ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2013 года N 201-п
Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)"
(с изменениями на 24 декабря 2013 г.)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 г. на основании постановления
Правительства Омской области от 9 октября 2013 года N 235-п
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 351-п (газета "Омский вестник", N 62, 27.12.2013)
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2007 года N 87-п, Правительство Омской области
постановляет:
Утвердить долгосрочную целевую программу Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)" согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
В.И. Назаров
Долгосрочная целевая программа
Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)"
____________________________________________________________________
Паспорт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 351-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Наименование | Долгосрочная целевая программа Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)" (далее - Программа) |
Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 1234-р |
Уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, ответственный за реализацию Программы | Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд) |
Цели Программы | 1. Улучшение миграционной ситуации в Омской области. |
Задачи Программы | 1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа). |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство здравоохранения Омской области; |
Этапы и сроки реализации Программы | 2013 - 2017 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Объемы и источники финансирования Программы | Общие расходы на реализацию Программы составят 134 970,34 тыс. рублей, в том числе: |
Основные показатели (индикаторы) эффективности Программы | 1. Число участников Программы и членов их семей, ежегодно переезжающих в Омскую область и зарегистрированных в территориальных органах УФМС России по Омской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит: |
Программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия), и Государственной программой.
В целях настоящей Программы используются следующие понятия:
1) соотечественник - лицо, определенное Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом";
2) участник Программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца;
3) член семьи участника Программы - лицо, определенное подпунктом "в" пункта 6 Государственной программы.
Омская область - один из крупнейших промышленно-аграрных регионов Сибирского федерального округа. Ведущие позиции в структуре экономики Омской области занимает промышленное производство. В указанном секторе экономики сосредоточено:
1) 40 процентов валового регионального продукта;
2) 54 процента оборота организаций;
3) 52 процента инвестиций в основной капитал;
4) 55 процентов прибыли;
5) 46 процентов основных фондов;
6) 22 процента численности работников.
В 2011 году прирост промышленного производства составил 54,8 процента к уровню 2004 года. Это значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации (по Российской Федерации рост промышленного производства составил 23,3 процента к уровню 2004 года).
В обрабатывающем секторе промышленного производства осуществлялись ввод новых производств, модернизация и реконструкция производственных мощностей предприятий, внедрение новых технологий, что обеспечило не только увеличение объемов выпуска продукции, но и повышение ее конкурентоспособности.
Омская область входит в число развитых аграрных районов Российской Федерации и наиболее развитых сельскохозяйственных регионов Сибирского федерального округа. По объемам производства молока Омская область входит в число 10 лидирующих субъектов Российской Федерации (по итогам 2011 года занимает 7 место). Доля прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций увеличилась с 63,2 процента в 2004 году до 84,1 процента в 2011 году.
Интенсификации развития секторов экономики способствовал высокий уровень инвестиционной активности организаций. Реализация проектов по строительству и модернизации промышленных производств, объектов инфраструктуры и социальной сферы обеспечила приток инвестиций в основной капитал Омской области за 2011 год на уровне 148,7 процента к 2004 году.
Значительные бюджетные инвестиции направлены на развитие сети газоснабжения, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры Омской области.
В результате проделанной работы по развитию инвестиционного потенциала Омской области закрытым акционерным обществом "Рейтинговое Агентство "Мудис Интерфакс" в 2010 году подтвержден кредитный рейтинг Омской области по национальной шкале на уровне Аа3.ru (высокая кредитоспособность по отношению к другим субъектам Российской Федерации).
Одним из направлений политики Правительства Омской области является стимулирование инновационной деятельности. Постановлением Правительства Омской области от 11 апреля 2007 года N 43-п утверждена Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года, в рамках которой предполагается создание сети бизнес-инкубаторов, университетского комплекса, технопарка, инновационно-инвестиционных и венчурных фондов. При активной поддержке Правительства Омской области открыты ресурсные центры в сфере металлообработки, машиностроения, жилищно-коммунального комплекса и строительства.
Существенную роль в росте экономики Омской области играет расширение международных экономических связей. Омская область как один из экономически развитых и стабильных субъектов Российской Федерации привлекает иностранных инвесторов. Внешнеторговые операции осуществляются с партнерами из стран дальнего и ближнего зарубежья. Основными торговыми партнерами стали Королевство Нидерланды, Чешская Республика, Федеративная Республика Германия, Итальянская Республика, Французская Республика, Япония, Кыргызстан, Республика Казахстан, Украина, Корейская Народно-Демократическая Республика, Турецкая Республика, Королевство Таиланд.
В среднесрочной перспективе развитие экономики предполагается в условиях активной реализации государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности Омской области, широкого внедрения наукоемких технологий в производство, развития предпринимательской инициативы, качественного совершенствования факторов производства и их использования, увеличения уровня доходов населения.
