ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 апреля 2014 года N 206-р

[ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ]

(в редакции Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.11.2015 N 1012-р)

1. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 8 Закона Красноярского края от 03.12.2004 N 12-2674 "Об образовании" одобрить Концепцию реструктуризации сети краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в отношении которых министерство образования Красноярского края осуществляет функции и полномочия учредителя, согласно приложению N 1.

(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.11.2015 N 1012-р)

2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции реструктуризации сети краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в отношении которых министерство образования Красноярского края осуществляет функции и полномочия учредителя, согласно приложению N 2.

(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.11.2015 N 1012-р)

3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО

     




Приложение N 1
к Распоряжению
Правительства Красноярского края
от 2 апреля 2014 года N 206-р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ КРАЕВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ

(в редакции Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.11.2015 N 1012-р)



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Процессы социально-экономического развития, происходящие в стране, крае в последние десятилетия, сформировали новую ситуацию на рынке труда и, соответственно, новый контекст функционирования региональных систем профессионального образования. Интенсификация технологических, трудовых, интеллектуальных потоков, рост многообразия видов деятельности и образовательных услуг привели к повышению требований к результативности деятельности образовательных организаций и эффективному использованию кадровых, финансовых и материальных ресурсов.

Для повышения конкурентоспособности системы профессионального образования в стране и крае приняты нормативные правовые акты, определяющие направления развития образования и являющиеся основанием для реструктуризации системы среднего и начального профессионального образования в Красноярском крае, в их числе:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому с 2016 года программы подготовки рабочих кадров становятся составной частью среднего профессионального образования и должны реализовываться в техникумах или колледжах;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части повышения эффективности деятельности государственных образовательных учреждений и реорганизации неэффективных учреждений;

Указ Губернатора Красноярского края от 24.11.2011 N 218-уг "Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года "Инновационный край - 2020", определяющий необходимость развития высокотехнологичных производств;

Распоряжение Правительства Красноярского края от 12.05.2011 N 326-р "Об одобрении Концепции развития профессионального образования Красноярского края до 2020 года";

Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 508-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие образования".

С целью реализации отмеченных выше задач для кадрового обеспечения экономики министерство образования Красноярского края (далее - министерство) внедряет различные модели взаимодействия краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в отношении которых министерство образования Красноярского края осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - подведомственные учреждения), с профессиональными ассоциациями, работодателями, муниципалитетами. В результате в крае реализуются современные формы подготовки кадров, повышения квалификации педагогов отрасли, на базе подведомственных учреждений созданы высокотехнологичные центры, разработаны совместные программы развития профессионального образования с отраслевыми министерствами Красноярского края, промышленными компаниями, муниципальными образованиями Красноярского края.

(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.11.2015 N 1012-р)

Вместе с тем ряд подведомственных учреждений все еще продолжает осуществлять подготовку кадров, не ориентируясь на изменения рынка труда и новые потребности населения, используя оборудование, не отвечающее современному уровню развития производств, применяя устаревшие образовательные технологии. Поэтому системе не удается в полной мере обеспечить качество подготовки рабочих кадров и специалистов, необходимое для современных производств.

Для повышения эффективности функционирования системы профессионального образования, создания для этого полноценной материальной, организационной базы необходимо проведение комплекса мер, обеспечивающих институциональные изменения, концентрацию кадровых ресурсов, согласование действий всех субъектов рынка труда.

Главная идея концепции - совместными усилиями органов государственной власти края, подведомственных учреждений, работодателей и общества создание эффективной инфраструктуры среднего профессионального образования, осуществляющей подготовку конкурентоспособных на рынке труда выпускников, способных ответственно работать в различных отраслях экономики края, обеспечивая повышение производительности труда.

Реструктуризация сети подведомственных учреждений - процесс, направленный на создание нормативных, организационных, управленческих, финансовых условий для повышения эффективности образовательного процесса, создания возможностей для оперативного реагирования системы профессионального образования края на изменения социально-экономической ситуации, обеспечивающей профессиональный и личностный рост жителей края.

