РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 апреля 2013 года N 46-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции Распоряжений Правительства Омской области от 23.07.2014 N 96-рп, от 26.05.2015 N 90-рп, от 02.03.2016 N 33-рп, от 14.06.2017 N 81-рп)
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)":
(преамбула в ред. Распоряжения Правительства Омской области от 26.05.2015 N 90-рп)
Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области (2013 - 2018 годы)".
ПЛАН мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области (2013 - 2018 годы)"
(в редакции Распоряжения Правительства Омской области от 14.06.2017 N 81-рп)
1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области (2013 - 2018 годы)" разработан в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, и является документом, отражающим направления стратегического развития сферы социального обслуживания населения Омской области на период с 2013 по 2018 год.
Основная цель реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") - обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Омской области услуг в сфере социального обслуживания.
Для полного удовлетворения потребностей населения Омской области в государственных услугах в сфере социального обслуживания, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие сферы социального обслуживания, ее адаптация к изменяющимся правовым и социально-экономическим условиям, а также решение кадровых вопросов отрасли.
В целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо проведение комплекса мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты их труда. В части повышения заработной платы отдельных категорий работников требует решения вопрос о наличии средств для обеспечения пропорционального роста заработной платы иных категорий работников.
Развитие сферы социального обслуживания населения Омской области проходит на основе обновленной законодательной базы, состоящей из федерального и областного законодательства.
Система органов социальной защиты населения Омской области, реализующих функции и полномочия по организации социального обслуживания граждан, на 1 января 2017 года включает в себя 15 организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание (далее - стационарные учреждения социального обслуживания), с общей коечной мощностью 5 029 койко-мест, из них:
- 9 стационарных учреждений психоневрологического типа (2 967 койко-мест);
- геронтологический центр (710 койко-мест);
- 3 дома-интерната для престарелых и инвалидов (929 койко-мест);
- детский дом-интернат для умственно отсталых детей (250 койко-мест);
- отделение стационарного социального обслуживания бюджетного учреждения Омской области (далее - БУ) "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" (173 койко-места).
Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому в Омской области осуществляют 38 комплексных центров социального обслуживания населения (далее - КЦСОН), которые расположены во всех муниципальных районах Омской области и административных округах города Омска.
Социальное обслуживание несовершеннолетних осуществляют 8 казенных учреждений Омской области - социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), центр социальной адаптации несовершеннолетних и реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Социальное обслуживание дезадаптированных граждан (граждан без определенного места жительства и граждан, освобожденных из мест лишения свободы) осуществляет БУ "Центр социальной адаптации".
В реестр поставщиков социальных услуг Омской области по состоянию на 1 января 2017 года включены 15 негосударственных организаций социального обслуживания, в том числе 6 индивидуальных предпринимателей, 2 общества с ограниченной ответственностью, 7 социально ориентированных некоммерческих организаций.
В регионе с начала реализации "дорожной карты" проводится работа по улучшению материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Омской области (далее - учреждения). За счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и средств бюджета Омской области ежегодно проводятся работы по строительству (реконструкции), капитальному и текущему ремонту зданий и помещений учреждений.
За период с 2013 по 2016 год проведены ремонтные работы в 29 учреждениях на общую сумму 314,8 млн. руб., из них привлеченные средства Пенсионного фонда Российской Федерации составили 158,3 млн. руб., в том числе в 2013 году в 6 учреждениях, в 2014 году - в 3, в 2015 году - в 11.
В 2016 году мероприятия по укреплению материально-технической базы реализованы в 8 учреждениях:
- автономном стационарном учреждении социального обслуживания Омской области (далее - АСУСО) "Екатерининский психоневрологический интернат им. В.П. Ярушкина" на сумму 3 млн. руб. (демонтажные и монтажные работы половых перекрытий 1 этажа);
- бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Омской области (далее - БСУСО) "Пушкинский психоневрологический интернат" на сумму 3 млн. руб. (общестроительные работы в жилых помещениях, капитальный ремонт систем отопления, вентиляции, электроосвещения);
- АСУСО "Драгунский психоневрологический интернат" на сумму 2 млн. руб. (общестроительные работы в жилых помещениях, капитальный ремонт систем отопления, вентиляции, водопровода, электроосвещения);
- БСУСО "Большекулачинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" на сумму 1 млн. руб. (общестроительные работы в жилых комнатах и санитарных узлах);
- БСУСО "Марьяновский психоневрологический интернат" на сумму 1 млн. руб. (капитальный ремонт системы отопления в жилых помещениях);
- БУ "КЦСОН Полтавского района" на сумму 0,3 млн. руб. (общестроительные работы в нежилых помещениях, замена дверей, отделка стен);
- БУ "КЦСОН Шербакульского района" на сумму 0,5 млн. руб. (общестроительные работы в нежилых помещениях);
- БУ "КЦСОН Одесского района" на сумму 0,5 млн. руб. (общестроительные работы в нежилых помещениях, замена окон, капитальный ремонт систем электроосвещения и электроснабжения).
