Недействующий


ГУБЕРНАТОР КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


УКАЗ

от 24 ноября 2011 года N 218-уг


Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского
края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Губернатора Красноярского края от 14.09.2022 N 270-уг, вступившего в силу в день, следующий за днем официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru - 15.09.2022).
____________________________________________________________________




В соответствии со статьей 90 Устава Красноярского края, в целях повышения эффективности инновационной деятельности в Красноярском крае

постановляю:

1. Утвердить Стратегию инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» согласно приложению.

2. Опубликовать указ в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края».

3. Указ вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.


Губернатор края
Л. В. Кузнецов



Приложение
к указу Губернатора
 Красноярского края
от 24.11.2011 № 218-уг

     


Стратегия инновационного развития
 Красноярского края на период до 2020 года
 «Инновационный край - 2020»


Настоящая Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» (далее - Стратегия) разработана с учетом положений Федерального закона от 12.07.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»*, Закона Красноярского края от 10.07.2008 № 6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края».

Стратегия определяет цели, задачи и направления развития инновационной деятельности в Красноярском крае и отражает основные положения проекта «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 года».

_______________

* Возможно, ошибка оригинала. Следует читать: «Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» - Примечание изготовителя базы данных.

1. Состояние инновационной сферы и причины
низкой инновационной активности в Красноярском крае


Экспортно-сырьевая ориентация экономики Красноярского края, преобладание устаревших технологических укладов с высокой степенью физического и морального износа производственных мощностей, низкая доля высокотехнологичной продукции в общем объёме реализации продуктов и услуг, высокая доля импорта оборудования для базовых отраслей специализации, низкий уровень инновационности потребительского сектора экономики требуют немедленных и эффективных действий по развитию инновационной деятельности в Красноярском крае, в малом и среднем бизнесе.

1.1 Текущее состояние инновационной сферы


Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, определена фундаментальная задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

Развитие инновационной деятельности, модернизация экономики на основе знаний - приоритетные направления развития Российской Федерации. Красноярский край является одним из немногих регионов Российской Федерации, в которых имеются все условия для активизации инновационной сферы.

Задержка в становлении инновационной деятельности может привести Красноярский край к самому негативному сценарию развития с практически полной переориентацией на сырьевые секторы экономики, разрушающейся промышленностью, потерей научного и кадрового потенциала, экономической деградацией Красноярского края в целом.

Всего в секторе исследований и разработок в 2010 г. работало 6475 человек, объемы выполненных ими научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составили 14,8 млрд рублей. Число организаций, выполняющих исследования и разработки, достигло в 2010 году 54 единицы.

В Красноярском крае сохранилась достаточно мощная научно-образовательная основа для развития научно-технической деятельности - это Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, отраслевые научно-исследовательские институты, 11 государственных и 2 негосударственных высших учебных заведения, а также сеть филиалов отраслевых научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Красноярский научный центр объединяет 7 научных учреждений и организаций Сибирского отделения Российской академии наук: Институт биофизики Сибирского отделения Российской академии наук, в котором  работает 182 человека, Институт вычислительного моделирования Сибирского отделения Российской академии наук (112 человек), Институт леса им. В.Н. Сукачева Сибирского отделения Российской академии наук  (252 человека), Институт физики им. Л.В. Киренского Сибирского отделения Российской академии наук (296 человек), Институт химии и химической технологии Сибирского отделения Российской академии наук (247 человек), Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук имеет хорошую исследовательскую базу и ведет работы по приоритетным направлениям российской науки.

По общему числу студентов вузов Красноярский край занимает 16-е место среди субъектов Российской Федерации (121,8 тыс. человек в 2010 г.). Число студентов на 10 тысяч населения составило в 2010 г. 431 человек.

Крупнейшими центрами образования и науки среди высших учебных заведений являются федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (далее - СФУ) и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» (далее - СибГАУ).

СФУ ведет подготовку кадров для базовых конкурентоспособных отраслей экономики Российской Федерации. На базе СФУ действуют 19 специализированных институтов, включая вновь созданный Институт нефти и газа. В СФУ созданы Центр коллективного пользования с уникальным оборудованием, Центр высокопроизводительных вычислений на базе суперкомпьютера, способный решать уникальные задачи межрегионального уровня, крупнейшая в Красноярском крае электронная библиотека, являющаяся центром сбора, хранения и предоставления информации.

