ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 мая 2011 года N 326-р


[Об одобрении Концепции развития профессионального образования
Красноярского края до 2020 года]



1. В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 8 Закона Красноярского края от 03.12.2004 № 12-2674 «Об образовании», в целях определения приоритетных стратегических линий развития профессионального образования Красноярского края одобрить Концепцию развития профессионального образования Красноярского края до 2020 года (согласно приложению).

2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.


Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Э. Ш. Акбулатов



Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 12.05.2011 № 326-р

     

Концепция
развития профессионального образования
Красноярского края до 2020 года

I. Введение


Концепция развития профессионального образования в Красноярском крае (далее - Концепция) содержит комплекс идей, целей, задач, мероприятий по модернизации системы начального, среднего и высшего профессионального образования (далее - система профессионального образования) в целях усиления вклада учебных заведений в социально-экономическое развитие края.

Эффективная система профессионального образования должна соответствовать потребностям работодателей, работников, населения, быть привлекательной для студентов и инвесторов, интегрированной в общее образовательное пространство края, способствовать росту образовательного и культурного капитала жителей края.

Система профессионального образования края должна вносить вклад в рост глобальной конкурентоспособности России. Поэтому в ее развитии необходимо учитывать тенденции, формирующие особенности современного профессионального образования:

профессиональное образование является мощнейшим ресурсом развития территорий, обеспечивающим профессиональную мобильность населения;

для построения успешной профессиональной карьеры выпускников учреждения профессионального образования уделяют много внимания проблемам перехода от учебы к работе, трудоустройству, трудовым отношениям, построению устойчивых партнерских взаимоотношений с работодателями;

в связи с введением во многих странах национальных стандартов квалификаций, основанных на компетенциях, диплом об образовании, является лишь свидетельством полученной подготовки по профессии. Уровень квалификации, степень владения профессиональными знаниями, умениями, компетенциями, оценивается работодателями на основании профессиональных стандартов;

все большее значение приобретают повышение квалификации и переподготовка, способствующие росту профессиональной мобильности работающего населения.

Таким образом, предназначение современного профессионального образования состоит в обеспечении условий для:

успешного профессионального старта молодежи, профессиональной мобильности взрослого населения;

ликвидации диспропорций на рынке труда, повышения производительности и качества труда;

социально-экономического развития муниципальных образований, повышения качества жизни граждан.

II. Актуальное состояние системы профессионального образования Красноярского края


Вызовы и проблемы системы профессионального образования в Красноярском крае.

Красноярский край входит в десятку регионов, формирующих более половины ВВП России. Только за последние 4 года ВРП края увеличился на 18,8% - по этому показателю край занимает 7 место среди 83 субъектов РФ. Основа экономики региона - промышленность, в структуре которой преобладают отрасли по добыче и переработке сырьевых ресурсов, а также предприятия топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Конкурентными преимуществами края выступают уникальные природные ресурсы: более 80% российских запасов никеля, 99% платиноидов, 43% меди, 50% кобальта, 28% алюминия, 20% золота, более 25% угля, 15% древесины. В крае открыто около 30 месторождений нефти и газа. Освоение этих богатств, а также развитие краевой экономики, во многом зависят от масштабов инвестиционной деятельности на ее территории. Красноярский край занимает 9 позицию среди субъектов Российской Федерации - лидеров по привлечению инвестиций и 1 место среди субъектов Сибирского федерального округа (СФО). Только за последние 5 лет инвестиции в экономику края выросли в 2,6 раза.

Современная социально-экономическая ситуация в Красноярском крае характеризуется как период посткризисного развития, главной задачей которого является сохранение и усиление конкурентных преимуществ региона. Инвестиционные риски в регионе снизились, край по инвестиционному потенциалу 2009-2010 гг. занял 8 место в РФ, поднявшись в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов на 2 позиции по сравнению с предыдущим годом. Начатая в середине 2000-х годов реализация пакета крупнейших инвестиционных проектов (строительство Богучанской ГЭС и крупного алюминиевого завода, промышленное освоение Ванкорского нефтяного месторождения), в соответствии со стратегией, выработанной Правительством края, будет преемственно продолжаться параллельно с решением новых задач, поставленных перед экономикой края.

