ГУБЕРНАТОР КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

УКАЗ

от 21 марта 2014 года N 52-уг


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ НА 2014 - 2018 ГОДЫ

 (в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 N 206-уг)

В соответствии со статьей 90 Устава Красноярского края

постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014 - 2018 годы согласно приложению.

2. Опубликовать Указ на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Указ вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

Губернатор края
Л.В.КУЗНЕЦОВ

     Красноярск
     21 марта 2014 года
     N 52-уг



Приложение
к Указу
Губернатора Красноярского края
от 21 марта 2014 года N 52-уг


КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ НА 2014 - 2018 ГОДЫ


(в ред. Указа Губернатора Красноярского края
от 16.09.2014 N 206-уг)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Концепция развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014 - 2018 годы (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов исполнительных органов государственной власти Красноярского края, федеральных органов исполнительной власти на территории Красноярского края, общественных и общественно-государственных организаций, органов местного самоуправления Красноярского края. Концепция учитывает необходимость обеспечения системного подхода в реализации патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае, а также определения и развития его основных направлений.

Концепция призвана стать ориентиром для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Красноярского края, федеральных органов исполнительной власти на территории Красноярского края, общественных и общественно-государственных организаций при решении задач в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае.

1.2. Объектом процесса патриотического воспитания и гражданского образования являются граждане, проживающие на территории Красноярского края. Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию предполагает участие всех категорий граждан, однако приоритетным направлением является патриотическое воспитание и гражданское образование подрастающего поколения - детей и молодежи.

1.3. Субъектами патриотического воспитания и гражданского образования являются:

органы государственной власти, включающие в себя федеральные органы государственной власти на территории Красноярского края (по согласованию решением вопросов в сфере патриотического воспитания и гражданского образования могут заниматься: Главное управление МВД России по Красноярскому краю, УФСКН России по Красноярскому краю, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю, Управление ФСБ России по Красноярскому краю, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю) и органы государственной власти Красноярского края;

органы местного самоуправления;

семья;

образовательные организации всех уровней;

муниципальные и государственные учреждения спорта, туризма и молодежной политики;

муниципальные и государственные учреждения культуры;

научные, научно-методические учреждения;

некоммерческие организации, в том числе ветеранские, молодежные и детские общественные объединения, традиционные религиозные конфессии, Енисейское войсковое казачье общество, национально-культурные общественные объединения;

общественно-государственные структуры (региональное отделение ДОСААФ России по Красноярскому краю);

социальные службы;

трудовые коллективы, профсоюзы;

органы военного управления, военный комиссариат;

воинские коллективы;

средства массовой информации (далее - СМИ).

Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания.

Каждый из субъектов патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов патриотического воспитания своими средствами, но в тесной координации и на основе единой государственной политики.

1.4. Для целей настоящей Концепции применяются следующие основные термины и определения:

1.4.1. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Красноярского края и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, направленного на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

1.4.2. Гражданское образование - общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности и демократической культуры личности.

1.4.3. Система патриотического воспитания и гражданского образования - это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

1.4.4. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите, это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

1.4.5. Государственная поддержка патриотического воспитания и гражданского образования - это совокупность выработанных органами государственной власти мер экономического, организационного и правового характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы.

1.5. С 2001 года в России используется программно-целевой подход в реализации патриотического направления работы. За этот период были приняты следующие документы:

государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 122);

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (протокол N 2(12)-П 4 от 21.04.2003);

государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 422);

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 134-р);

государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795);

Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания".

За последние пять лет на государственном уровне особое внимание уделяется развитию патриотического воспитания. Примеров тому множество: от появления патриотизма в качестве одной из центральных тем президентского послания до создания Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам в структуре Администрации Президента Российской Федерации, одной из целей которого является совершенствование государственной политики в сфере патриотического воспитания.

Основной целью государственных программ является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Федеральные нормативные правовые акты дали мощный толчок для развития системы патриотического воспитания в России. Стоит отметить, что с каждым годом все большее внимание уделяется совершенствованию терминологического аппарата патриотического воспитания. Так, в 2010 - 2013 годах целью образования определено формирование российской идентичности, а понятия "патриотизм" и "гражданское образование" объединены в "гражданско-патриотическое направление воспитательной деятельности".

Актуальность разработки концепции обусловлена тем, что социально-экономическое развитие Красноярского края напрямую зависит от деятельного участия в жизни и развитии Красноярского края всех его жителей. Формирование уважительного отношения к культуре и истории Красноярского края является фактором формирования человеческого капитала, направленного на развитие и обустройство Красноярского края.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ


2.1. С 2001 года в субъектах Российской Федерации были приняты первые целевые программы патриотической направленности.

В 2008 году в Красноярском крае была принята краевая целевая программа "Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края" на 2008 - 2010 годы (Закон Красноярского края от 20.12.2007 N 4-1120) (далее - Программа).

По итогам реализации Программы более 26000 молодых людей приняли участие в стартовых событиях, базовых проектах, 1880 человек прошли подготовку в военно-спортивных профильных лагерях, более 7000 человек в возрасте от 14 до 30 лет регулярно участвуют в работе патриотических объединений, клубов, центров. В 90% муниципальных образований Красноярского края по итогам реализации Программы активно работают патриотические клубы и объединения. По данным отчетов муниципальных отделов по работе с молодежью на территории Красноярского края патриотическим воспитанием занимается 200 молодежных клубов и центров, что подтверждает увеличение численности патриотических объединений, клубов, центров более чем на 300% по сравнению с 2005 - 2008 годами.