Тесной интеграцией с ведущими организациями Красноярского края характеризуется СибГАУ, осуществляющий подготовку кадров для наукоемких производств и ведущий активную инновационную деятельность совместно с академическими институтами и организациями ракетно-космической отрасли, в том числе ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва.

На инфраструктурно обеспеченных промышленных организациях Красноярского края имеются свободные производственные площади, которые потенциально могут быть использованы для выпуска инновационной продукции.

В течение ряда лет в Красноярском крае реализуются проекты по развитию инновационной системы в рамках научных и образовательных организаций. Созданы краевое государственное автономное учреждение «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности», краевое государственное автономное учреждение «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор». Формируется открытое акционерное общество «Красноярский Технопарк». Законодательно закреплены и реализованы краевые финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности, налажено взаимодействие с крупными общероссийскими финансовыми институтами поддержки инноваций.

С 2010 года в рамках городской целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске» на 2009-2011 гг., утвержденной постановлением Администрации г. Красноярска от 11.12.2008 г. № 53-а, осуществляются меры поддержки инновационных проектов на всех стадиях их реализации. Кроме того, в Красноярском крае осуществляется активная государственная поддержка молодых ученых, экспериментаторов, деятелей культуры в целях стимулирования и повышения престижа новаторства.

В то же время сегодняшнее состояние инновационной сферы нельзя признать удовлетворительным.

Смена технологических укладов, модернизация экономики Красноярского края невозможна без высококвалифицированных кадров, непосредственно создающих инновации. В Красноярском крае сохранена система подготовки квалифицированных рабочих кадров. На конец 2010 года в расчете на 10 000 человек занятого населения в Красноярском крае подготовлено 94 квалифицированных рабочих по программам начального профессионального образования. Среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край по показателю подготовленных квалифицированных рабочих по программам начального профессионального образования находится только на 8-м месте. Более того, выпуск рабочих с каждым годом сокращается.

Крупные компании с государственным участием являются важнейшим структурным элементом российской экономики. Переход этих компаний к реализации активной инновационной политики позволит расширить спрос на инновации, сформировать значимые прогрессивные технологические изменения в российской экономике.

Среди 10 крупных компаний с государственным участием (более 5 тысяч работающих) только одна относится к высокотехнологичному сектору - открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», все остальные представляют цветную металлургию, энергетику и нефтяную промышленность, то есть традиционные отрасли.

Существующая региональная инновационная система лишь ограниченно может удовлетворить потребности крупных компаний, которые в большей степени ориентированы на собственные исследования и разработки, а также на приобретение импортного оборудования.

По доле инновационно активных предприятий  Красноярский край на 2010 год занимает 3-е место в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) и 23-е среди субъектов Российской Федерации.

Отношение внутренних затрат на исследования и разработки к валовому региональному продукту сейчас не превышает 1 процента.

Затраты на технологические инновации организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляют 0,2 % от объемов промышленного производства и превысили по итогам 2010 года 14,6 млрд рублей. Из них 50 % - инновации в технологических процессах, 50 % - продуктовые инновации, связанные с созданием и производством новых товаров.

В 2010 году по числу созданных передовых технологий (6 технологий) Красноярский край занял 25-е место среди российских регионов. Высшее место из регионов Сибирского федерального округа у Новосибирской области (23 технологии, 8-е место).

В 2010 году в Красноярском крае использовалось 1937 передовых производственных технологий, что составляет менее 1 % от общероссийского объёма.

Доля расходов организаций предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки составляет лишь 5,5 процента. Основной объем финансирования 86 % осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом общероссийская тенденция, характерная и для Красноярского края, состоит в ежегодном увеличении бюджетного финансирования в данной сфере на фоне общего снижения доли инновационной продукции, выпускаемой предприятиями.

Инновационное развитие Красноярского края в целом находится на среднем для Российской Федерации уровне (за исключением большого отставания по числу студентов и объему инновационной продукции), который весьма низок по сравнению с уровнем развитых стран. Дополнительным проявлением накопившихся проблем служит неблагоприятная динамика основной части количественных показателей. Таким образом, ни величина достигнутых показателей, ни их динамика не соответствуют поставленным целям инновационного развития Красноярского края.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что сегодняшнее состояние инновационной сферы Красноярского края  нельзя признать удовлетворительным и соответствующим стратегическим целям инновационного развития края.     

1.2. Основные причины низкой инновационной активности в Красноярском крае


Основными причинами низкой инновационной активности и слаборазвитой инновационной сферы в Красноярском крае являются следующие.

