ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2022 года N 142


О внесении изменений в постановление администрации области от 23.09.2013 N 1054 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"



Правительство Тамбовской области постановляет:


1. Внести в постановление администрации области от 23.09.2013 N 1054 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", (в редакции от 12.07.2022) (далее - постановление) следующие изменения:


преамбулу постановления изложить в следующей редакции:


"В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:";


государственную программу Тамбовской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению.


2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023.



Глава Тамбовской области
М.Егоров



Приложение
к постановлению
Правительства Тамбовской области
от 05.12.2022 N 142



Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 23.09.2013 N 1054



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)



Паспорт государственной программы

Куратор государственной программы

Макаревич Наталия Владимировна - и.о. заместителя Главы Тамбовской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области

Соисполнители государственной программы

-

Направления (подпрограммы) государственной программы

-

Структурные элементы государственной программы

Региональный проект "Развитие индустриальных отраслей промышленности";

региональный проект "Развитие промышленного экспорта";

региональный проект "Развитие инфраструктуры и совершенствование работы институтов развития промышленной деятельности";

комплекс процессных мероприятий "Обеспечение условий развития индустриальных отраслей промышленности"

Цели государственной программы

Формирование в отраслях промышленности Тамбовской области конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития и рост промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности

Задачи государственной программы

расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции;

стимулирование экспорта конкурентоспособной промышленности, снятие регуляторных барьеров и формирование условий для вывода на рынок продукции

Показатели государственной программы, их значение на последний год реализации

Объем отгруженной продукции в промышленном комплексе области (2030 год - 437,1 млрд. рублей).

Индекс промышленного производства (раздел BCDE по общероссийскому классификатору) (2030 год - 103,5%).

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" (2030 год - 6700 млрд. рублей).

Индекс инвестиций в основной капитал по полному кругу промышленных предприятий индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства" (2030 год - 108,0%).

Объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции индустриальных отраслей по виду деятельности "обрабатывающие производства" (2030 год - 107,0 млн. долларов США).

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации (объем налогов индустриальных отраслей в виде деятельности "обрабатывающие производства") (2030 год - 11000 млн. рублей)

Сроки и этапы реализации государственной программы

Государственная программа реализуется в два этапа:

I этап - 2013 - 2022 гг.;

II этап - 2023 - 2030 гг.

Объемы и источники финансирования государственной программы

Общие затраты на реализацию II этапа государственной программы - 38598,163515 млн. рублей, в том числе:

2023 г. - 2918,560785 млн. рублей;

2024 г. - 3517,791365 млн. рублей;

2025 г. - 4317,811365 млн. рублей;

2026 г. - 4608,8 млн. рублей;

2027 г. - 5108,8 млн. рублей;

2028 г. - 5608,8 млн. рублей;

2029 г. - 6008,8 млн. рублей;

2030 г. - 6508,8 млн. рублей;

из них:

федеральный бюджет - 51,090652 млн. рублей, в том числе:

2023 г. - 51,090652 млн. рублей;

2024 г. - 0 млн. рублей;

2025 г. - 0 млн. рублей;

2026 г. - 0 млн. рублей;

2027 г. - 0 млн. рублей;

2028 г. - 0 млн. рублей;

2029 г. - 0 млн. рублей;

2030 г. - 0 млн. рублей;

бюджет Тамбовской области - 76,672863 млн. рублей, в том числе:

2023 г. - 58,670133 млн. рублей;

2024 г. - 8,991365 млн. рублей;

2025 г. - 9,011365 млн. рублей;

2026 г. - 0 млн. рублей;

2027 г. - 0 млн. рублей;

2028 г. - 0 млн. рублей;

2029 г. - 0 млн. рублей;

2030 г. - 0 млн. рублей;

внебюджетные источники - 38470,4 млн. рублей, в том числе:

2023 г. - 2808,8 млн. рублей;

2024 г. - 3508,8 млн. рублей;

2025 г. - 4308,8 млн. рублей;

2026 г. - 4608,8 млн. рублей;

2027 г. - 5108,8 млн. рублей;

2028 г. - 5608,8 млн. рублей;

2029 г. - 6008,8 млн. рублей;

2030 г. - 6508,8 млн. рублей



1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы


Государственная программа направлена на объединение усилий органов государственной власти Тамбовской области и предпринимательского сообщества в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения рентабельности и конкурентоспособности региональных промышленных предприятий на внутреннем и зарубежных рынках. Государственная программа является не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляет собой результат выработки согласованной позиции органов государственной власти Тамбовской области, регионального бизнес-сообщества (региональное объединение работодателей "Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей") и независимых экспертов на то, каким путем должна развиваться промышленность Тамбовской области и характеризуется следующими результатами.