В целях решения проблемы очереди в стационарные учреждения социального обслуживания в 2014 году введены в эксплуатацию:
- спальный корпус с медицинской частью в БСУСО "Большекулачинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 25 мест общей стоимостью 34,8 млн. руб.;
- спальный корпус на 150 мест в БСУСО "Атакский психоневрологический интернат" общей стоимостью 210,2 млн. руб.;
- жилой корпус на 100 мест с приемно-карантинным отделением, изолятором и лечебным комплексом в АСУСО "Драгунский психоневрологический интернат" общей стоимостью 136,4 млн. руб.
В 2015 году введена в эксплуатацию столовая на 100 посадочных мест в БСУСО "Атакский психоневрологический интернат" общей стоимостью 21,1 млн. руб.
Также в 2015 году введено в эксплуатацию стационарное отделение на 173 места в БУ "КЦСОН Исилькульского района" общей стоимостью 376 млн. руб.
На 1 января 2017 года на рынке социальных услуг Омской области функционируют 8 частных пансионатов для престарелых и инвалидов, организованных 4 индивидуальными предпринимателями, общей мощностью 360 мест, в которых проживают 210 человек, признанных нуждающимися в стационарном социальном обслуживании.
На долю частных пансионатов приходится 11 процентов от числа граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания (дом-интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, геронтологический центр).
Последовательное внедрение стационарозамещающих технологий (предоставление на дому услуг сиделки тяжелобольным гражданам пожилого возраста, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (далее - услуга сиделки); предоставление ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами (далее - приемная семья)) позволило значительно увеличить охват граждан новыми формами социальной помощи с 1 197 человек в 2013 году до 1 608 человек в 2016 году (в 2014 году - 1 608 человек, в 2015 году - 1 793 человека).
Важнейшей технологией, активно развиваемой в Омской области, является предоставление услуг сиделки. Численность граждан, получивших в 2016 году указанные услуги, составила 1 331 человек (в 2015 году - 1 528 человек, в 2014 году - 1 380 человек, в 2013 году - 1 092 человека).
Использование данной технологии позволяет ежегодно не направлять в стационар более тысячи граждан, являющихся потенциальными получателями социальных услуг стационарных учреждений социального обслуживания.
Для одиноких или одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов I и II группы и совершеннолетних недееспособных граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе (далее - подопечные), создаются приемные семьи.
Гражданам, осуществляющим уход за такими подопечными, установлена ежемесячная выплата:
- в размере 12 774 руб. - лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы;
- в размере 9 580 руб. - лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами II группы.
Ежемесячная выплата предоставляется при осуществлении ухода за подопечным, признанным нуждающимся в предоставлении стационарного социального обслуживания или проживавшим в стационарном учреждении социального обслуживания. Условием предоставления выплаты является добровольный отказ подопечного от стационарного социального обслуживания.
В 2016 году в регионе действовало 277 приемных семей (в 2015 году - 265 приемных семей, в 2014 году - 228 приемных семей, в 2013 году - 105 приемных семей).
Для сохранения возможности пребывания граждан с психическими расстройствами в привычной социальной среде внедрен механизм опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами на возмездных условиях (далее - возмездная опека). Возмездная опека предусматривает предоставление опекуну ежемесячного вознаграждения в размере 6 387 руб. за содержание в семье совершеннолетних недееспособных граждан, являющихся потенциальными получателями услуг стационарных учреждений социального обслуживания, опекуны которых, ухаживая за ними, не могут позволить себе трудоустройство. Право на предоставление данной меры поддержки имеют опекуны в возрасте до 65 лет, которые не состоят в трудовых отношениях и не являются инвалидами.
В 2016 году под возмездной опекой находились 1 059 совершеннолетних недееспособных граждан (в 2015 году - 950 человек, в 2014 году - 485 человек).