1.2.1. Несформированность стабильного спроса на инновации и инновационную продукцию как в рамках государственного и муниципального заказа, так и в рамках реализации государственных программ, инвестиционных проектов.

1.2.2. Острый дефицит подготовленных предпринимателей - инновационных менеджеров, способных к успешной инновационной деятельности, отсутствие системы поиска, подготовки, поддержки и повышения качества образования данной ведущей группы     инновационного предпринимательства.

1.2.3. Качество бизнес-среды, низкая инновационная активность крупного бизнеса, сохранение барьеров для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием.

1.2.4. Отсутствие достаточного уровня конкуренции, стимулирующей предприятия к развитию инновационной деятельности.

1.2.5. Существенная потеря рынков высоких переделов в пользу импорта, переориентация на сырьевые рынки, что привело к доминированию отсталых технологических укладов на большинстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий и низкому уровню восприимчивости компаний к новым технологическим решениям.

1.2.6. Недостаточный уровень участия органов исполнительной власти края и организаций в реализации федеральных целевых программ и проектов, направленных на развитие инновационной деятельности.

1.2.7. Несбалансированность развития науки и образования при значительном росте вузовского и послевузовского образования, сокращение численности занятых в сфере исследований и разработок.

1.2.8. Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки инноваций, стимулирования (в том числе налогового), инновационной деятельности, поддержки интеллектуальной собственности, размещения государственного заказа на инновации.

1.2.9. Отсутствие моделей и инструментов, эффективно интегрирующих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в экономическую деятельность предприятий, в региональные инвестиционные проекты и программы.

1.2.10. Практическое отсутствие отраслевой науки (научно-исследовательские подразделения крупных компаний вынесены за пределы Красноярского края). Следствием этого является острый дефицит частных инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, недостаточная вовлеченность в вопросы инновационного развития края как крупного, так и малого, и среднего бизнеса.

1.2.11. Несформированность эффективной системы управления инновационным развитием Красноярского края, ориентированной на долгосрочную перспективу, определяющей четкие направления и перспективы развития, включающей механизмы регулярного выявления неэффективных или морально устаревших инициатив и последующего «свертывания» таких инициатив.

1.2.12. Низкий уровень взаимодействия бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики, особенно в слабоконцентрированных и новых формирующихся секторах экономики.

1.2.13. Отсутствие целенаправленной информационной политики, пропаганды инновационной экономики, нового технологического уклада в Красноярском крае.

1.2.4. Низкая эффективность инструментов государственной поддержки инноваций: ограниченная гибкость, неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом.  

1.2.15. Существующие организации, ориентированные на поддержку инновационной деятельности, функционируют автономно, фактически не взаимодействуют друг с другом и в целом являются малоэффективными.

1.2.16. Консерватизм бизнес-сообщества и тяга к получению быстрой прибыли.

2. Цель, задачи и принципы реализации Стратегии. Этапы реализации

     

2.1. Цель и задачи Стратегии, целевые индикаторы


Стратегическая цель - достижение долгосрочной конкурентоспособности Красноярского края в национальном и мировом масштабе на основе развития экономики знаний, через формирование необходимых условий для созданий инноваций и модернизации производства  и обеспечение:

повышения  качества жизни населения Красноярского края;

повышения инвестиционной привлекательности Красноярского края;

организации новых рабочих мест на инновационных производствах и в организациях, оказывающих услуги в инновационной сфере;

повышения уровня доходов;

роста бюджетных поступлений за счет увеличения добавленной стоимости продукции и услуг с внедрением результатов инновационной деятельности;

вывода на внешние рынки высокотехнологичных и экологичных инноваций.

Стратегия направлена на решение следующих задач:

наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

формирование спроса на инновации;

повышение технологической конкурентоспособности существующего бизнеса, кратного повышения инновационной активности и появление новых высокотехнологичных и инновационных компаний;

формирование благоприятного инновационного климата с целью коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов;

формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, их конкурентоспособность на национальном и мировом рынках;

повышение открытости региональной инновационной системы и экономики, степени интеграции Красноярского края в национальные и  мировые процессы создания и использования инноваций;

расширение двухстороннего и многостороннего межрегионального и международного сотрудничества;

развитие и повышение эффективности инновационной инфраструктуры на территории Красноярского края;

формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности.

Целевые индикаторы развития инновационной сферы в Красноярском крае к 2020 году приведены в приложении № 1 к Стратегии.

Принципы реализации Стратегии

При реализации Стратегии необходимо исходить из следующих  основных принципов:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»