АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2016 года N 222


О внесении изменений в государственную программу
Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение
ее конкурентоспособности" на период до 2020 года


В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015), Законом области от 05.02.2016 N 632-З "О промышленной политике в Тамбовской области", Законом области от 06.03.2014 N 383-З "О государственной инвестиционной политике и поддержке инвестиционной деятельности в Тамбовской области" (в редакции от 06.06.2014) администрация области постановляет:

1. Внести изменения в государственную программу Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период до 2020 года (далее - государственная программа), утвержденную постановлением администрации области от 23.09.2013 N 1054 (в редакции от 12.03.2015), изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Глава администрации Тамбовской области
А.В.Никитин

г.Тамбов
10 марта 2016 г.
N 222

Приложение
к постановлению администрации области
от 10 марта 2016 года
N 222


Государственная программа Тамбовской
области "Развитие промышленности и повышение
ее конкурентоспособности" на период до 2020 года
(далее - государственная программа)

     
Паспорт государственной программы

Ответственный исполнитель государственной программы

Управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области

Соисполнитель государственной программы

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области

Цель государственной программы

Формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики Тамбовской области к инновационному типу развития, как основы повышения качества жизни населения

Задачи государственной программы

 Стимулирование хозяйствующих субъектов в сфере промышленности по внедрению результатов интеллектуальной деятельности, научных исследований, разработок и инноваций;

стимулирование развития инновационной инфраструктуры, внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий и материалов, создания новых высокопроизводительных рабочих мест;

модернизация основных фондов и создание новых производственных мощностей в приоритетных для региональной экономики отраслях промышленности;

увеличение промышленного производства за счет роста производительности труда, освоения выпуска новых видов высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;

рациональное и эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов;

совершенствование системы профессионального образования, обеспечение высококвалифицированными профессиональными кадрами предприятий отраслей промышленности;

 развитие социального партнерства, направленного на повышение безопасности и фондовооруженности труда персонала, уровня и качества жизни населения региона

Целевые индикаторы и показатели госпрограммы, их значения на последний год реализации

Объем отгруженной продукции в промышленном комплексе области (2020 год - 275,7 млрд.рублей).

Индекс промышленного производства (раздел CDE по общероссийскому классификатору) (2020 год - 107,5 процента).

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" (2020 год - 5,8 млрд.рублей).

Индекс роста производительности труда в виде деятельности "обрабатывающие производства" (по полному кругу предприятий и организаций) (2020 год - 107,7 процента).

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте (2020 год - 22,8 процента).

Количество созданных высокопроизводительных, в том числе модернизированных, рабочих мест на крупных и средних промышленных предприятиях в виде деятельности "обрабатывающие производства" (2020 год - 1,5 тыс.мест).

Количество работников предприятий (организаций), прошедших профессиональное обучение, переподготовку или повышение квалификации (2020 год - 4350 человек).

Уровень номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников в виде деятельности "обрабатывающие производства" (включая субъекты малого предпринимательства) (2020 год - 30,1 тыс. рублей).

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации (объем налогов индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства") (2020 год - 7,8 млрд. рублей)

Сроки и этапы реализации программы

1 этап 2013 - 2016 годы
2 этап 2017 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования государственной программы

Общий объем финансирования на 2013 - 2020 годы 30021 млн.рублей,

в том числе:

2013 г. - 1850 млн.рублей;
2014 г. - 2660 млн.рублей;
2015 г. - 3174 млн.рублей;
2016 г. - 3461 млн.рублей;
2017 г. - 3841 млн.рублей;
2018 г. - 4316 млн.рублей;
2019 г. - 4863 млн.рублей;
2020 г. - 5856 млн.рублей;

из них:

федеральный бюджет - 5967 млн.рублей;

в том числе:

2013 г. - 500 млн.рублей;
2014 г. - 455 млн.рублей;
2015 г. - 421 млн.рублей;
2016 г. - 1391 млн.рублей;
2017 г. - 800 млн.рублей;
2018 г. - 800 млн.рублей;
2019 г. - 800 млн.рублей;
2020 г. - 800 млн.рублей;

бюджет Тамбовской области - 700 млн.рублей;

в том числе:

2013 г. - 0 млн.рублей;
2014 г. - 0 млн.рублей;
2015 г. - 300 млн.рублей;
2016 г. - 0 млн.рублей;
2017 г. - 100 млн.рублей;
2018 г. - 100 млн.рублей;
2019 г. - 100 млн.рублей;
2020 г. - 100 млн.рублей;

внебюджетные источники - 23354 млн.рублей;

в том числе:

2013 г. - 1350 млн.рублей;
2014 г. - 2205 млн.рублей;
2015 г. - 2453 млн.рублей;
2016 г. - 2070 млн.рублей;
2017 г. - 2941 млн.рублей;
2018 г. - 3416 млн.рублей;
2019 г. - 3963 млн.рублей;
2020 г. - 4956 млн.рублей.