Реализация положений концепции позволит скоординировать усилия всех заинтересованных субъектов, выстроить процессы реструктуризации профессионального образования в крае в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития края.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ


Количество образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования на территории края, составляет 145 единиц, из которых подведомственных учреждений, - 103 (66 учреждений начального профессионального образования и 37 учреждений среднего профессионального образования), краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных другим министерствам Красноярского края, - 18, отделений среднего профессионального образования федеральных и негосударственных высших учебных заведений, филиалов высших учебных заведений - 18, негосударственных учреждений среднего профессионального образования - 6.

На 1 млн жителей Красноярского края приходится 52 учреждения начального и среднего профессионального образования. Для сравнения: в Финляндии, сохраняющей, по данным ООН, лидерство в мировом рейтинге систем образования, это соотношение составляет 37 учреждений на 1 млн чел., в Самарской области, лидирующей в России по модернизации системы образования, - 26 учреждений на 1 млн чел.

Общий контингент обучающихся в подведомственных учреждениях составляет 46,6 тыс. человек. Из 103 подведомственных учреждений 34 учреждения имеют контингент меньше 250 человек, в том числе в 8 учреждениях контингент менее 150 человек. В то время как средняя наполняемость учреждений профессионального образования по Российской Федерации составляет 555 человек, по Сибирскому федеральному округу - 540 человек.

При наполняемости подведомственных учреждений менее 250 человек невозможно обеспечить качественный образовательный процесс из-за недостатка кадровых, материальных и организационных ресурсов. В связи с недостаточной педагогической нагрузкой в ряде таких учреждений преподаватели ведут дисциплины, не соответствующие профилю их образования, уровню квалификации. Небольшая загрузка мощностей малокомплектных учреждений делает неэффективным размещение современного оборудования в этих учреждениях.

Интегральным показателем деятельности учреждения является трудоустройство выпускников. При среднекраевом значении показателя "доля выпускников, состоящих на учете в службе занятости в качестве безработных" - 2,8%, в подведомственных учреждениях с наполняемостью меньше 250 человек значение данного показателя составляет свыше 10%.

Учебные площади 30 подведомственных учреждений заполнены не более чем на 50% от общей проектной наполняемости.

Неотъемлемой частью эффективного функционирования учреждения профессионального образования является наличие социально-бытовой инфраструктуры - столовой, спортивного и актового залов, общежития. В части учреждений отсутствуют объекты, обеспечивающие комфортные и безопасные условия жизнеобеспечения обучающихся.

Имущественные комплексы отдельных подведомственных учреждений не соответствуют санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности, установленным законодательством Российской Федерации, поэтому имеют многочисленные предписания в части проведения капитального и текущего ремонтов.

Объединение подведомственных учреждений позволит предусмотреть создание целостного комплекса (учебно-производственной и социально-бытовой инфраструктуры) для каждого учреждения, освободиться от помещений, не соответствующих требованиям надзорных органов.

В целях кадрового обеспечения создающихся высокопроизводительных рабочих мест требуется создать условия для реализации программ повышения квалификации. Ежегодно из 30 тыс. человек из числа взрослого населения, прошедших профессиональную подготовку в подведомственных учреждениях, только 9 тыс. человек повышают квалификацию на более высокие тарифные разряды, что является недостаточным для обеспечения модернизации производств. Увеличение слушателей возможно за счет введения новых образовательных программ, оснащения современным учебно-производственным оборудованием, повышения квалификации педагогических кадров, продолжения работ по созданию высокотехнологичных отраслевых центров и использованию их ресурсов другими учреждениями.

Укрупнение подведомственных учреждений обеспечит доступность высокотехнологичного оборудования для учащихся профильных учреждений и, как следствие, повысит соответствие системы профессионального образования требованиям современных производств.

