(с изменениями на 7 августа 2024 года)
(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 12.05.2014 N 515, от 19.12.2014 N 1643, от 12.03.2015 N 229, от 10.03.2016 N 222, от 01.07.2016 N 712, от 02.12.2016 N 1415, от 21.12.2016 N 1484, от 06.04.2017 N 303, от 05.12.2017 N 1197, от 27.12.2018 N 1384, от 18.03.2019 N 266, от 03.10.2019 N 1109, от 09.12.2020 N 998, от 28.12.2020 N 1114, от 20.05.2021 N 319, от 27.12.2021 N 965, от 29.04.2022 N 355, от 14.06.2022 N 469, от 12.07.2022 N 553, Постановлений Правительства Тамбовской области от 30.12.2022 N 333, от 05.12.2022 N 142, от 06.03.2023 N 148, от 11.05.2023 N 367, от 06.07.2023 N 555, от 18.12.2023 N 989, от 06.02.2024 N 60, от 07.08.2024 N 502)
В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 05.12.2022 N 142)
1. Утвердить государственную программу Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" согласно приложению.
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 27.12.2018 N 1384)
2. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на заместителя Главы Тамбовской области Макаревич Н.В.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 18.12.2023 N 989)
Глава администрации области
О.И.Бетин
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. Постановлений Правительства Тамбовской области от 05.12.2022 N 142, от 06.03.2023 N 148, от 11.05.2023 N 367, от 06.07.2023 N 555, от 18.12.2023 N 989, от 06.02.2024 N 60, от 07.08.2024 N 502)
(в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 18.12.2023 N 989)
Куратор государственной программы | Макаревич Наталия Владимировна - заместитель Главы Тамбовской области |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области |
Соисполнители государственной программы | - |
Период реализации государственной программы | I этап - 2013 - 2022 гг.; II этап - 2023 - 2030 гг. |
Цели государственной программы | Формирование в отраслях промышленности Тамбовской области конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития и рост промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности |
Направления (подпрограммы) государственной программы | - |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Исключена. - Постановление Правительства Тамбовской области от 06.02.2024 N 60. |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации/государственной программой Российской Федерации | Национальные цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", "Цифровая трансформация"/Показатели "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности"; "Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года"; "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года"/Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
Государственная программа направлена на объединение усилий органов государственной власти Тамбовской области и предпринимательского сообщества в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения рентабельности и конкурентоспособности региональных промышленных предприятий на внутреннем и зарубежных рынках. Государственная программа является не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляет собой результат выработки согласованной позиции органов государственной власти Тамбовской области, регионального бизнес-сообщества (региональное объединение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей") и независимых экспертов на то, каким путем должна развиваться промышленность Тамбовской области и характеризуется следующими результатами.
По состоянию на 01 июля 2022 г. производственно-хозяйственную деятельность в обрабатывающих отраслях промышленности области осуществляют 967 организаций и 886 индивидуальных предпринимателей.
Основные показатели, характеризующие текущее состояние государственной программы:
более 16% валового регионального продукта;
более 30% налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней;
более 17% численности экономически активного населения области.
Доля производителей Тамбовской области в общероссийском производстве отдельных видов промышленной продукции:
100% - органических пигментов, красителей и оптических отбеливателей России;
73% - средств индивидуальной защиты населения;
40% - ЦСП, каркасно-панельное домостроение России;
24% - нетканых материалов;
11% - теплоизоляционных материалов.
Индекс промышленного производства в целом по промышленности за 2021 год составил 102,5% к уровню прошлого года.
Объем промышленного производства в Тамбовской области по полному кругу производителей составил 265,8 млрд. рублей, темп роста 127% к уровню прошлого года.
Объем инвестиций в основной капитал от индустриальных отраслей промышленности за 2021 год составил 4,7 млрд. рублей.
Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств за январь - декабрь 2021 года составила 47122 человека или 97,8% к аналогичному периоду предыдущего года, среднемесячная заработная плата персонала - 34,5 тыс. рублей (108,8%), что больше среднего значения по области на 2,1% (33,8 тыс. рублей).
Объем прибыли за 2021 год составил 16,2 млрд. рублей.
Объем налоговых поступлений за 2021 год в консолидированный бюджет Российской Федерации по виду деятельности "обрабатывающие производства" составил 13,5 млрд. рублей, в том числе в индустриальных отраслях промышленности - 9,0 млрд. рублей (103,1%).
Текущее состояние обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций.
С этой точки зрения замедление темпов роста промышленности носит структурный характер и обусловлено неравномерным развитием рынков и организаций промышленности. Соответственно для решения возникших проблем необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей. В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки, избегая распыления средств.
В этих условиях необходимо дальнейшее совершенствование инструментов государственной поддержки программными методами, постепенная трансформация и интеграция в эффективную технологическую среду, а также решение проблемных вопросов, возникающих перед промышленными предприятиями при реализации производственных программ, сдерживающих социально-экономическое развитие в отраслях промышленности.
Потенциал развития анализируемой сферы заключается в развитии классических базовых отраслей промышленного комплекса Тамбовской области, а также перспективных направлений в межотраслевом взаимодействии и построении на их основе кластерных цепочек (химическое производство, производство строительных материалов и легкая промышленность).
Приоритетными направлениями государственной региональной промышленной политики являются:
формирование инфраструктуры и новых институциональных условий развития промышленности;
переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности;
поиск новых рынков сбыта (несуществующих или незначительных по объему сегодня, но в долгосрочной перспективе являющихся основой новой промышленности, например, новые материалы: композиты, редкие и редкоземельные металлы);
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: легкая и текстильная промышленность, народные художественные промыслы и т.д.;
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение; производство неметаллических минеральных продуктов;
повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники;
обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;
поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Целью государственной программы является формирование в отраслях промышленности конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития и рост промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности.
Государственная программа в соответствии с определенной выше целью ориентирована на решение следующих задач: