Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2013 года N 201-п

Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)"

(с изменениями на 24 декабря 2013 г.)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 г. на основании постановления
Правительства Омской области от 9 октября 2013 года N 235-п

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________                                        

     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 351-п (газета "Омский вестник", N 62, 27.12.2013)   

____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2007 года N 87-п, Правительство Омской области

постановляет:

Утвердить долгосрочную целевую программу Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)" согласно приложению к настоящему постановлению.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
В.И. Назаров


Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 28 августа 2013 года N 201-п

     
Долгосрочная целевая программа
Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)"



Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)"

____________________________________________________________________      

     Паспорт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 351-п, - см. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Наименование

Долгосрочная целевая программа Омской области "Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2013 - 2017 годы)" (далее - Программа)

Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 1234-р

Уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, ответственный за реализацию Программы

Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд)

Цели Программы

1. Улучшение миграционной ситуации в Омской области.
2. Обеспечение экономики Омской области трудовыми ресурсами

Задачи Программы

1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа).
2. Частичная компенсация миграционной убыли в Омской области.
3. Привлечение трудовых ресурсов в Омскую область

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство здравоохранения Омской области;
Министерство образования Омской области;
Минтруд;
Управление Федеральной миграционной службы по Омской области (далее - УФМС России по Омской области) (по согласованию);
Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее - Главное управление занятости);
казенные учреждения службы занятости населения Омской области (далее - центры занятости населения);
бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения";
органы местного самоуправления Омской области (по согласованию)

Этапы и сроки реализации Программы

2013 - 2017 годы. Этапы реализации Программы не выделяются

Объемы и источники финансирования Программы

Общие расходы на реализацию Программы составят 134 970,34 тыс. рублей, в том числе:
1) из областного бюджета - 115 570,44 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 13 506,02 тыс. рублей, 2014 год - 29 207,12 тыс. рублей, 2015 год - 29 287,12 тыс. рублей, 2016 год - 21 735,09 тыс. рублей, 2017 год - 21 835,09 тыс. рублей;
2) из федерального бюджета - 19 399,90 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 19 399,90 тыс. рублей

Основные показатели (индикаторы) эффективности Программы

1. Число участников Программы и членов их семей, ежегодно переезжающих в Омскую область и зарегистрированных в территориальных органах УФМС России по Омской области.
2. Доля расходов бюджета Омской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета Омской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий.
3. Доля участников Программы и членов их семей, прибывших в Омскую область, в общем числе мигрантов, прибывших в Омскую область.
4. Число прибывших в Омскую область участников Программы и членов их семей, находящихся в трудоспособном возрасте.
5. Доля участников Программы и членов их семей, трудоустроенных в организации Омской области, в общем числе соотечественников, прибывших в трудоспособном возрасте и желающих трудоустроиться

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
1) привлечь на территорию Омской области к концу 2017 года 6 800 соотечественников
(3 400 участников Программы и 3 400 членов их семей), в том числе:
в 2013 году - 2 000 человек (1 000 участников Программы и 1 000 членов их семей);
в 2014 году - 1 400 человек (700 участников Программы и 700 членов их семей);
в 2015 году - 1 400 человек (700 участников Программы и 700 членов их семей);
в 2016 году - 1 000 человек (500 участников Программы и 500 членов их семей);
в 2017 году - 1 000 человек (500 участников Программы и 500 членов их семей);
2) обеспечить финансирование предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, на уровне не менее 90 процентов в общем размере расходов бюджета Омской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий;
3) обеспечить долю участников Программы и членов их семей, переселившихся на постоянное место жительства в Омскую область, в общем числе мигрантов, прибывших в Омскую область, не менее 7 процентов;
4) привлечь к концу 2017 года на территорию Омской области 5 100 участников Программы и членов их семей, находящихся в трудоспособном возрасте;
5) обеспечить трудоустройство в организации Омской области не менее 70 процентов участников Программы и членов их семей в общем числе соотечественников, прибывших в трудоспособном возрасте и желающих трудоустроиться



1. Общая характеристика сферы реализации Программы


Программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия), и Государственной программой.

В целях настоящей Программы используются следующие понятия:

1) соотечественник - лицо, определенное Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом";

2) участник Программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца;

3) член семьи участника Программы - лицо, определенное подпунктом "в" пункта 6 Государственной программы.

Социально-экономическое положение Омской области и перспективы ее развития

Омская область - один из крупнейших промышленно-аграрных регионов Сибирского федерального округа. Ведущие позиции в структуре экономики Омской области занимает промышленное производство. В указанном секторе экономики сосредоточено:

1) 40 процентов валового регионального продукта;

2) 54 процента оборота организаций;

3) 52 процента инвестиций в основной капитал;

4) 55 процентов прибыли;

5) 46 процентов основных фондов;

6) 22 процента численности работников.

В 2011 году прирост промышленного производства составил 54,8 процента к уровню 2004 года. Это значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации (по Российской Федерации рост промышленного производства составил 23,3 процента к уровню 2004 года).

В обрабатывающем секторе промышленного производства осуществлялись ввод новых производств, модернизация и реконструкция производственных мощностей предприятий, внедрение новых технологий, что обеспечило не только увеличение объемов выпуска продукции, но и повышение ее конкурентоспособности.

Омская область входит в число развитых аграрных районов Российской Федерации и наиболее развитых сельскохозяйственных регионов Сибирского федерального округа. По объемам производства молока Омская область входит в число 10 лидирующих субъектов Российской Федерации (по итогам 2011 года занимает 7 место). Доля прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций увеличилась с 63,2 процента в 2004 году до 84,1 процента в 2011 году.

Интенсификации развития секторов экономики способствовал высокий уровень инвестиционной активности организаций. Реализация проектов по строительству и модернизации промышленных производств, объектов инфраструктуры и социальной сферы обеспечила приток инвестиций в основной капитал Омской области за 2011 год на уровне 148,7 процента к 2004 году.

Значительные бюджетные инвестиции направлены на развитие сети газоснабжения, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры Омской области.

В результате проделанной работы по развитию инвестиционного потенциала Омской области закрытым акционерным обществом "Рейтинговое Агентство "Мудис Интерфакс" в 2010 году подтвержден кредитный рейтинг Омской области по национальной шкале на уровне Аа3.ru (высокая кредитоспособность по отношению к другим субъектам Российской Федерации).

Одним из направлений политики Правительства Омской области является стимулирование инновационной деятельности. Постановлением Правительства Омской области от 11 апреля 2007 года N 43-п утверждена Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года, в рамках которой предполагается создание сети бизнес-инкубаторов, университетского комплекса, технопарка, инновационно-инвестиционных и венчурных фондов. При активной поддержке Правительства Омской области открыты ресурсные центры в сфере металлообработки, машиностроения, жилищно-коммунального комплекса и строительства.

Существенную роль в росте экономики Омской области играет расширение международных экономических связей. Омская область как один из экономически развитых и стабильных субъектов Российской Федерации привлекает иностранных инвесторов. Внешнеторговые операции осуществляются с партнерами из стран дальнего и ближнего зарубежья. Основными торговыми партнерами стали Королевство Нидерланды, Чешская Республика, Федеративная Республика Германия, Итальянская Республика, Французская Республика, Япония, Кыргызстан, Республика Казахстан, Украина, Корейская Народно-Демократическая Республика, Турецкая Республика, Королевство Таиланд.

В среднесрочной перспективе развитие экономики предполагается в условиях активной реализации государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности Омской области, широкого внедрения наукоемких технологий в производство, развития предпринимательской инициативы, качественного совершенствования факторов производства и их использования, увеличения уровня доходов населения.

В результате ожидается:

1) качественный прорыв в улучшении инвестиционного и бизнес-климата Омской области, выраженный в значительном росте объемов инвестиций в основной капитал, повышении оценки бизнес-сообществом условий ведения предпринимательской деятельности в Омской области;

2) улучшение состояния рынка труда Омской области, выраженное в повышении производительности труда, увеличении доли высокопроизводительных рабочих мест;

3) развитие высокотехнологичных секторов экономики, модернизация и диверсификация производства и, как следствие, рост конкурентоспособности производимой в Омской области продукции;

4) социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал, выраженные в повышении среднего уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, развитие инфраструктуры;

5) устойчивый рост потребления на фоне роста реальных денежных доходов населения.

Продолжится развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, в том числе строительство водоподъемного Красногорского гидроузла на реке Иртыш, Омского метрополитена, окружной дороги города Омска, автомобильных и железнодорожных дорог, объектов социального назначения.

Актуальным направлением в среднесрочной перспективе является переход на возобновляемые источники энергии. Для северных районов Омской области - перевод теплоисточников на такие виды топлива, как древесные пеллеты, торфобрикеты.

Продолжится диверсификация промышленного производства Омской области. Планируется создание новых производств, внедрение современного оборудования, освоение новых видов продукции и рынков сбыта. В приоритете останутся формирование и развитие нефтехимического, агропромышленного, лесопромышленного и ряда других кластеров.

В целях реализации указанных направлений развития экономики и социальной сферы Омской области утверждена Стратегия, которая является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику Правительства Омской области на долгосрочную перспективу. В ней определен ряд факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Омской области, к числу которых относятся "старение" кадров в отраслях материального производства и сокращение численности населения Омской области.

Реализация Программы на территории Омской области способствует частичному устранению влияния указанных факторов на социально-экономическое развитие Омской области.

Анализ демографической ситуации в Омской области

Демографические процессы, происходящие в Омской области, отражают общероссийские тенденции.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянного населения Омской области по состоянию на 14 октября 2010 года составляла 1 977,7 тыс. человек. Число жителей Омской области к началу 2012 года снизилось до 1 974,8 тыс. человек несмотря на то, что в 2011 - 2012 годах в Омской области отмечен естественный прирост населения.

На фоне естественного прироста населения (за 2012 год естественный прирост составил 2 278 человек) сокращение числа жителей Омской области происходит за счет устойчивой миграционной убыли населения. По итогам 2012 года за счет миграционного оттока численность населения региона сократилась на 3 073 человека. Преимущественно отток формируется за счет переезда населения из села в город, в другие регионы Российской Федерации.

Положительное влияние на миграционную ситуацию в регионе оказывают международные миграционные потоки. В структуре международного притока мигрантов в Омскую область превалируют выходцы из бывших государств - участников СНГ (около 93 процентов). Таким образом, Омская область обладает высокой миграционной привлекательностью для соотечественников, проживающих за рубежом.

Высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте. Доля лиц указанной возрастной группы в общем объеме миграции за 2011 год составила 72,3 процента. Около половины всех мигрантов находятся в возрасте от 20 до 39 лет.

Причины, побуждающие молодежь выезжать за пределы Омской области, связаны с поиском более благоприятных условий для жизни и трудовой деятельности. Наличие рабочих мест, условия занятости, высокий уровень доходов, перспективы решения жилищных вопросов, преимущества в удовлетворении запросов социального характера делают столичные и южные регионы Российской Федерации миграционно более привлекательными для молодых людей.

Демографические показатели являются одной из основных характеристик воспроизводства трудовых ресурсов Омской области. За последние 5 лет снизилась численность лиц трудоспособного возраста. В среднем за 2008 - 2012 годы ежегодные потери этой части населения составляют более 17 тыс. человек. По прогнозу на 2013 - 2020 годы, численность населения Омской области в трудоспособном возрасте сократится на 149 тыс. человек (на 12 процентов), численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 98 тыс. человек (на 23 процента).

Возрос коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население: на 1 января 2007 года на 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходилось 297 граждан старше трудоспособного возраста, на 1 января 2012 года указанное соотношение увеличилось до 351 гражданина.

Таким образом, основные демографические тенденции свидетельствуют о том, что воспроизводство трудовых ресурсов сегодня проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи. В этой связи актуальным становится привлечение в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в целях пополнения трудовых ресурсов Омской области и обеспечения экономики Омской области квалифицированными кадрами.

Анализ и перспективы развития рынка труда Омской области

Основные показатели, характеризующие ситуацию на региональном рынке труда за последние 5 лет, имеют положительную динамику. Так, в 2012 году по сравнению с 2007 годом:

1) численность занятого населения увеличилась на 14,5 тыс. человек и составила 976,8 тыс. человек;

2) общая численность безработных граждан снизилась на 11,3 тыс. человек и составила 72,0 тыс. человек;

3) уровень общей безработицы снизился на 1,1 процентного пункта и составил 6,9 процента от численности экономически активного населения. Среди регионов Сибирского федерального округа Омская область по данному показателю улучшила рейтинговую позицию, переместившись с 8 рейтингового места в 2006 году на 4 рейтинговое место в 2012 году (первое место соответствует наименьшему значению показателя).

Необходимо отметить, что в 2012 году в Омской области зафиксировано минимальное значение уровня общей безработицы (6,9 процента от численности экономически активного населения) за последние 5 лет (максимальное значение отмечено в 2009 году - 8,5 процента от численности экономически активного населения).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»