Повышение качества подготовки выпускников является ключевым вопросом взаимодействия системы профессионального образования и работодателей, так как непосредственно влияет на производительность труда, позволяет сократить период адаптации молодежи на рабочих местах.

Подведомственные учреждения испытывают трудности при организации учебно-производственной практики. Доля обучающихся, получающих стипендии за счет средств предприятий (организаций), составляет не более 1% от общего контингента, что характеризует слабую заинтересованность работодателей в адресной подготовке молодых специалистов. Как правило, данные трудности организации образовательного процесса испытывают малокомплектные учебные заведения, которых работодатели не рассматривают как значимых партнеров в кадровой политике.

Укрупнение подведомственных учреждений позволит выстроить более эффективную систему взаимодействия с работодателями, направленную на повышение качества подготовки кадров.

Таким образом, для преодоления проблем и трудностей в системе профессионального образования необходимо изменить сеть подведомственных учреждений, внедрить механизмы настройки указанных учреждений на кадровые, квалификационные потребности экономики и общества, обеспечивающие повышение производительности труда, развитие малого и среднего бизнеса, реализацию профессиональных интересов жителей края.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цель: создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена, в том числе путем изменения организационных и управленческих механизмов, гибко реагирующей на социально-экономические изменения и обеспечивающей удовлетворение потребностей экономики и общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

обеспечить постоянную ориентацию системы профессионального образования на изменяющиеся потребности экономики и социальной сферы края за счет внедрения в практику новых моделей образовательных организаций и сетевых форм взаимодействия;

повысить качество подготовки рабочих и специалистов за счет объединения усилий работодателей, образовательных учреждений посредством распространения практики государственно-частного партнерства;

обеспечить концентрацию организационных, управленческих материальных, кадровых, ресурсов и повышение эффективности их использования за счет укрупнения подведомственных учреждений.

4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


4.1. Для осуществления задачи по обеспечению постоянной ориентации системы профессионального образования на изменяющиеся потребности экономики и социальной сферы края за счет внедрения в практику новых моделей образовательных организаций и сетевых форм взаимодействия реализуются две модели образовательных организаций, в рамках которых создаются учреждения - лидеры профессионального образования: отраслевые техникумы, колледжи (высокотехнологичные центры) и территориальные техникумы, колледжи (территориальные многопрофильные центры).

Высокотехнологичные центры организуются как профильные многоуровневые учреждения, для которых характерна тесная связь с предприятиями отрасли. На базе высокотехнологичных центров реализуются программы основной профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов среднего звена по направлениям отрасли, программы повышения квалификации и переподготовки работников среднего звена, а также программы подготовки к сертификации квалификаций. В таких центрах концентрируются уникальные ресурсы, современные производственные технологии, обеспечивается открытый доступ к ним учреждений, реализующих подобные образовательные программы, а также учащихся профильной школы и взрослого населения территорий.

Территориальные многопрофильные центры обеспечивают развитие группы близко расположенных к нему муниципальных образований, удовлетворяют образовательные потребности местного сообщества в "коротких", специализированных программах, курса "под заказ" субъектов малого и среднего бизнеса. Такие учреждения должны стать центрами общественных инициатив, системообразующим фактором территориального развития, на базе которых реализуются программы подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена для экономики муниципального образования, повышения квалификации и переподготовки работников организаций - социальных партнеров.