Приоритеты диверсификации экономики края, ориентации на механизмы и модели государственно-частного партнерства в среднесрочной перспективе будут реализовываться в рамках инвестиционных проектов добычи и переработки углеводородов в Южной Эвенкии, комплексного развития Нижнего Приангарья (завершение строительства объектов Богучанской ГЭС и первого пускового комплекса железнодорожной линии Карабула - Ярки). Создание нового промышленного района уже сегодня востребует современные высококвалифицированные кадры, в том числе - по новым профессиям и специальностям, спрос на которые будет расти в перспективе.

В то же время, осложняющим обстоятельством для преодоления кадрового дефицита выступает снижающаяся численность населения трудоспособного возраста в крае, как и в России, в целом, актуализирующая необходимость обеспечения развития на убывающей трудовой базе.

Одновременно с инвестиционными проектами в крае продолжают развиваться отраслевые проекты в лесном комплексе, в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, в строительстве, на транспорте по созданию новых конкурентоспособных производств. В приоритетах социально-экономического развития выделяются 4 направления:

промышленная кооперация с крупными добывающими компаниями, в том числе нефтяной и газовой отрасли (сервисное оборудование и обслуживание);

повышение глубины переработки сырья как в традиционных для края отраслях (лесном комплексе, цветной металлургии), так и новых производствах, связанных с добычей нефти и газа;

энергоэффективность и энергосбережение в промышленности, аграрном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве (новое оборудование и технологии);

создание инновационного сектора экономики, базирующегося на наиболее развитом в крае сегменте промышленности по добыче и переработке сырья.

Остро актуальной является также модернизация существующих отраслей на основе их технико-технологического перевооружения, реализации программ повышения эффективности, включающих изменение ключевых бизнес-процессов, преобразование организационных моделей, введение новых операционных стандартов и инструментов, переобучение персонала. Отраслевые проекты экономического развития требуют обновления кадрового оснащения, но не за счет расширения объемов подготовки, а посредством усиления соответствия качества профессионального образования требованиям модернизирующихся производств.

Система профессионального образования Красноярского края сегодня не в полной мере готова ответить на вызовы развивающейся экономики. Развитие системы сталкивается с целым рядом проблем, не позволяющих выстроить ей свою деятельность в соответствии с вызовами (следует отметить, что эти проблемы типичны и для большинства других субъектов РФ):

отсутствие ясного, обеспеченного ресурсами заказа на подготовку кадров со стороны бизнеса;

недостаточная обеспеченность ресурсами базовых потребностей системы профессионального образования;

недостаточная публичность системы для населения, работодателей;

отсутствие выстроенной системы внешней оценки качества подготовки выпускников, деятельности учреждений профессионального образования.

В настоящее время профессиональное образование представлено несколькими относительно самостоятельными подсистемами: начального, среднего и высшего (базового) профессионального образования, а также послевузовского (аспирантура и докторантура) и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов).

Подсистема высшего профессионального образования (далее - ВПО).

Образовательные программы высшего профессионального образования в Красноярском крае реализуют 11 государственных и 1 негосударственное учреждение высшего профессионального образования (далее - вузы) с 12 филиалами, в которых обучаются около 106,7 тыс. студентов. Кроме того, в крае ведут образовательную деятельность 22 филиала российских вузов. Общее число студентов вузов в регионе - более 125,8 тыс. чел. (около половины обучаются на дневной форме). В 2010 году вузы края выпустили около 20,1 тыс. специалистов и осуществили прием в объеме 28,06 тыс. человек.

Число студентов вузов на 10 тыс. населения края в 2009-2010 учебном году составляло 435 человек, что значительно меньше, чем в среднем по Российской Федерации (далее - РФ) - 523 человека и Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) - 474 человека. Охват молодежи в возрасте 17-25 лет программами высшего профессионального образования в крае в 2009 году составил 27%, что заметно ниже, чем в среднем по РФ и СФО (среднее значение по РФ - 35%, по СФО - 30%).

