ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2007 года N 43-п


О Концепции развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Закона Омской области "Об инновационной деятельности на территории Омской области", в целях развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области Правительство Омской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года (далее Концепция).

2. Министерству экономики Омской области совместно с Министерством образования Омской области и Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области разработать концепцию целевой программы Омской области "Развитие инновационной инфраструктуры Омской области до 2015 года" и во II квартале 2007 года представить ее на рассмотрение в Правительство Омской области.

3. Органам исполнительной власти Омской области в пределах своей компетенции обеспечить реализацию Концепции.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Концепции.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Е.М. Вдовина.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
 Л.К. Полежаев



Приложение
к постановлению
Правительства Омской области
от 11 апреля 2007 г. N 43-п

Концепция
развития инновационной инфраструктуры на территории
Омской области до 2015 года

1. Общие положения

Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года (далее - Концепция) определяет задачи и основные направления государственной политики Омской области, ориентированные на создание условий для стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, развитие научно-технического потенциала Омской области и выпуск наукоемкой продукции.

Инновационная инфраструктура на территории Омской области, наряду с субъектами инновационной деятельности, является составной частью инновационной системы региона и служит основой для коммерциализации результатов научных исследований и разработок в Омской области.

Концепция предусматривает переориентацию экономики Омской области на использование технологических инноваций. При этом должны обеспечиваться повышение конкурентоспособности товаропроизводителей Омской области и инвестиционной привлекательности региона, увеличение валового регионального продукта за счет освоения новых для Омской области видов продукции и технологий.

Разработка Концепции обусловлена:

- необходимостью повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности экономики Омской области за счет увеличения инновационного фактора в экономическом росте;

- необходимостью интеграции имеющихся в Омской области ресурсов и организаций в единую систему инновационной инфраструктуры;

- отсутствием условий для активного вовлечения научного и научно-технического потенциала в процессы модернизации производств.

Концепция основана на положениях Закона Омской области "Об инновационной деятельности на территории Омской области", Программы социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной Законом Омской области "О Программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)", Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18, Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2006-2008 годов, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 года N 1).

Реализация Концепции будет содействовать диверсификации экономики Омской области с постепенным увеличением доли высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте.

2. Необходимость решения проблем, стоящих перед
инновационной системой Омской области

В Омской области ситуация в инновационной сфере характеризуется следующими показателями.

Доля инновационно активных организаций промышленности в общем числе крупных и средних организаций промышленности в 2005 году составила 5 процентов, увеличившись с 4,2 процента в 2004 году. Стоимость отгруженных инновационных товаров промышленных предприятий в 2005 году составила 1418,1 млн. руб., увеличившись с 911,1 млн. руб. в 2004 году. В то же время в 2005 году доля отгруженных инновационных товаров промышленных предприятий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства промышленных предприятий на территории Омской области являлась недостаточной и составляла 0,6 процента.

Остается недостаточно востребованным потенциал науки Омской области. В 2005 году на территории Омской области создано только 6 передовых производственных технологий, из которых 4 обладали патентами на изобретения. При этом научными исследованиями и разработками в Омской области в 2005 году занимались 43 крупные и средние организации. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на конец 2005 года составляла более 9 тыс. человек.

В 2005 году экспорт технологий из Омской области составил 122,4 млн. руб., а импорт технологий в Омскую область - 3669,7 млн. руб. Многократное превышение импорта технологий над экспортом усиливает тенденцию к инновационной зависимости Омской области.

Незначительное развитие инновационной деятельности в организациях промышленности Омской области связано с недостаточным объемом затрат на технологические инновации промышленных предприятий. Затраты на технологические инновации организаций промышленного производства Омской области в 2005 году составили 258 млн. рублей.

Основная часть затрат на технологические инновации организаций промышленного производства Омской области в 2005 году приходилась на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 60 процентов, а также производство транспортных средств и оборудования - 18,2 процента. Отраслевая структура затрат на инновации показывает, что в настоящее время ряд отраслей промышленности (таких как машиностроительная, нефтехимическая, пищевая) обладает значительным неиспользованным либо нестабильно используемым инновационным потенциалом. В то же время их инновационное развитие может стать одной из основных предпосылок увеличения конкурентоспособности экономики Омской области.

Основным источником финансирования внутренних затрат на технологические инновации в промышленных предприятиях в 2005 году являлись собственные средства организаций. С 2003 года их доля увеличилась на 11,3 процента и составила в 2005 году 60,3 процента. Благодаря предпринимаемым мерам государственной поддержки в сфере науки и инноваций отмечается рост доли бюджетных средств в структуре источников финансирования технологических инноваций. С 2003 года доля бюджетных средств увеличилась на 12,5 процента и составила в 2005 году 25,9 процента. На фоне увеличения доли собственных средств организаций и бюджетных средств доля прочих источников финансирования уменьшилась в 2005 году до 13,8 процента. Основной причиной снижения доли прочих источников является относительно высокая стоимость кредитных и заемных средств для финансирования инновационных проектов.

По оценкам промышленных предприятий, основными факторами, препятствующими инновациям, являются отсутствие собственных оборотных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства и высокая стоимость нововведений. Указанные проблемы могут быть решены посредством создания финансовых институтов в системе инновационной инфраструктуры.