Следующим шагом развития сети учреждений-лидеров профессионального образования станет:

формирование образовательных кластеров, объединяющих интересы и ресурсы организаций реального сектора экономики и образовательных организаций. Задачи кластера - формирование территориально-отраслевого заказа на подготовку кадров, оптимизация структуры подготовки, создание лабораторий, иных структурных подразделений на предприятиях и в организациях, реализация сетевых образовательных программ на базе участников кластера;

создание в виде структурных подразделений на базе высокотехнологичных центров учебных центров профессиональных квалификаций. Задача таких центров - реализация специализированных коротких практико-ориентированных образовательных программ профессиональной подготовки, повышения квалификации, разработанных на основе профессиональных стандартов или согласованных с работодателями и обеспечивающих освоение квалификации, востребованной на рынке труда. Результаты подготовки по данным программам соответствуют 3 - 6 тарифным разрядам. Требованиями к деятельности учебных центров профессиональных квалификаций являются наличие положительных заключений на реализуемые образовательные программы, полученные от профильного объединения работодателей или крупных компаний отрасли, заинтересованных в подготовке соответствующих кадров; широкое участие работодателей в управлении центром и оценке качества подготовки выпускников.

(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.11.2015 N 1012-р)

В качестве дополнительных структурных подразделений, обеспечивающих развитие взаимовыгодных отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, организациями, необходимо сформировать маркетинговые службы в отраслевых и территориальных техникумах с функциями изучения образовательных потребностей предприятий и населения, продвижения образовательных услуг учебного заведения или группы учебных заведений, подготовки предложений для корректировки образовательных программ и планов приема, введения новых и исключения действующих образовательных программ.

Для обеспечения профессионального самоопределения школьников и получения первоначальных профессиональных навыков будут созданы инновационные площадки на базе общеобразовательных учреждений и профессиональных организаций по реализации федеральных стандартов среднего общего образования по направлению технологического профиля в подведомственных учреждениях, а также программ допрофессиональной, профессиональной подготовки.

4.2. Задачу по повышению качества подготовки рабочих и специалистов за счет объединения усилий работодателей, образовательных учреждений посредством распространения практики государственно-частного партнерства предполагается осуществить следующим образом.

Для обеспечения обновления содержания обучения и внедрения практико-ориентированных образовательных технологий получат дальнейшее развитие практики государственно-частного партнерства по следующим направлениям.

Расширение практики целевого обучения в подведомственных учреждениях, обеспечивающей, с одной стороны, удовлетворение потребностей в квалифицированных кадрах предприятий и организаций, с другой - подготовку под конкретное рабочее место и трудоустройство выпускников. В основе целевой подготовки лежит совместная форма профессионального обучения будущих рабочих и специалистов, предполагающая проведение практических занятий в условиях предприятия и теоретических занятий в условиях учебного заведения. Такая форма обучения требует модернизации организации и проведения учебного процесса, а также контроля и оценки, мер поддержки студентов со стороны предприятий-партнеров.

В целях подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, и сокращения сроков адаптации выпускников на производстве министерством разработан проект создания системы дуальной подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий машиностроительного комплекса Красноярского края. В рамках проекта обучение студентов будет основано на сочетании теоретической подготовки с практической работой на конкретных должностях предприятий машиностроения: ОАО "Красноярский машиностроительный завод", ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева", ОАО "Научно-производственное предприятие "Радиосвязь", ОАО "Центральное конструкторское бюро "Геофизика". При этом основная часть учебного процесса будет осуществляться на рабочем месте. Ответственность за результаты дуального обучения распределяется между образовательными организациями и предприятиями.

Современной (международной) формой координации бизнеса, образования и государства в подготовке квалифицированных кадров в интересах развития отраслей и территорий, повышения качества профессиональной подготовки является организация и проведение краевых, межрегиональных конкурсов профессионального мастерства и участие обучающихся и рабочей молодежи во всероссийских, международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills. Задачей национального движения WorldSkills Russia является популяризация рабочих специальностей, привлечение молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности, повышение их престижа в обществе, использование профессиональных стандартов образовательными учреждениями и бизнесом, внедрение профессиональных образовательных программ мирового уровня. В крае будет создана инфраструктура, обеспечивающая участие края в национальном движении WorldSkills Russia, - региональный координационный центр и тренировочные центры на базе высокотехнологичных центров для подготовки участников движения к соревнованиям, повышения привлекательности рабочих профессий среди молодежи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»