В 2006 году на основании Распоряжения Правительства РФ № 1518-р от 04.11.2006 в крае было создано Федеральное государственное образовательное учреждение ВПО «Сибирский федеральный университет» (далее - СФУ), в состав которого вошли 4 крупнейших красноярских вуза. В общественном рейтинге классических университетов России СФУ в 2009 году занимал 17 место. Структура СФУ представлена 35 научно-инновационными подразделениями. В вузе организовано взаимодействие с крупными корпорациями, расположенными в регионе через создание совместных лабораторий и формирование студенческих исследовательских групп. Развитию государственно-частного партнерства способствует фонд целевого капитала (эндаумент), государственно-общественные структуры управления. В состав Попечительского совета СФУ входят ведущие представители крупного бизнеса и промышленности России, политики, ученые.

В структуре подготовки в высшей школе края значительна доля специальностей, пользующихся массовым спросом среди молодежи, но слабо востребованных региональным рынком труда: к примеру, выпускники вузов, обучавшиеся по специальностям, входящим в укрепленную группу «экономика и управление», «гуманитарные науки», имеют проблемы с трудоустройством.

Взаимодействие с работодателями в большинстве вузов края развито слабо, представители реального сектора экономики ограничены во влиянии на качество ВПО. Отсутствуют сетевые образовательные программы, современные формы кооперации между вузами (совместные исследования, межвузовские проектные коллективы). Образовательные и научные ресурсы высшей школы используются в экономик недостаточно эффективно.

Подсистема среднего профессионального образования (далее - СПО).

Образовательные программы среднего профессионального образования в крае реализуют 60 техникумов и колледжей, в которых обучаются около 50,36 тыс. студентов. В 2010 году учреждения СПО края выпустили около 13,5 тыс. специалистов и осуществили прием в объеме 17,16 тыс. человек.

Численность студентов, обучающихся в учреждениях СПО на 10 тыс. человек населения, намного выше, чем в среднем по СФО и РФ (в 2009-2010 учебном году - 175,5 человек, в то время как в СФО - 165, в РФ - 150,9). Охват молодежи в возрасте 15-19 лет программами СПО в 2009-2010 учебном году составил 27,3% (по РФ в среднем - 25,2%, по СФО - 25,3%). Данный факт свидетельствует о популярности этого уровня образования среди молодежи, что подтверждается высоким платежеспособным спросом на программы СПО в крае (около трети получающих первое образование уровня СПО учатся с полным возмещением затрат на обучение).

Краевая система СПО фрагментарна, управляется разными учредителями. 24 техникумов и колледжей (контингент 34,7 тыс. студентов) - федерального подчинения. Еще 18 средних специальных учебных заведений с контингентом 6,04 тыс. студентов подведомственны краевым отраслевым органам исполнительной власти. 1,09 тыс. студентов обучаются в 4 негосударственных учреждениях СПО. Только 14 учреждений СПО с контингентом 8,53 тыс. студентов подведомственны министерству образования и науки края.

В отличие от других регионов России, среди учреждений СПО края преобладают моноуровневые учебные заведения. Многоуровневых учреждений СПО, в которых, наряду с программами СПО, осуществляется подготовка по рабочим профессиям, всего четыре (6%).

Подсистема начального профессионального образования (далее - НПО).

Образовательные программы начального профессионального образования реализуют 70 профессиональных лицеев и училищ, подведомственных министерству образования и науки края, в которых обучаются около 21,3 тыс. учащихся. В 2010 году учреждения НПО выпустили около 9,07 тыс. рабочих кадров и осуществили прием в объеме 9,75 тыс. человек.

В 2009-2010 учебном году численность студентов, обучающихся в учреждениях НПО, на 10 тыс. человек населения в Красноярском крае составила 88,2 чел, в СФО 91,3 человек и РФ 72,9 человек. Охват молодежи в возрасте 15-19 лет программами НПО в 2009 году составил 12,6% (по РФ в среднем - 11,2%, по СФО - 13,3%).

Материально-техническое оснащение учебных заведений остается слабым. Средний износ основных фондов достигает 89%. По оценкам работодателей, станочный парк и оборудование, используемое в учебном процессе, физически и морально устарели.

Спрос со стороны молодых людей на профессии квалифицированных рабочих заметно снижается. Начиная с 2007 года, контингент обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования уменьшился на 3700 человек.