Анализируя динамику развития системы патриотического воспитания в крае в период 2008 - 2010 годов, стоит отметить, что основной принцип ее развития носил индуктивный характер и был направлен в основном на реализацию комплекса мероприятий, а не на создание инфраструктурного компонента. Таким образом, в 2011 году не было создано условий для подготовки целевой программы, поэтому следующая долгосрочная целевая программа была принята только в 2012 году.

Дефицит комплекса методических разработок привел к отсутствию общей краевой концепции патриотической направленности, а также качественного мониторинга и социологического анализа ситуации в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае. Стоит отметить, что реализация базовых проектов Программы дала большой импульс к активизации деятельности патриотических клубов Красноярского края, сместив их локальную деятельность на краевую интеграцию. Таким образом, Программа явилась базовым инструментом по интеграции локальной деятельности в региональную систему. Реализация Программы способствовала определению базовых направлений, созданию ресурса для дальнейшего развития.

В результате внесения изменений в Программу в 2009 году она стала межведомственной, с 2010 года ее исполнителями стали министерство спорта и молодежной политики Красноярского края, министерство образования и науки Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края, агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края.

(в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 N 206-уг)

Реализация Программы в 2010 году способствовала развитию патриотического воспитания, опыт межведомственного сотрудничества показал, что патриотическое воспитание на программном уровне должно стать комплексным межведомственным процессом, направленным на создание условий для развития системы патриотического воспитания Красноярского края всеми заинтересованными ведомствами.

По итогам реализации Программы в 2011 году по инициативе министерства спорта и молодежной политики Красноярского края совместно с министерством образования и науки Красноярского края, министерством культуры Красноярского края, мобилизационным управлением Губернатора Красноярского края, агентством печати и массовых коммуникаций Красноярского края, региональным отделением ДОСААФ России по Красноярскому краю, военным комиссариатом Красноярского края была разработана долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края" на 2012 - 2014 годы, которая утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 01.11.2011 N 663-п (далее - ДЦП). Цель ДЦП определялась как создание условий для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания, формирования социальной активности молодежи Красноярского края. Совершенствование системы предполагало реализацию тех принципов, которые отсутствовали в краевой целевой программе "Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края" на 2008 - 2010 годы, а именно:

(в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 N 206-уг)

1. Реализация эффективного межведомственного взаимодействия в процессе патриотического воспитания и гражданского образования молодежи Красноярского края.

2. Реализация годового цикла работы в области патриотического воспитания и гражданского образования молодежи Красноярского края.

2.2. Сложившаяся в настоящее время ситуация в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае характеризуется рядом негативных явлений. К основным из них можно отнести:

1) низкий уровень знаний истории Отечества и края, ценностных представлений жителей об исторической памяти, незнание истории жизней и подвигов национальных героев;

2) отсутствие эффективной системы допризывной подготовки молодых граждан;

3) отсутствие оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов;

4) отсутствие эффективной информационной системы поддержки патриотического воспитания и гражданского образования детей и молодежи Красноярского края;

5) отсутствие эффективного механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае.

В декабре 2012 года автономная некоммерческая организация Центр гуманитарных исследований и консультирования "Текущий момент" провела опрос среди 17 - 18-летних красноярцев. Было опрошено несколько сотен учеников 11 классов и студентов первых курсов образовательных организаций высшего образования г. Красноярска (часть из которых сдавала ЕГЭ по истории при поступлении).

Проведенный опрос показывает низкий уровень знания истории Отечества, Красноярского края. Необходимость историко-просветительской работы является приоритетной, так как мало говорить о любви к Отечеству - необходимо знать его историю и культуру, а сохранение исторической памяти транслировать на ценностном уровне. Таким образом, патриотизм как социокультурная ценность отражается в чувственно-эмоциональных и концептуальных аспектах взаимодействия человека и Отечества на разных уровнях организации социума. С одной стороны, интегрирующая патриотическая идея - это образ Отечества как родовой среды и чувство сопричастности с ней. Отсюда необходимость сохранения, развития и защиты Отечества как части самого себя. Поэтому проблематика низкого уровня знания истории Отечества и края рассматривается не в методологическом или социальном смысле, а на аксиологическом (ценностном) уровне формирования сознания, причастности и сопереживания за место и дело, где родился и живешь.

В условиях отсутствия эффективной системы допризывной подготовки молодых граждан стоит выделить ряд проблем, отображающих объективные факторы развития системы допризывной подготовки.

Во-первых, армия перестала являться социальным институтом, являющимся показателем мужества, формирующим социальный, психологический и физический опыт. С одной стороны, в условиях социально-экономических и историко-культурных изменений, смены установок поколений на уровне государственного преобразования такой процесс является естественным, с другой - с позиции выполнения конституционного долга, защиты Отечества как фактора социальной ответственности, взросления - отсутствие престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации является показателем непонимания или физической и психологической неготовности молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»