паспорт государственной программы
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области |
Соисполнитель государственной программы | Комитет по управлению имуществом Тамбовской области |
Цель государственной программы | Формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики Тамбовской области к инновационному типу развития, как основы повышения качества жизни населения |
Задачи государственной программы | Стимулирование хозяйствующих субъектов в сфере промышленности по внедрению результатов интеллектуальной деятельности, научных исследований, разработок и инноваций; |
Целевые индикаторы и показатели госпрограммы, их значения на последний год реализации | Объем отгруженной продукции в промышленном комплексе области (2020 год - 275,7 млрд.рублей). |
Сроки и этапы реализации программы | 1 этап 2013 - 2016 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общий объем финансирования на 2013 - 2020 годы 30021 млн.рублей, |
1.1. Состояние и современные условия
развития промышленного комплекса области
Государственная программа направлена на объединение усилий органов государственной власти Тамбовской области и предпринимательского сообщества в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения рентабельности и конкурентоспособности региональных промышленных предприятий на внутреннем и зарубежных рынках. Она является не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляет собой результат выработки согласованной позиции органов государственной власти Тамбовской области, регионального бизнес-сообщества (региональное объединение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей") и независимых экспертов на то, каким путем должна развиваться промышленность Тамбовской области.
По состоянию на 01.01.2016 производственно-хозяйственную деятельность в обрабатывающих отраслях региона осуществляют 1,3 тыс.хозяйствующих субъектов, в том числе 130 крупных и средних организаций, имеющих численность персонала более 250 человек. Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств области по полному кругу организаций составила 50,2 тыс.человек, среднемесячная зарплата достигла 22,7 тыс.рублей. В 2015 году в индустриальных отраслях "обрабатывающих производств" промышленности области было создано и модернизировано 940 высокопроизводительных рабочих мест.
Промышленность Тамбовской области за последние 4 года показывает положительные темпы роста производства, повысилась ее конкурентоспособность, рентабельность, финансовая устойчивость. За 2013-2015 годы объем отгруженной продукции в Тамбовской области в действующих ценах возрос более чем в 1,3 раза, а индекс физического объема достиг 125,9 процента. В Российской Федерации индекс промышленного производства за этот период составил 102,0 процента, в Центральном федеральном округе (далее ЦФО) - 105,6 процента.
По итогам 2015 года объем отгруженных товаров в промышленном комплексе Тамбовской области (по полному кругу производителей) составил около 137,7 млрд.рублей, в том числе в обрабатывающих производствах - 122,4 млрд.рублей. При этом индекс физического объема промышленного производства достиг 104,5 процента (пятое место среди областей, входящих в ЦФО), в том числе в обрабатывающих производствах - 105,4 процента.
Положительные темпы роста объемов производства в промышленном комплексе области обусловлены активизацией инвестиционной деятельности. За 2013-2015 года в обрабатывающие производства Тамбовской области направлено инвестиций в основной капитал на крупных и средних предприятиях в объеме 20,2 млрд.рублей, в том числе в индустриальные отрасли 7,4 млрд.рублей. В 2015 году в индустриальных отраслях обрабатывающих производств привлечено инвестиций в основной капитал 3,3 млрд.рублей, с приростом к 2014 году в сопоставимых ценах 12 процентов.
За три года существенно улучшилось финансовое состояние предприятий обрабатывающих производств промышленного комплекса области: получена прибыль в объеме 22 млрд.рублей, а удельный вес убыточных предприятий снижен до 19 процентов. Рентабельность реализованной продукции в обрабатывающих производствах повысилась с 5,1 до 6,3 процента. В 2015 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налогов от индустриальных отраслей по виду деятельности "обрабатывающие производства" (без производства пищевых продуктов и напитков) на сумму 5,3 млрд.рублей, что на 19,7 процента больше уровня 2014 года. Такая положительная динамика прослеживается на протяжении последних лет.
В тоже время текущее состояние предприятий обрабатывающих производств характеризуется значительной неоднородностью в состоянии и развитии отдельных видов экономической деятельности. Соответственно, необходимо пересмотреть (в том числе диверсифицировать) инструменты региональной промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей.
Резкое снижение цен на ключевые товары российского экспорта, усиление геополитической напряженности и введение санкционных ограничений со стороны ЕС и США привели к дестабилизации финансовых рынков и общей разбалансировке макроэкономической ситуации. Существенно изменились внешние условия функционирования российской экономики: ограничен доступ к внешнему финансированию и новым зарубежным технологическим решениям.
В тоже время девальвационный эффект кризиса 2014 - 2015 годов привел к повышению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с иностранными компаниями. Это дает возможность активизировать замещение импортных товаров, повысить уровень конкурентоспособности при экспорте.
В условиях ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. К таким проблемам, одинаково относящимся как к российской промышленности в целом, так и к промышленному комплексу региона, можно отнести следующие:
высокая степень износа основных производственных фондов (степень износа основных фондов промышленных предприятий области в виде деятельности "обрабатывающие производства" по итогам 2015 года составила 45,7 процента);
низкая восприимчивость к внедрению инноваций. Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность (технологические, маркетинговые и организационные инновации), в общем числе организаций Тамбовской области в 2014 году составил 8,8 процента;
технологическое отставание в ряде отраслей и предприятий (удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров (без субъектов малого предпринимательства) предприятиями обрабатывающих производств за 2014 год составил 7,0 процента);
низкая производительность труда (производительность труда оценивалась в отраслях экономики России на основании данных Росстата и Всемирного банка. Российские показатели сравнивались с иностранными по паритету покупательской способности (с учетом разницы в ценах), отставание от ведущих экономик мира в 3-4 раза. Каждый занятый в промышленности России производит за год добавленного продукта на 1,6 млн.рублей, это втрое меньше, чем в США;
высокая материало- и энергоемкость производимой продукции (электроемкость валового внутреннего продукта в 2014 году: в России - 0,45, США - 0,25, Японии - 0,22, Англии - 0,19 кВт.ч/долл);
отсутствие на ряде предприятий современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции;
недостаточное кадровое обеспечение.
Одновременно сдерживающим фактором опережающего (в том числе инновационного) развития промышленности является отсутствие системы коммерциализации и быстрое внедрение в производство научных разработок.
В этих условиях необходимо дальнейшее совершенствование инструментов государственной поддержки программными методами с расчетом на сохранение положительной динамики роста промышленного производства, постепенную трансформацию и интеграцию в эффективную технологическую среду. Продолжить работу над проблемными вопросами, возникающими перед промышленными предприятиями при реализации производственных программ, сдерживающими социально-экономическое развитие в отраслях промышленности.
Приоритеты региональной государственной политики в сфере промышленного комплекса на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровня:
Федеральном законе от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015);
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;
Основах государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 01.03.2010;
Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;
Законе области от 05.02.2016 N 632-З "О промышленной политике в Тамбовской области";
Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Тамбовской области от 04.12.2013 N 347-З.
Приоритетными направлениями государственной региональной промышленной политики являются:
формирование инфраструктуры и новых институциональных условий развития промышленности;
переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности;
поиск новых рынков (не существующие или незначительные по объему сегодня, но в долгосрочной перспективе являющиеся основой новой промышленности, например, новые материалы: композиты, редкие и редкоземельные металлы);
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: легкая и текстильная промышленность, народные художественные промыслы и т.д.;
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение; производство неметаллических минеральных продуктов;
повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники;
обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;
поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Целью государственной программы является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики Тамбовской области к инновационному типу развития, как основы повышения качества жизни населения.
Государственная Программа в соответствии с определенной выше целью ориентирована на решение следующих задач:
стимулирование хозяйствующих субъектов в сфере промышленности по внедрению результатов интеллектуальной деятельности, научных исследований, разработок и инноваций;
стимулирование развития инновационной инфраструктуры, внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий и материалов, создания новых высокопроизводительных рабочих мест;
модернизация основных фондов и создание новых производственных мощностей в приоритетных для региональной экономики отраслях промышленности;
увеличение промышленного производства за счет роста производительности труда, освоения выпуска новых видов высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;
рациональное и эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов;
совершенствование системы профессионального образования, обеспечение высококвалифицированными профессиональными кадрами предприятий отраслей промышленности;
развитие социального партнерства, направленного на повышение безопасности и фондовооруженности труда персонала, уровня и качества жизни населения региона
Успешное выполнение приведенного перечня задач необходимо для достижения долгосрочной цели устойчивого социально-экономического развития промышленного комплекса Тамбовской области. Это позволит придать дополнительный импульс модернизации и диверсификации промышленности, снизит ее зависимость от внешней конъюнктуры, в первую очередь - от цен на углеводородное сырье.
Достижение указанной цели и задач государственной программы позволит обеспечить технологическое развитие региональной промышленности на основе создания и внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой, с высокой добавленной стоимостью продукции.
Меры, направленные на решение обозначенных задач, призваны сделать продукцию тамбовских промышленных предприятий конкурентоспособной и востребованной на внутреннем и мировом рынках. Практическая реализация государственной программы, кроме этого, будет обладать определенным мультипликативным эффектом для смежных отраслей региональной экономики. В частности, можно ожидать возникновения дополнительных стимулов для развития в регионе сферы НИОКР, прикладной науки и коммерциализации новых технологий, для осуществления инфраструктурных проектов, для дальнейшего развития системы образования, подготовки (переподготовки) кадров, а также для сферы услуг (сервисного обслуживания).