Примечание:

фактические объемы расходов на выполнение мероприятий государственной программы за счет внебюджетных источников подлежат ежегодному уточнению (корректировке).

Финансирование мероприятий государственной программы за счет средств бюджета Тамбовской области определяется при формировании бюджета на очередной финансовый год и подлежит уточнению в процессе исполнения бюджета Тамбовской области.

Финансирование мероприятий из средств федерального бюджета осуществляется за счет участия промышленных предприятий в федеральных целевых и государственных программах, а также привлечения средств Федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития" (далее Фонд развития промышленности).

         

1. Общая характеристика сферы
реализации госпрограммы

     

1.1. Состояние и современные условия
развития промышленного комплекса области

 

Государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период до 2020 года (далее - государственная программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015), Законом области от 05.02.2016 N 632-З "О промышленной политике в Тамбовской области", постановлением администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" (в редакции от 12.03.2015), в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 04 декабря 2013 г. N 347-З, и распоряжением администрации области от 09.12.2015 N 615-р "Об утверждении перечня государственных программ Тамбовской области".

Государственная программа направлена на объединение усилий органов государственной власти Тамбовской области и предпринимательского сообщества в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения рентабельности и конкурентоспособности региональных промышленных предприятий на внутреннем и зарубежных рынках. Она является не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляет собой результат выработки согласованной позиции органов государственной власти Тамбовской области, регионального бизнес-сообщества (региональное объединение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей") и независимых экспертов на то, каким путем должна развиваться промышленность Тамбовской области.

По состоянию на 01.01.2016 производственно-хозяйственную деятельность в обрабатывающих отраслях региона осуществляют 1,3 тыс.хозяйствующих субъектов, в том числе 130 крупных и средних организаций, имеющих численность персонала более 250 человек. Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств области по полному кругу организаций составила 50,2 тыс.человек, среднемесячная зарплата достигла 22,7 тыс.рублей. В 2015 году в индустриальных отраслях "обрабатывающих производств" промышленности области было создано и модернизировано 940 высокопроизводительных рабочих мест.

Промышленность Тамбовской области за последние 4 года показывает положительные темпы роста производства, повысилась ее конкурентоспособность, рентабельность, финансовая устойчивость. За 2013-2015 годы объем отгруженной продукции в Тамбовской области в действующих ценах возрос более чем в 1,3 раза, а индекс физического объема достиг 125,9 процента. В Российской Федерации индекс промышленного производства за этот период составил 102,0 процента, в Центральном федеральном округе (далее ЦФО) - 105,6 процента.

По итогам 2015 года объем отгруженных товаров в промышленном комплексе Тамбовской области (по полному кругу производителей) составил около 137,7 млрд.рублей, в том числе в обрабатывающих производствах - 122,4 млрд.рублей. При этом индекс физического объема промышленного производства достиг 104,5 процента (пятое место среди областей, входящих в ЦФО), в том числе в обрабатывающих производствах - 105,4 процента.

Положительные темпы роста объемов производства в промышленном комплексе области обусловлены активизацией инвестиционной деятельности. За 2013-2015 года в обрабатывающие производства Тамбовской области направлено инвестиций в основной капитал на крупных и средних предприятиях в объеме 20,2 млрд.рублей, в том числе в индустриальные отрасли 7,4 млрд.рублей. В 2015 году в индустриальных отраслях обрабатывающих производств привлечено инвестиций в основной капитал 3,3 млрд.рублей, с приростом к 2014 году в сопоставимых ценах 12 процентов.

За три года существенно улучшилось финансовое состояние предприятий обрабатывающих производств промышленного комплекса области: получена прибыль в объеме 22 млрд.рублей, а удельный вес убыточных предприятий снижен до 19 процентов. Рентабельность реализованной продукции в обрабатывающих производствах повысилась с 5,1 до 6,3 процента. В 2015 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налогов от индустриальных отраслей по виду деятельности "обрабатывающие производства" (без производства пищевых продуктов и напитков) на сумму 5,3 млрд.рублей, что на 19,7 процента больше уровня 2014 года. Такая положительная динамика прослеживается на протяжении последних лет.

В тоже время текущее состояние предприятий обрабатывающих производств характеризуется значительной неоднородностью в состоянии и развитии отдельных видов экономической деятельности. Соответственно, необходимо пересмотреть (в том числе диверсифицировать) инструменты региональной промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей.

1.2. Системные проблемы промышленного комплекса


Резкое снижение цен на ключевые товары российского экспорта, усиление геополитической напряженности и введение санкционных ограничений со стороны ЕС и США привели к дестабилизации финансовых рынков и общей разбалансировке макроэкономической ситуации. Существенно изменились внешние условия функционирования российской экономики: ограничен доступ к внешнему финансированию и новым зарубежным технологическим решениям.

В тоже время девальвационный эффект кризиса 2014 - 2015 годов привел к повышению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с иностранными компаниями. Это дает возможность активизировать замещение импортных товаров, повысить уровень конкурентоспособности при экспорте.

