Правительство Тамбовской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации области от 23.09.2013 N 1054 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", (в редакции от 12.07.2022) (далее - постановление) следующие изменения:
преамбулу постановления изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:";
государственную программу Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.
Глава Тамбовской области
М.Егоров
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 23.09.2013 N 1054
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Куратор государственной программы | Макаревич Наталия Владимировна - и.о. заместителя Главы Тамбовской области |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области |
Соисполнители государственной программы | - |
Направления (подпрограммы) государственной программы | - |
Структурные элементы государственной программы | Региональный проект "Развитие индустриальных отраслей промышленности"; региональный проект "Развитие промышленного экспорта"; региональный проект "Развитие инфраструктуры и совершенствование работы институтов развития промышленной деятельности"; комплекс процессных мероприятий "Обеспечение условий развития индустриальных отраслей промышленности" |
Цели государственной программы | Формирование в отраслях промышленности Тамбовской области конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития и рост промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности |
Задачи государственной программы | расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции; стимулирование экспорта конкурентоспособной промышленности, снятие регуляторных барьеров и формирование условий для вывода на рынок продукции |
Показатели государственной программы, их значение на последний год реализации | Объем отгруженной продукции в промышленном комплексе области (2030 год - 437,1 млрд. рублей). Индекс промышленного производства (раздел BCDE по общероссийскому классификатору) (2030 год - 103,5%). Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" (2030 год - 6700 млрд. рублей). Индекс инвестиций в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" (2030 год - 108,0%). Объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции индустриальных отраслей по виду деятельности "обрабатывающие производства" (2030 год - 107,0 млн. долларов США). Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации (объем налогов индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства") (2030 год - 11000 млн. рублей) |
Сроки и этапы реализации государственной программы | Государственная программа реализуется в два этапа: I этап - 2013 - 2022 гг.; II этап - 2023 - 2030 гг. |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общие затраты на реализацию II этапа государственной программы - 38598,163515 млн. рублей, в том числе: 2023 г. - 2918,560785 млн. рублей; 2024 г. - 3517,791365 млн. рублей; 2025 г. - 4317,811365 млн. рублей; 2026 г. - 4608,8 млн. рублей; 2027 г. - 5108,8 млн. рублей; 2028 г. - 5608,8 млн. рублей; 2029 г. - 6008,8 млн. рублей; 2030 г. - 6508,8 млн. рублей; из них: федеральный бюджет - 51,090652 млн. рублей, в том числе: 2023 г. - 51,090652 млн. рублей; 2024 г. - 0 млн. рублей; 2025 г. - 0 млн. рублей; 2026 г. - 0 млн. рублей; 2027 г. - 0 млн. рублей; 2028 г. - 0 млн. рублей; 2029 г. - 0 млн. рублей; 2030 г. - 0 млн. рублей; бюджет Тамбовской области - 76,672863 млн. рублей, в том числе: 2023 г. - 58,670133 млн. рублей; 2024 г. - 8,991365 млн. рублей; 2025 г. - 9,011365 млн. рублей; 2026 г. - 0 млн. рублей; 2027 г. - 0 млн. рублей; 2028 г. - 0 млн. рублей; 2029 г. - 0 млн. рублей; 2030 г. - 0 млн. рублей; внебюджетные источники - 38470,4 млн. рублей, в том числе: 2023 г. - 2808,8 млн. рублей; 2024 г. - 3508,8 млн. рублей; 2025 г. - 4308,8 млн. рублей; 2026 г. - 4608,8 млн. рублей; 2027 г. - 5108,8 млн. рублей; 2028 г. - 5608,8 млн. рублей; 2029 г. - 6008,8 млн. рублей; 2030 г. - 6508,8 млн. рублей |
Государственная программа направлена на объединение усилий органов государственной власти Тамбовской области и предпринимательского сообщества в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения рентабельности и конкурентоспособности региональных промышленных предприятий на внутреннем и зарубежных рынках. Государственная программа является не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляет собой результат выработки согласованной позиции органов государственной власти Тамбовской области, регионального бизнес-сообщества (региональное объединение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей") и независимых экспертов на то, каким путем должна развиваться промышленность Тамбовской области и характеризуется следующими результатами.
По состоянию на 01 июля 2022 г. производственно-хозяйственную деятельность в обрабатывающих отраслях промышленности области осуществляют 967 организаций и 886 индивидуальных предпринимателей.
Основные показатели, характеризующие текущее состояние государственной программы:
более 16% валового регионального продукта;
более 30% налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней;
более 17% численности экономически активного населения области.
Доля производителей Тамбовской области в общероссийском производстве отдельных видов промышленной продукции:
100% - органических пигментов, красителей и оптических отбеливателей России;
73% - средств индивидуальной защиты населения;
40% - ЦСП, каркасно-панельное домостроение России;
24% - нетканых материалов;
11% - теплоизоляционных материалов.
Индекс промышленного производства в целом по промышленности за 2021 год составил 102,5% к уровню прошлого года.
Объем промышленного производства в Тамбовской области по полному кругу производителей составил 265,8 млрд. рублей, темп роста 127% к уровню прошлого года.
Объем инвестиций в основной капитал от индустриальных отраслей промышленности за 2021 год составил 4,7 млрд. рублей.
Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств за январь - декабрь 2021 года составила 47122 человека или 97,8% к аналогичному периоду предыдущего года, среднемесячная заработная плата персонала - 34,5 тыс. рублей (108,8%), что больше среднего значения по области на 2,1% (33,8 тыс. рублей).
Объем прибыли за 2021 год составил 16,2 млрд. рублей.
Объем налоговых поступлений за 2021 год в консолидированный бюджет Российской Федерации по виду деятельности "обрабатывающие производства" составил 13,5 млрд. рублей, в том числе в индустриальных отраслях промышленности - 9,0 млрд. рублей (103,1%).
Текущее состояние обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций.
С этой точки зрения замедление темпов роста промышленности носит структурный характер и обусловлено неравномерным развитием рынков и организаций промышленности. Соответственно для решения возникших проблем необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей. В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки, избегая распыления средств.
В этих условиях необходимо дальнейшее совершенствование инструментов государственной поддержки программными методами, постепенная трансформация и интеграция в эффективную технологическую среду, а также решение проблемных вопросов, возникающих перед промышленными предприятиями при реализации производственных программ, сдерживающих социально-экономическое развитие в отраслях промышленности.
Потенциал развития анализируемой сферы заключается в развитии классических базовых отраслей промышленного комплекса Тамбовской области, а также перспективных направлений в межотраслевом взаимодействии и построении на их основе кластерных цепочек (химическое производство, производство строительных материалов и легкая промышленность).
Приоритетными направлениями государственной региональной промышленной политики являются:
формирование инфраструктуры и новых институциональных условий развития промышленности;
переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности;
поиск новых рынков сбыта (несуществующих или незначительных по объему сегодня, но в долгосрочной перспективе являющихся основой новой промышленности, например, новые материалы: композиты, редкие и редкоземельные металлы);
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: легкая и текстильная промышленность, народные художественные промыслы и т.д.;
развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение; производство неметаллических минеральных продуктов;
повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники;
обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;
поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Целью государственной программы является формирование в отраслях промышленности конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития и рост промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности.
Государственная программа в соответствии с определенной выше целью ориентирована на решение следующих задач:
расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции;
стимулирование экспорта конкурентоспособной промышленности, снятие регуляторных барьеров и формирование условий для вывода на рынок инновационной продукции.
Поставленные задачи задают долгосрочный ориентир для развития региональной промышленности и в этом смысле являются достаточными.