В результате ожидается:
1) качественный прорыв в улучшении инвестиционного и бизнес-климата Омской области, выраженный в значительном росте объемов инвестиций в основной капитал, повышении оценки бизнес-сообществом условий ведения предпринимательской деятельности в Омской области;
2) улучшение состояния рынка труда Омской области, выраженное в повышении производительности труда, увеличении доли высокопроизводительных рабочих мест;
3) развитие высокотехнологичных секторов экономики, модернизация и диверсификация производства и, как следствие, рост конкурентоспособности производимой в Омской области продукции;
4) социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал, выраженные в повышении среднего уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, развитие инфраструктуры;
5) устойчивый рост потребления на фоне роста реальных денежных доходов населения.
Продолжится развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе строительство водоподъемного Красногорского гидроузла на реке Иртыш, Омского метрополитена, окружной дороги города Омска, автомобильных и железнодорожных дорог, объектов социального назначения.
Актуальным направлением в среднесрочной перспективе является переход на возобновляемые источники энергии. Для северных районов Омской области - перевод теплоисточников на такие виды топлива, как древесные пеллеты, торфобрикеты.
Продолжится диверсификация промышленного производства Омской области. Планируется создание новых производств, внедрение современного оборудования, освоение новых видов продукции и рынков сбыта. В приоритете останутся формирование и развитие нефтехимического, агропромышленного, лесопромышленного и ряда других кластеров.
В целях реализации указанных направлений развития экономики и социальной сферы Омской области утверждена Стратегия, которая является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику Правительства Омской области на долгосрочную перспективу. В ней определен ряд факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Омской области, к числу которых относятся "старение" кадров в отраслях материального производства и сокращение численности населения Омской области.
Реализация Программы на территории Омской области способствует частичному устранению влияния указанных факторов на социально-экономическое развитие Омской области.
Демографические процессы, происходящие в Омской области, отражают общероссийские тенденции.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянного населения Омской области по состоянию на 14 октября 2010 года составляла 1 977,7 тыс. человек. Число жителей Омской области к началу 2012 года снизилось до 1 974,8 тыс. человек несмотря на то, что в 2011 - 2012 годах в Омской области отмечен естественный прирост населения.
На фоне естественного прироста населения (за 2012 год естественный прирост составил 2 278 человек) сокращение числа жителей Омской области происходит за счет устойчивой миграционной убыли населения. По итогам 2012 года за счет миграционного оттока численность населения региона сократилась на 3 073 человека. Преимущественно отток формируется за счет переезда населения из села в город, в другие регионы Российской Федерации.
Положительное влияние на миграционную ситуацию в регионе оказывают международные миграционные потоки. В структуре международного притока мигрантов в Омскую область превалируют выходцы из бывших государств - участников СНГ (около 93 процентов). Таким образом, Омская область обладает высокой миграционной привлекательностью для соотечественников, проживающих за рубежом.
Высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте. Доля лиц указанной возрастной группы в общем объеме миграции за 2011 год составила 72,3 процента. Около половины всех мигрантов находятся в возрасте от 20 до 39 лет.
Причины, побуждающие молодежь выезжать за пределы Омской области, связаны с поиском более благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности. Наличие рабочих мест, условия занятости, высокий уровень доходов, перспективы решения жилищных вопросов, преимущества в удовлетворении запросов социального характера делают столичные и южные регионы Российской Федерации миграционно более привлекательными для молодых людей.
Демографические показатели являются одной из основных характеристик воспроизводства трудовых ресурсов Омской области. За последние 5 лет снизилась численность лиц трудоспособного возраста. В среднем за 2008 - 2012 годы ежегодные потери этой части населения составляют более 17 тыс. человек. По прогнозу на 2013 - 2020 годы, численность населения Омской области в трудоспособном возрасте сократится на 149 тыс. человек (на 12 процентов), численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 98 тыс. человек (на 23 процента).
Возрос коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население: на 1 января 2007 года на 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходилось 297 граждан старше трудоспособного возраста, на 1 января 2012 года указанное соотношение увеличилось до 351 гражданина.
Таким образом, основные демографические тенденции свидетельствуют о том, что воспроизводство трудовых ресурсов сегодня проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи. В этой связи актуальным становится привлечение в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в целях пополнения трудовых ресурсов Омской области и обеспечения экономики Омской области квалифицированными кадрами.
Основные показатели, характеризующие ситуацию на региональном рынке труда за последние 5 лет, имеют положительную динамику. Так, в 2012 году по сравнению с 2007 годом:
1) численность занятого населения увеличилась на 14,5 тыс. человек и составила 976,8 тыс. человек;
2) общая численность безработных граждан снизилась на 11,3 тыс. человек и составила 72,0 тыс. человек;
3) уровень общей безработицы снизился на 1,1 процентного пункта и составил 6,9 процента от численности экономически активного населения. Среди регионов Сибирского федерального округа Омская область по данному показателю улучшила рейтинговую позицию, переместившись с 8 рейтингового места в 2006 году на 4 рейтинговое место в 2012 году (первое место соответствует наименьшему значению показателя).
Необходимо отметить, что в 2012 году в Омской области зафиксировано минимальное значение уровня общей безработицы (6,9 процента от численности экономически активного населения) за последние 5 лет (максимальное значение отмечено в 2009 году - 8,5 процента от численности экономически активного населения).