В условиях ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. К таким проблемам, одинаково относящимся как к российской промышленности в целом, так и к промышленному комплексу региона, можно отнести следующие:

высокая степень износа основных производственных фондов (степень износа основных фондов промышленных предприятий области в виде деятельности "обрабатывающие производства" по итогам 2015 года составила 45,7 процента);

низкая восприимчивость к внедрению инноваций. Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность (технологические, маркетинговые и организационные инновации), в общем числе организаций Тамбовской области в 2014 году составил 8,8 процента;

технологическое отставание в ряде отраслей и предприятий (удельный вес отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров (без субъектов малого предпринимательства) предприятиями обрабатывающих производств за 2014 год составил 7,0 процента);

низкая производительность труда (производительность труда оценивалась в отраслях экономики России на основании данных Росстата и Всемирного банка. Российские показатели сравнивались с иностранными по паритету покупательской способности (с учетом разницы в ценах), отставание от ведущих экономик мира в 3-4 раза. Каждый занятый в промышленности России производит за год добавленного продукта на 1,6 млн.рублей, это втрое меньше, чем в США;

высокая материало- и энергоемкость производимой продукции (электроемкость валового внутреннего продукта в 2014 году: в России - 0,45, США - 0,25, Японии - 0,22, Англии - 0,19 кВт.ч/долл);

отсутствие на ряде предприятий современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции;

недостаточное кадровое обеспечение.

Одновременно сдерживающим фактором опережающего (в том числе инновационного) развития промышленности является отсутствие системы коммерциализации и быстрое внедрение в производство научных разработок.

В этих условиях необходимо дальнейшее совершенствование инструментов государственной поддержки программными методами с расчетом на сохранение положительной динамики роста промышленного производства, постепенную трансформацию и интеграцию в эффективную технологическую среду. Продолжить работу над проблемными вопросами, возникающими перед промышленными предприятиями при реализации производственных программ, сдерживающими социально-экономическое развитие в отраслях промышленности.

2. Приоритеты региональной государственной
политики, в сфере реализации государственной
программы, цель, задачи, сроки и этапы ее реализации

Приоритеты региональной государственной политики в сфере промышленного комплекса на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровня:

Федеральном законе от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (в редакции от 13.07.2015);

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;

Основах государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 01.03.2010;

Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";          

Государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328;

Законе области от 05.02.2016 N 632-З "О промышленной политике в Тамбовской области";

Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Тамбовской области от 04.12.2013 N 347-З.

Приоритетными направлениями государственной региональной промышленной политики являются:

формирование инфраструктуры и новых институциональных условий развития промышленности;

переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности;

поиск новых рынков (не существующие или незначительные по объему сегодня, но в долгосрочной перспективе являющиеся основой новой промышленности, например, новые материалы: композиты, редкие и редкоземельные металлы);

развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: легкая и текстильная промышленность, народные художественные промыслы и т.д.;

развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение; производство неметаллических минеральных продуктов;

повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники;

обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;

поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Целью государственной программы является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики Тамбовской области к инновационному типу развития, как основы повышения качества жизни населения.

Государственная Программа в соответствии с определенной выше целью ориентирована на решение следующих задач:

стимулирование хозяйствующих субъектов в сфере промышленности по внедрению результатов интеллектуальной деятельности, научных исследований, разработок и инноваций;

стимулирование развития инновационной инфраструктуры, внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий и материалов, создания новых высокопроизводительных рабочих мест;

модернизация основных фондов и создание новых производственных мощностей в приоритетных для региональной экономики отраслях промышленности;

увеличение промышленного производства за счет роста производительности труда, освоения выпуска новых видов высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;

рациональное и эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов;

совершенствование системы профессионального образования, обеспечение высококвалифицированными профессиональными кадрами предприятий отраслей промышленности;

развитие социального партнерства, направленного на повышение безопасности и фондовооруженности труда персонала, уровня и качества жизни населения региона

Успешное выполнение приведенного перечня задач необходимо для достижения долгосрочной цели устойчивого социально-экономического развития промышленного комплекса Тамбовской области. Это позволит придать дополнительный импульс модернизации и диверсификации промышленности, снизит ее зависимость от внешней конъюнктуры, в первую очередь - от цен на углеводородное сырье.

Достижение указанной цели и задач государственной программы позволит обеспечить технологическое развитие региональной промышленности на основе создания и внедрения импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой, с высокой добавленной стоимостью продукции.

Меры, направленные на решение обозначенных задач, призваны сделать продукцию тамбовских промышленных предприятий конкурентоспособной и востребованной на внутреннем и мировом рынках. Практическая реализация государственной программы, кроме этого, будет обладать определенным мультипликативным эффектом для смежных отраслей региональной экономики. В частности, можно ожидать возникновения дополнительных стимулов для развития в регионе сферы НИОКР, прикладной науки и коммерциализации новых технологий, для осуществления инфраструктурных проектов, для дальнейшего развития системы образования, подготовки (переподготовки) кадров, а также для сферы услуг (сервисного обслуживания).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»