По состоянию на 01 июля 2022 г. производственно-хозяйственную деятельность в обрабатывающих отраслях промышленности области осуществляют 967 организаций и 886 индивидуальных предпринимателей.


Основные показатели, характеризующие текущее состояние государственной программы:


более 16% валового регионального продукта;


более 30% налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней;


более 17% численности экономически активного населения области.


Доля производителей Тамбовской области в общероссийском производстве отдельных видов промышленной продукции:


100% - органических пигментов, красителей и оптических отбеливателей России;


73% - средств индивидуальной защиты населения;


40% - ЦСП, каркасно-панельное домостроение России;


24% - нетканых материалов;


11% - теплоизоляционных материалов.


Индекс промышленного производства в целом по промышленности за 2021 год составил 102,5% к уровню прошлого года.


Объем промышленного производства в Тамбовской области по полному кругу производителей составил 265,8 млрд. рублей, темп роста 127% к уровню прошлого года.


Объем инвестиций в основной капитал от индустриальных отраслей промышленности за 2021 год составил 4,7 млрд. рублей.


Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств за январь - декабрь 2021 года составила 47122 человека или 97,8% к аналогичному периоду предыдущего года, среднемесячная заработная плата персонала - 34,5 тыс. рублей (108,8%), что больше среднего значения по области на 2,1% (33,8 тыс. рублей).


Объем прибыли за 2021 год составил 16,2 млрд. рублей.


Объем налоговых поступлений за 2021 год в консолидированный бюджет Российской Федерации по виду деятельности "обрабатывающие производства" составил 13,5 млрд. рублей, в том числе в индустриальных отраслях промышленности - 9,0 млрд. рублей (103,1%).


Текущее состояние обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций.


С этой точки зрения замедление темпов роста промышленности носит структурный характер и обусловлено неравномерным развитием рынков и организаций промышленности. Соответственно для решения возникших проблем необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей. В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки, избегая распыления средств.


В этих условиях необходимо дальнейшее совершенствование инструментов государственной поддержки программными методами, постепенная трансформация и интеграция в эффективную технологическую среду, а также решение проблемных вопросов, возникающих перед промышленными предприятиями при реализации производственных программ, сдерживающих социально-экономическое развитие в отраслях промышленности.


Потенциал развития анализируемой сферы заключается в развитии классических базовых отраслей промышленного комплекса Тамбовской области, а также перспективных направлений в межотраслевом взаимодействии и построении на их основе кластерных цепочек (химическое производство, производство строительных материалов и легкая промышленность).


Приоритетными направлениями государственной региональной промышленной политики являются:


формирование инфраструктуры и новых институциональных условий развития промышленности;


переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности;


поиск новых рынков сбыта (несуществующих или незначительных по объему сегодня, но в долгосрочной перспективе являющихся основой новой промышленности, например, новые материалы: композиты, редкие и редкоземельные металлы);


развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на потребительский сектор: легкая и текстильная промышленность, народные художественные промыслы и т.д.;


развитие традиционных отраслей, продукция которых ориентирована на инвестиционный спрос: машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение; производство неметаллических минеральных продуктов;


повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники;


обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;


поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.


Целью государственной программы является формирование в отраслях промышленности конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития и рост промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности.


Государственная программа в соответствии с определенной выше целью ориентирована на решение следующих задач:


расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции;


стимулирование экспорта конкурентоспособной промышленности, снятие регуляторных барьеров и формирование условий для вывода на рынок инновационной продукции.


Поставленные задачи задают долгосрочный ориентир для развития региональной промышленности и в этом смысле являются достаточными.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»