ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 года N 58
О докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Омской области на 2014 - 2016 годы
(с изменениями на 25 декабря 2014 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Министерства финансов Омской области от 2 апреля 2014 года N 25 (газета "Омский вестник", N 13, 04.04.2014);
приказом Министерства финансов Омской области от 26 июня 2014 года N 51 (газета "Омский вестник", N 26, 04.07.2014);
приказом Министерства финансов Омской области от 19 сентября 2014 года N 72 (газета "Омский вестник", N 38, 26.09.2014);
приказом Министерства финансов Омской области от 15 октября 2014 года N 79 (газета "Омский вестник", N 43, 18.10.2014);
приказом Министерства финансов Омской области от 25 декабря 2014 года N 97 (газета "Омский вестник", 27.12.2014, N 55)
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Омской области от 14 марта 2007 года N 31-п "Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Омской области"
приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Омской области на 2014 - 2016 годы (далее - доклад) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту бюджетной политики и методологии Министерства финансов Омской области обеспечить проведение ежегодной оценки эффективности реализации доклада.
3. Структурным подразделениям Министерства финансов Омской области обеспечить представление в департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Омской области исходных данных для проведения ежегодной оценки эффективности реализации доклада.
4. Текущий контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Омской области Ю.А. Наделяев, общий контроль оставляю за собой.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства финансов Омской области от 25 декабря 2014 года N 97, - см. предыдущую редакцию)
Министр
Р.Ф. Фомина
Доклад
о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Омской области на 2014 - 2016 годы
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Омской области на 2014 - 2016 годы (далее - Доклад) сформирован в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 14 марта 2007 года N 31-п "Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Омской области".
Подготовка Доклада осуществлена в целях обеспечения эффективного и ответственного управления системой общественных финансов в Омской области, развития системы программно-целевых методов управления, а также исходя из реализации задач Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93.
Министерство финансов Омской области (далее - Министерство) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24 февраля 2004 года N 36.
Министерство является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Омской области в этой сфере.
Правовую основу деятельности Министерства составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Омской области, иные акты федерального и областного законодательства.
Основой деятельности Министерства является формирование и проведение на территории Омской области единой государственной бюджетной политики, направленной на обеспечение эффективного и ответственного управления системой общественных финансов в Омской области.
В целях создания условий для дальнейшего повышения эффективности и качества управления региональными финансами на территории Омской области в 2011 - 2013 годах проводилась реализация мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 31 марта 2011 года N 49-п.
Начиная с проекта областного бюджета на 2011 год, планирование областного бюджета полностью осуществляется в автоматизированной системе управления бюджетным процессом на основе взаимосвязанных стратегических механизмов, целей и задач, ориентированных на приоритеты социально-экономического развития Омской области. На сегодняшний день более 90 процентов расходов областного бюджета осуществляется в рамках мероприятий ведомственных и долгосрочных целевых программ Омской области.
С 2011 года в Омской области в рамках развития среднесрочного планирования осуществлен переход на планирование областного бюджета на трехлетний период. Кроме того, в целях повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса Омской области, а также повышения эффективности бюджетных расходов Омской области путем их концентрации на приоритетных направлениях социально-экономического развития Омской области планирование принимаемых расходных обязательств Омской области осуществляется на основе их конкурсного распределения.
В целях повышения качества бюджетного планирования и управления средствами областного бюджета главных распорядителей средств областного бюджета Министерством проводится ежегодный мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета.
В целях соблюдения принципа прозрачности и открытости в Омской области обеспечен доступ для общества к информации о региональных и муниципальных финансах:
- в государственной информационной системе Омской области "Портал Правительства Омской области" (http://www.omskportal.ru), в том числе в разделе "Открытый бюджет", где в доступном для граждан формате размещена информация о бюджетном процессе Омской области, мониторинге и анализе показателей в сфере налоговой и бюджетной политики региона, а также основных параметрах областного бюджета;
- на внешнем информационном ресурсе "Аналитический центр руководителя" (http://www.omsk.ifinmon.ru), в котором формируется аналитическая отчетность о состоянии бюджета региона и муниципальных образований (результаты исполнения бюджетов, межбюджетные трансферты, долговые обязательства, структура доходов и расходов бюджетов), результаты оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса муниципальных образований Омской области, результаты мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета.
В рамках совершенствования механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, Министерством проведена работа по формированию нормативной базы для перехода к реализации государственной политики в Омской области на основе государственных программ Омской области. Совместно с органами исполнительной власти Омской области проведена работа по разработке структур государственных программ Омской области. Таким образом, начиная с 2014 года областной бюджет будет спланирован в программном формате.
В 2012 году проведена работа по организационному и методологическому содействию органам местного самоуправления Омской области по вопросам перехода к составлению трехлетнего бюджета - на очередной финансовый год и плановый период. В результате местные бюджеты на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сформированы по всем муниципальным районам (городскому округу городу Омску) Омской области, а также по 87-ми сельским и городским поселениям Омской области.
Кроме того, в рамках стимулирования органов местного самоуправления муниципальных районов (городского округа города Омска) Омской области к повышению финансовой дисциплины реализуется практика проведения оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе городе Омске) Омской области. В целях поощрения органов местного самоуправления муниципальных районов (городского округа города Омска) Омской области, показавших наилучшие результаты в управлении муниципальными финансами по итогам 2012 года, из областного бюджета выделены межбюджетные трансферты 3-м муниципальным районам Омской области, получившим I степень качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе городе Омске) Омской области.
В целях координации действий по осуществлению бюджетного процесса в муниципальных образованиях Омской области, а также необходимости контроля условий предоставления межбюджетных трансфертов для дотационных и высокодотационных муниципальных образований Омской области Министерством на постоянной основе проводятся мониторинги:
- исполнения условий соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований Омской области;
- соблюдения норматива формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления Омской области.
В целях снижения дифференциации в бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа города Омска) Омской области в 2013 году, а также исходя из изменений федерального законодательства, усовершенствована методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа города Омска) Омской области. В результате чего обеспечено выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов Омской области до единого уровня, исходя из объективных условий удорожания стоимости предоставления муниципальных услуг.
В 2014 - 2016 годы деятельность Министерства будет направлена на продолжение формирования стабильной финансовой основы для своевременного и качественного исполнения расходных обязательств Омской области с применением всех современных инструментов бюджетирования, направленных на эффективное управление общественными финансами Омской области, что будет в свою очередь способствовать социально-экономическому развитию Омской области.
Деятельность Министерства в 2014 - 2016 годы будет осуществляться в рамках реализации следующих документов:
- Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93;
- Основных направлений бюджетной и налоговой политики Омской области на 2014 - 2016 годы, утвержденных Указом Губернатора Омской области от 29 июля 2013 года N 108.
Согласно указанным документам основными приоритетами в сфере финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области на 2014 - 2016 годы определены:
- обеспечение финансовой устойчивости областного бюджета;
- переход к формированию и исполнению областного бюджета на основе государственных программ Омской области;
- обеспечение прозрачности (открытости) бюджетного процесса Омской области посредством использования информационных ресурсов в сети "Интернет".
Исходя из приоритетов социально-экономического развития Омской области и полномочий Министерства определена цель его деятельности на 2014 - 2016 годы: повышение качества управления государственными и муниципальными финансами в Омской области.
Соответствие целей деятельности Министерства на 2014 - 2016 годы приоритетам социально-экономического развития Омской области отражено в приложении N 1 к настоящему Докладу.
Цель. Повышение качества управления государственными и муниципальными финансами в Омской области.
Омская область на протяжении нескольких лет подтверждает высокое качество управления региональными финансами. Регион стабильно сохраняет высокий уровень качества организации бюджетного процесса и входит в число субъектов Российской Федерации, которым Министерство финансов Российской Федерации трижды, начиная с 2009 года, присваивало высшую I степень качества управления региональными финансами в соответствии с оценкой качества управления региональными финансами, ежегодно проводимой Министерством финансов Российской Федерации по методике, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 года N 552. Кроме того, в 2011 году по итогам конкурса на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов Омская область вошла в десятку регионов с наилучшими результатами бюджетных реформ.
Несмотря на достигнутые результаты, система управления государственными и муниципальными финансами в Омской области требует дальнейшей модернизации, направленной на формирование стабильной финансовой системы для исполнения расходных обязательств Омской области.
Сбалансированность и финансовая устойчивость областного бюджета будет определяться:
- ответственным подходом в Омской области к распределению финансовых ресурсов для исполнения государственных полномочий;
- сохранением оптимального баланса между объемом расходных обязательств Омской области и объемом финансовых ресурсов для их исполнения на долгосрочной основе;
- поддержанием размера дефицита областного бюджета и объема государственного долга Омской области на экономически безопасном уровне;
- недопущением образования просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;
- планированием областного бюджета на основе долгосрочного прогноза Омской области с установлением целей, задач и предельных параметров основных показателей областного бюджета;
- проведением оценки эффективности использования финансовых ресурсов Омской области с точки зрения достижения целей и задач, поставленных в Докладе, ведомственной целевой программе Министерства, государственной программе Омской области "Государственное управление, управление общественными финансами и имуществом в Омской области" в части соответствующей подпрограммы Министерства;
- поддержанием мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов Омской области;
- совершенствованием механизмов предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета;
- стимулированием органов местного самоуправления муниципальных районов (городского округа города Омска) Омской области к повышению качества организации и осуществления бюджетного процесса.
При этом основными препятствиями для обеспечения на долгосрочную перспективу сбалансированного и финансово устойчивого областного бюджета являются значительные размер дефицита областного бюджета и объем государственного долга Омской области с тенденцией их увеличения в плановом периоде, а также изменения федерального законодательства, приводящие к изменению доходных источников и расходных полномочий Омской области.
Достижение цели деятельности Министерства, будет осуществляться путем дальнейшего совершенствования организации и осуществления бюджетного процесса в Омской области и развития современных инструментов управления общественными финансами в Омской области в целях наращивания доходной базы, повышения качества управления государственным долгом, совершенствования механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, обеспечения прозрачности (открытости) бюджетного процесса Омской области, перехода к формированию областного бюджета на основе долгосрочного бюджетного прогнозирования, перехода к консолидации отдельных видов межбюджетных трансфертов.
Показателями конечного результата цели деятельности Министерства будут являться:
а) качество организации и осуществления бюджетного процесса в Омской области.
Показатель измеряется степенью качества организации и осуществления бюджетного процесса и рассчитывается по формуле:
Р1 = А,
где:
А - степень качества организации и осуществления бюджетного процесса, присвоенная Омской области по результатам проведения Министерством финансов Российской Федерации ежегодной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации (I, II или III степень качества);
б) уровень достижения максимально возможной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе город Омск) Омской области.
Показатель измеряется в процентах и рассчитывается по формуле: