РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 февраля 2013 года N 44-рг
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ДО 2017 ГОДА
(в редакции Распоряжений Губернатора Красноярского края от 25.12.2013 N 640-рг, от 24.03.2015 N 131-рг, от 04.05.2016 N 218-рг, от 10.07.2017 N 390-рг)
1. В соответствии со статьей 90 Устава Красноярского края, пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" утвердить:
Стратегию действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года (далее - Стратегия) согласно приложению N 1;
план мероприятий по реализации Стратегии согласно приложению N 2.
(в ред. Распоряжения Губернатора Красноярского края от 24.03.2015 N 131-рг)
2. Министерству образования и науки Красноярского края, министерству спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, министерству культуры Красноярского края, министерству социальной политики Красноярского края, министерству здравоохранения Красноярского края до 20 апреля 2013 года организовать общественное обсуждение Стратегии на заседаниях общественных советов при министерствах.
3. Министерству образования и науки Красноярского края:
до 1 мая 2013 года подготовить заседание Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Координационный совет) по вопросу обсуждения предложений, возникших в ходе общественных обсуждений Стратегии;
до 1 июня 2013 года по результатам проведения Координационного совета разработать проект правового акта о внесении изменений в Стратегию.
4. Опубликовать Распоряжение в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
5. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Губернатор края
Л.В.КУЗНЕЦОВ
Красноярск
20 февраля 2013 года
N 44-рг
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ДО 2017 ГОДА
(в редакции Распоряжений Губернатора Красноярского края от 25.12.2013 N 640-рг, от 24.03.2015 N 131-рг, от 04.05.2016 N 218-рг)
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В соответствии с принципами Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, дети должны при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают защиту и помощь. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351.
В Красноярском крае начиная с 2009 года ежегодно проходят общественные слушания по докладу о положении детей, подготовленному Правительством Красноярского края. Проблематика слушаний: "Здоровье и безопасность детей в Красноярском крае", "Дети России - инвестиции в будущее", "Положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - демонстрирует наиболее актуальные вопросы государственной региональной политики в интересах детей. За последние пять лет в Красноярском крае сформирована система институтов защиты детства, сопровождения детей группы риска и неблагополучных семей, трехуровневая система акушерско-гинекологической и педиатрической помощи.
Государственная политика Красноярского края в области защиты прав ребенка основывается на следующих приоритетах:
1) создание экономических, правовых, социальных и экологических условий для развития физически, психически и нравственно здорового ребенка, формирования и реализации личности;
2) воспитание у ребенка патриотизма, гражданственности, приобщение к отечественной и мировой культуре;
3) обеспечение права детей на воспитание в семье, оказание родителям, усыновителям и опекунам надлежащей помощи;
4) выделение из краевого бюджета средств, необходимых для социальной поддержки детей;
5) защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Инструментом практического решения многих вопросов детства на территории Красноярского края стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ, а также долгосрочных целевых программ Красноярского края: "Дети" на 2010 - 2014 годы, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2009 N 600-п, "Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодежи" на 2011 - 2013 годы, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2010 N 588-п, "Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае" на 2010 - 2012 годы, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 01.12.2009 N 625-п, "Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае" на 2010 - 2012 годы, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2009 N 592-п, "Одаренные дети Красноярья" на 2011 - 2013 годы, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2010 N 586-п, "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 N 595-п, "Доступная среда для инвалидов" на 2011 - 2013 годы, утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2010 N 572-п, а также Закон Красноярского края от 08.12.2006 N 20-5445 "О государственной молодежной политике Красноярского края". В результате был принят ряд важнейших правовых актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. В Красноярском крае созданы новые государственные и общественные институты - институт Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае и уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, детская общественная приемная, краевой общественный совет по защите прав ребенка, с 2011 года проводится широкомасштабная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
Реализация основных направлений в области сохранения и профилактики здоровья детей в Красноярском крае проводится в соответствии с поручением Президента Российской Федерации: в рамках модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011 - 2012 годы 26% объема финансирования предусмотрено для "детской медицины", что составляет 3,5 миллиарда рублей. В Красноярском крае поддержаны инициативы Президента Российской Федерации, направленные на стимулирование рождаемости, - принят Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", предусматривающий передачу многодетным гражданам бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства; принят Закон Красноярского края от 09.06.2011 N 12-5937 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае", регламентирующий выплату регионального материнского капитала при рождении третьего и последующего ребенка. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Так, показатель рождаемости в 2011 году обеспечил положительный естественный прирост населения. Младенческая смертность в Красноярском крае существенно сократилась и приблизилась к общероссийскому уровню. Показатель материнской смертности в Красноярском крае за 4 года также существенно сократился: с 29,8 на 100 тысяч родившихся живыми в 2008 году до 26,3 в 2011 году. В Красноярском крае в полном объеме осуществляются неонатальный и аудиологический скрининги новорожденных, охват ими составляет 99,6%. Общая заболеваемость детей первого года жизни снизилась в 2011 году на 9%. Несмотря на дефицит укомплектованности врачами-специалистами, за 3 года отмечается рост числа посещений на всех уровнях оказания педиатрической помощи (в среднем на 110%).
В целях развития дошкольного образования реализуются программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов; осуществляется поддержка развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов; в общеобразовательных школах создаются дошкольные группы для детей, не посещающих детские сады. К 2016 году в Красноярском крае будет обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В рамках реализации Постановления Правительства Красноярского края от 23.11.2010 N 586-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Одаренные дети Красноярья" на 2011 - 2013 годы" только за 2011 год 64237 школьников и учащейся молодежи приняли участие в мероприятиях, позволивших им продемонстрировать свои таланты, а родителям оценить возможности своих детей. В работу с родителями включены основные средства массовой информации: телевидение, радио, печать. В период с 10.01.2011 по 27.12.2011 в краевых средствах массовой информации вышло в эфир более 70 материалов, видео- и радиосюжетов по теме "Работа с одаренными детьми".
В Красноярском крае уделяется особое внимание созданию условий для реализации права на образование лицам с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения доступности услуг по раннему выявлению и оказанию психолого-педагогической помощи ребенку и семье по месту жительства в краевом государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Красноярский краевой центр психолого-медико-социального сопровождения" и его пяти филиалах созданы и функционируют службы ранней помощи.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае существует дифференцированная сеть образовательных учреждений, прежде всего это 42 краевых образовательных учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в Красноярском крае развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольные, общеобразовательные и другие образовательные учреждения, не являющиеся коррекционными.
Совершенствуется система обучения и воспитания детей-инвалидов. Для 459 детей-инвалидов, обучающихся по общеобразовательным программам, но не имеющих возможность посещать образовательные учреждения, создан и функционирует филиал Краевого государственного бюджетного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Железногорская санаторная школа-интернат" "Центр дистанционного образования детей-инвалидов". Для 798 детей-инвалидов с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости и сложными множественными дефектами, имеющих ранее статус "необучаемые", реализуется образовательная услуга в условиях специальных классов (групп) общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Учреждения осуществляют работу с детьми таким образом, чтобы как можно раньше начиналась коррекционная работа и психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей.
В 2010 - 2011 годах за счет средств краевого бюджета реализованы меры по дополнительной поддержке семей с детьми на сумму около 2 миллиардов рублей, что составляет 15% от средств, заложенных в бюджет края на социальную поддержку отдельных категорий граждан. В Красноярском крае на протяжении десяти лет действуют программы, предусматривающие социальную поддержку населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. За 2008 - 2010 годы более 120 тысячам человек, в том числе семьям с детьми, оказана материальная поддержка для выхода из трудной жизненной ситуации.
В последние годы в Красноярском крае существенно сократилось число детских домов. Почти 70% детей этой категории находятся под опекой и в приемных семьях. С 2001 года в краевом государственном бюджетном учреждении "Центр развития семейных форм воспитания" и в его 6 филиалах на территории Красноярского края реализуется программа подбора и подготовки кандидатов в приемные родители. С 2008 года отмечается устойчивый рост количества опекунов и попечителей в Красноярском крае, активно развивается институт приемной семьи. В 2011 году на содержание в замещающих семьях 10810 несовершеннолетних из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджет края выплатил 1 миллиард 180 миллионов рублей.
В Красноярском крае действует 2684 краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры. Все они в той или иной степени осуществляют деятельность по приобщению детей к культурной деятельности и культурным ценностям. Из них 231 учреждение специализируется на работе с детьми: 127 детских школ искусств, 98 детских библиотек, 3 детских театра, 2 детских клуба, 1 детский кинотеатр.
В рамках ведомственной целевой программы "Развитие культуры Красноярского края" на 2012 - 2014 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Красноярского края от 15.11.2011 N 997-р, вышеуказанным учреждениям оказывается государственная поддержка в различных формах.
В 2012 году театрально-зрелищными учреждениями проведено 2767 спектаклей и концертов для детей, которые посетили 457,0 тыс. человек. В учреждениях клубного типа действует 5731 клубное формирование для детей, в которых занимаются 74,6 тыс. человек, 30,7 тыс. детей получают дополнительное образование в детских школах искусств. Музеями проведены экскурсии для 333,9 тыс. детей, 440,0 тыс. детей являются пользователями библиотек.
В 2011 году в Красноярском крае действовало 54 учреждения по работе с молодежью, где было задействовано 20627 человек; функционировало 121 учреждение дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в которых обучалось 63139 человек. В 2011 году трудоустроено 27800 подростков (в 2010 году - 27100 человек, в 2009 году - 28400 человек, в 2008 году - 26600 человек), в том числе 11700 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (42,1% от общего числа трудоустроенных подростков): в 2010 году - 11500 человек, в 2009 году - 10700 человек, в 2008 году - 13500 человек, 480 детей, находящихся в социально опасном положении.
В рамках акции "Трудовое лето" заняты в среднем около 27000 подростков. В 2011 году в Красноярском крае уменьшилось число преступлений против семьи и несовершеннолетних, на 30% сократилось число преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми и с умышленным причинением тяжкого вреда их здоровью. Оперативное реагирование, корректное вмешательство и контроль специалистов социальных учреждений за изменением ситуации в семьях "группы риска" позволили предотвратить кризис в 533 неблагополучных семьях, выявленных в 2011 году, снять с профилактического учета в связи с улучшением положения 1137 семей. В краевом государственном бюджетном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения" создан кабинет оказания экстренной психологической помощи детям, подвергшимся жестокому обращению и насилию. Специалисты красноярского государственного бюджетного учреждения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Ястребовский" обеспечили адаптацию и профориентацию 94 подростков, совершивших правонарушения. Из них 65 трудоустроено, а 28 возвращены в образовательные учреждения.
В 2011 году сохраняется положительная тенденция снижения преступности с участием несовершеннолетних, в 2010 году таких преступлений было меньше по сравнению с 2009 годом на 5%. Преступления совершили 2550 (6,0%) несовершеннолетних, из них 819 (7,8%) в возрасте 14 - 15 лет, 1731 (11,4%) в возрасте 16 - 17 лет. На 3,3% сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, на 87,5% хулиганств, на 2,7% преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Зафиксировано снижение количества общественно опасных деяний несовершеннолетних на 6%. Меньше на 2,1% зарегистрировано преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми (32%), умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (33%), изнасилований несовершеннолетних (25%).
В результате реализации мероприятий министерства образования и науки Красноярского края по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов на 2011 - 2013 годы планируется снижение количества детей, не окончивших учреждения профессионального образования, с 14% до 10%, предоставление жилых помещений детям-сиротам.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В 2011 году показатель общей заболеваемости детей по отношению к 2010 году увеличился на 4,8%. Его рост связан, прежде всего, с проведенной в прошлом году углубленной диспансеризацией детей в возрасте 14 лет в рамках исследования репродуктивного здоровья нового поколения. В 2012 году 46 медицинских учреждений проводили диспансеризацию детей-сирот, по ее результатам 6760 детей-сирот, или 98%, имеют хронические заболевания и нуждаются в наблюдении и лечении. В структуре заболеваний наибольшую долю составили психические расстройства и расстройства поведения - до 25%, второе место занимают заболевания нервной системы - 13,9%. Это связано, прежде всего, с тем, что в эту категорию входят воспитанники домов-интернатов для умственно отсталых детей, детских домов, образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В структуре причин детской инвалидности первое место принадлежит психическим расстройствам (26,4%), второе - болезням нервной системы (24,9%), на третьем - врожденные аномалии (22,3%). В Красноярском крае зарегистрировано 9228 детей-инвалидов, нуждающихся в реабилитационных мероприятиях, 2,6 тыс. детей-инвалидов воспитываются и обучаются на дому, что требует создания системы непрерывного межведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, внедрения современных технологий работы с семьей, в том числе информационных.
Одной из основных проблем в Красноярском крае является нехватка мест в детских садах. Количество детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, составляет около 80%.
В органах социальной защиты населения Красноярского края сегодня состоят на учете 325 тысяч семей, имеющих детей, среди которых доля малоимущих составляет 30,6%. В Красноярском крае из 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 78,2% являются сиротами при живых родителях. По-прежнему острой проблемой остается обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья.
Проблема профилактики жестокого отношения к детям в Красноярском крае остается крайне актуальной: в 2011 году от преступных деяний погибли 54 ребенка, 92 несовершеннолетних получили тяжкие увечья. В прошлом году было зарегистрировано 911 уходов детей и подростков из семей. Одна из главных причин роста уходов - ощущение своей ненужности, непосильный домашний труд, неблагополучие, связанное с алкоголизмом родителей. Алкогольное опьянение - один из основных факторов преступности подростков. Рост преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, в прошлом году составил 12%. Другой провокационный фактор - доступность алкоголя для детей и подростков. В 2011 году в ходе 5-месячной акции по пресечению незаконной реализации подросткам алкоголя в торговых точках выявлено более 700 правонарушений. В настоящее время 5863 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, стоят в Красноярском крае на учете. Более 30% потерпевших по фактам жестокого обращения - дети в возрасте 4 - 7 лет, более 20% - малыши до 3 лет. Из 420 тысяч семей, проживающих в Красноярском крае, ежегодно выявляется до 8 тысяч родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей, 30% из них - повторно. В течение 2011 года детский телефон доверия принял 18718 обращений от несовершеннолетних жителей края и 4372 - от родителей. Из 2120 кризисных обращений 95 - от суицидальных абонентов. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, число совершенных суицидов среди подростков в Красноярском крае превышает средний показатель по России почти в два раза. Раннее выявление признаков детского неблагополучия позволяет постепенно переориентировать специалистов на работу в условиях, когда еще есть значительный реабилитационный потенциал семьи и мотивация на сотрудничество со специалистами учреждений. Необходимо постоянно иметь в виду главный ориентир государственной краевой политики в отношении детей - переход от ликвидации последствий семейных кризисов к ранней и компетентной профилактике трудных жизненных ситуаций в семье и детского неблагополучия.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые проблемы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Основными проблемами в сфере детства в Красноярском крае являются:
недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
низкая обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах;
неразвитость системы сопровождения и оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;
распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;