В результате планомерной работы по оптимизации сети стационарных учреждений социального обслуживания, созданию новых мест посредством строительства жилых корпусов, развитию стационарозамещающих форм социального обслуживания в 2015 году удалось полностью ликвидировать очередь в стационарные учреждения социального обслуживания, которая на 1 января 2013 года составляла 633 человека, на 1 января 2014 года - 695 человек, на 1 января 2015 года - 258 человек.
По состоянию на 1 января 2017 года в стационарных учреждениях социального обслуживания имеется более 200 свободных мест для удовлетворения потребности в этой форме социального обслуживания.
В целях своевременного оказания социально-медицинских услуг, расширения спектра профилактических и оздоровительных мероприятий, увеличения продолжительности жизни получателей социальных услуг развивается медицинская составляющая деятельности стационарных учреждений социального обслуживания.
Во всех стационарных учреждениях социального обслуживания действуют физиотерапевтические и стоматологические кабинеты.
В структуре АСУСО "Нежинский геронтологический центр" действует организационно-методическое отделение, которое в своей работе делает акцент на применении современных, научно обоснованных и практико-ориентированных форм методической работы, направленных на повышение качества социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста.
Данным учреждением совместно с кафедрой внутренних болезней и поликлинической терапии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно - кафедра, ОмГМУ) в рамках реализации соглашения, заключенного между учреждением и ОмГМУ, осуществляются мероприятия, направленные на повышение качества социально-медицинского обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
В рамках соглашения разработаны методические материалы по актуальным вопросам гериатрии "Холтеровское мониторирование в диагностике аритмий у лиц преклонного возраста", "Медикаментозное лечение аритмий", "Предотвращение суицида у пожилого человека", "Здоровое питание" и др., которые распространены среди стационарных учреждений социального обслуживания.
За 2014 - 2016 годы АСУСО "Нежинский геронтологический центр" совместно с кафедрой проведены 3 научно-практические конференции, на которых рассматривались вопросы: гериатрии и клинической геронтологии; амбулаторно-поликлинической помощи лицам пожилого и старческого возраста; социальной работы с лицами пожилого и старческого возраста; психосоматических нарушений у лиц пожилого и старческого возраста, долгожителей; особенностей течения, диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы и заболеваний системы органов дыхания у людей пожилого возраста.
Разработаны программы поэтапной реабилитации больных при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, реализуемые полипрофессиональными бригадами (в их составе врач-терапевт, психолог, специалист по социальной работе, медсестра по массажу, инструктор лечебной физкультуры, а также узкие специалисты в зависимости от направления программы), составленные индивидуально для каждого проживающего, что позволяет добиться положительных результатов в восстановительном лечении больных.
АСУСО "Нежинский геронтологический центр" много лет активно сотрудничает с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Госпиталь для ветеранов войн". Занимаясь в течение долгого времени проблемами геронтологии и гериатрии, оба учреждения накопили богатый опыт раннего выявления, терапии и профилактики заболеваний пациентов пожилого возраста, которым они делятся на областных научно-практических конференциях с участием сотрудников кафедры. Они совместно издают методические пособия, практические рекомендации, такие как "Клинические проблемы гериатрии", "Дисциркуляторная энцефалопатия у лиц пожилого и старческого возраста, особенности патофизиологии и медикаментозного лечения", "Особенности физиотерапии у больных пожилого возраста".
Ежеквартально в АСУСО "Нежинский геронтологический центр" проводятся сестринские конференции, на которых рассматриваются различные теоретические и практические вопросы геронтологии и гериатрии, мастер-классы по уходу за маломобильными гражданами пожилого возраста (применение технических средств реабилитации и средств гигиены, профилактика пролежней, кормление маломобильных пожилых граждан).
В целях реабилитации и социализации детей-инвалидов, а также оказания необходимой помощи их родителям в структуре КЦСОН работают отделения социальной реабилитации инвалидов (далее - ОСРИ).
В КЦСОН созданы комнаты для социально-бытовой адаптации и проведения социально-средовой реабилитации инвалидов, школы реабилитации и ухода для членов семей инвалидов, службы ранней помощи.
Для поддержки семей с детьми-инвалидами в ОСРИ организованы службы ранней помощи (далее - СРП). В состав СРП входят специалисты по социальной работе, специалисты по реабилитации инвалидов, а также психологи ОСРИ. СРП работают с семьями, в которых воспитываются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Цель деятельности СРП - организация социально-психологической, социально-педагогической и социально-бытовой поддержки таких семей.
Основными задачами СРП являются:
- комплексная оценка развития ребенка (познавательной, эмоциональной, двигательной, речевой области, области самообслуживания);
- выявление проблем детей на ранних этапах развития;