Таким образом, основными проблемами инновационной системы на территории Омской области являются:

- малая доля отгруженных инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров;

- недостаточная востребованность потенциала науки Омской области;

- увеличение инновационной зависимости Омской области от разработок других регионов и стран;

- наличие неиспользованного инновационного потенциала в ряде отраслей экономики Омской области;

- неразвитость механизмов финансирования инновационной деятельности.

В целях устранения негативных тенденций и проблем инновационной системы необходимо консолидировать усилия и ресурсы для развития единой системы инновационной инфраструктуры на территории Омской области, обеспечивающей связь между научным и производственным секторами экономики, стимулирующей разработку и коммерциализацию технологий. Система инновационной инфраструктуры на территории Омской области должна включать финансовые институты, позволяющие эффективно решать проблему недостатка собственных средств организаций на осуществление инновационной деятельности. Развитие инновационной инфраструктуры на территории Омской области позволит задействовать недостаточно используемый инновационный потенциал производства и научной системы Омской области.

3. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции является создание и развитие единой системы инновационной инфраструктуры на территории Омской области, обеспечивающей устойчивое сбалансированное экономическое развитие Омской области за счет создания условий для увеличения инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- создание и развитие организаций инновационной инфраструктуры, образующих единую систему;

- формирование и развитие механизмов поддержки организаций инновационной инфраструктуры;

- создание условий для самостоятельного развития организаций инновационной инфраструктуры;

- стимулирование спроса на технологические инновации со стороны предприятий, расположенных на территории Омской области.

4. Принципы развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области

Принципами развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области являются:

- соответствие поддерживаемых инновационных разработок основным направлениям инновационного развития в Российской Федерации и мировой экономике;

- создание условий для максимально быстрой реализации инновационных проектов и перевода их на режим самоокупаемости;

- взаимодействие организаций инновационной инфраструктуры;

- обеспечение долгосрочной бюджетной и социальной эффективности инновационно активных организаций и инновационных проектов;

- обеспечение соответствия направлений развития организаций инновационной инфраструктуры потребностям экономики Омской области;

- распространение среди предприятий Омской области эффективных технологий инновационного менеджмента и финансирования инновационных проектов;

- обеспечение гибкости системы инновационной инфраструктуры, ее соответствия изменяющимся внешним условиям.

5. Территориальная система инновационной инфраструктуры в Омской области

Основными организациями инновационной инфраструктуры Омской области в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством, могут стать:

5.1. Сеть бизнес-инкубаторов.

Целями деятельности сети бизнес-инкубаторов являются:

- формирование предпринимательской среды, создание условий для развития предпринимательства, в том числе в научно-технологической и инновационной сферах;

- обеспечение условий для создания и развития инновационных предприятий в приоритетных для Омской области отраслях экономики;

- создание условий для возникновения и развития инновационных идей и технологий, обеспечивающих использование инновационного потенциала Омской области;

- стимулирование деловой активности граждан по учреждению инновационных предприятий, разработке новых инновационных проектов;

- содействие гражданам в трудоустройстве и в создании новых рабочих мест, в том числе по инновационным направлениям деятельности.

5.2. Корпоративное высшее учебное заведение.

Целями создания корпоративного высшего учебного заведения являются:

- интеграция высших учебных заведений, учреждений науки в целях укрепления их позиций в России и за рубежом;

- создание условий для развития образования, науки и создания передовых технологий в Омской области;

- формирование в Омской области научно-производственных кластеров;

- обеспечение условий для привлечения инвесторов в сферу фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

5.3. Технопарк.

Технопарк представляет собой комплекс научных, образовательных, производственных, сервисных организаций, а также организаций системы венчурного финансирования.

Целями деятельности технопарка являются:

- образование в Омской области высокотехнологичного производственного сектора на основе выбранной ключевой специализации путем концентрации производственных предприятий, образовательных, научных организаций, в том числе из других регионов России и из-за рубежа, соответствующих выбранной отраслевой специализации технопарка;

- формирование условий и механизмов для реализации на территории Омской области научного и образовательного потенциала Омской области;

- формирование условий и механизмов для коммерциализации в технопарке актуальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в выбранной отрасли специализации технопарка;

- обеспечение организационной, материально-технической, сервисной, финансовой поддержки для эффективного становления, развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий в выбранной отрасли специализации технопарка;

- повышение технологического уровня предприятий Омской области, соответствующих выбранной отрасли специализации технопарка, путем создания оснащенных производственных площадок, центров доступа к оборудованию, экспериментальных установок, информационных баз для их совместного использования предприятиями - участниками технопарка.

5.4. Инновационно-инвестиционные и венчурные фонды и центры (далее фонды и центры).

Целями деятельности фондов и центров являются:

- участие во внедрении механизмов государственно-частного партнерства при реализации инновационных проектов;

- консолидация финансовых средств для финансирования рискованных инновационных проектов;

- разработка порядка проведения экспертизы инновационных проектов, представленных в фонды и центры для финансирования их внедрения в производство, и осуществление их экспертизы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»