Среди причин этого явления можно назвать усиливающуюся конкуренцию за потенциальных абитуриентов учреждений НПО, СПО и вузов. Учреждения НПО проигрывают в этой конкурентной борьбе техникумам, колледжам и вузам. Прогнозируемые тенденции снижения контингента потенциальных абитуриентов профессиональных училищ и лицеев приведут к дальнейшему уменьшению наполняемости учреждений НПО (сейчас средняя наполняемость 300 чел.), что вызовет рост затрат на подготовку рабочих и снижение экономической эффективности функционирования системы НПО.

Задел для дальнейшего развития.

Разработанные и реализованные в период 2007-2010 г.г. краевая целевая программа «Кадровое обеспечение инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края» на 2007 - 2009 годы» и ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования в Красноярском крае» способствовали решению существующих в системе профессионального образования края ряда проблем. Постепенно обновляется кадровый состав руководителей учреждений, выросла доля студентов, проходящих практику на предприятиях на современном оборудовании, реализуются модели современных центров профессионального образования, обеспечивающих повышение доли выпускников, имеющих уровень квалификации выше третьего разряда, заложены основы системы поддержки развития профессиональной карьеры. Образовательные учреждения профессионального образования принимают активное участие в системных российских проектах по развитию образования (например, в российском эксперименте по прикладному бакалавриату, в совместной с бизнесом разработке профессиональных стандартов, создание СФУ).

Российские эксперты отмечают инновационный характер подходов к модернизации профессионального образования края.

III. Цели, задачи и этапы развития профессионального образования Красноярского края


Стратегическая цель развития системы профессионального образования - кадровое обеспечение социально-экономического развития края путем создания гибкой системы профессионального образования, являющейся неотъемлемой частью  проектов и программ регионального развития, ориентированной на интересы регионального сообщества. При этом часть задач кадрового обеспечения экономики решается за счет кооперации (взаимодействия) учреждений, относящихся к краевому и федеральному подчинению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие приоритетные задачи развития краевой системы профессионального образования:

Развитие сети учреждений и организаций профессионального образования в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда.

Повышение эффективности управления на основе внедрения государственно-общественных механизмов и частно-государственного партнерства.

Обновление содержания профессионального образования на основе новых федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.

Для решения приоритетных задач необходимо осуществить модернизацию системы профессионального образования по следующим направлениям:

1. Создание оптимальной сети учреждений профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда края;

2. Повышение эффективности управления на основе внедрения государственно-общественных механизмов и развития кадровых ресурсов системы профессионального образования края;

3. Создание системы оценки кадровых потребностей экономики края, соответствующей требованиям рынка труда;

4. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на рынке труда края;

5. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в системе профессионального образования края;

6. Модернизация краевой государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.

Концепция рассчитана на период с 2011 по 2020 годы. Ее реализация будет осуществляться в 3 этапа:

первый этап (2011-1013 годы) - создание институционального, нормативно-регламентирующего, кадрового и методического обеспечения планируемых преобразований, мониторинг структуры и объема текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах, а также разработка и апробация отдельных моделей, организационно-экономических механизмов и управленческого инструментария;

второй этап (2014-2015 годы) - комплексная реализация основных мероприятий, диссеминация моделей и механизмов, получивших положительные экспертные оценки по результатам пилотной апробации;

третий этап (2016-2020 годы) - интенсивное развитие системы профессионального образования, корректировка объемов и структуры подготовки кадров исходя из потребностей краевой экономики.

Нормативное правовое обеспечение развития системы профессионального образования на уровне края будет вестись в рамках краевой комплексной программы развития профессионального образования.

IV. Направления развития профессионального образования в Красноярском крае


1. Создание оптимальной сети учреждений профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда края.

Главным принципом развития системы профессионального образования должен выступить принцип синхронизации деятельности системы образования и социально-экономического развития края. Развитие краевой системы профессионального образования должно осуществляться на основе среднесрочных и долгосрочных программ и планов развития групп муниципальных образований, отраслей, крупных инвестиционных проектов федерального масштаба. Такой подход обуславливает создание различных типов образовательных учреждений профессионального образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»