ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2010 года N 586-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ КРАСНОЯРЬЯ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 07.06.2011 N 326-п, от 09.09.2011 N 505-п, от 25.10.2011 N 639-п, от 20.04.2012 N 176-п, от 28.09.2012 N 501-п, от 22.04.2013 N 202-п)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края
постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Одаренные дети Красноярья" на 2011 - 2013 годы (прилагается).
2. Опубликовать Постановление в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" и газете "Наш Красноярский край".
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Э.Ш.АКБУЛАТОВ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ КРАСНОЯРЬЯ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края
от 07.06.2011 N 326-п, от 09.09.2011 N 505-п,
от 25.10.2011 N 639-п, от 20.04.2012 N 176-п,
от 28.09.2012 N 501-п, от 22.04.2013 N 202-п)
┌════════════════┬════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │долгосрочная целевая программа "Одаренные дети │
│программы │Красноярья" на 2011 - 2013 годы (далее - программа) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для │статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; │
│разработки │Постановление Правительства Красноярского края от │
│программы │03.12.2008 N 211-п "Об утверждении Порядка принятия │
│ │решений о разработке, формирования и реализации │
│ │долгосрочных целевых программ, Порядка проведения и │
│ │критериев оценки эффективности реализации долгосрочных │
│ │целевых программ" │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │министерство образования и науки Красноярского края │
│заказчик │ │
│программы │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители │министерство образования и науки Красноярского края; │
│мероприятий │министерство спорта, туризма и молодежной политики │
│программы │Красноярского края; │
│ │министерство культуры Красноярского края │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик │министерство образования и науки Красноярского края │
│программы │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Главные │министерство образования и науки Красноярского края; │
│распорядители │министерство спорта, туризма и молодежной политики │
│бюджетных │Красноярского края; │
│средств │министерство культуры Красноярского края │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи │создание системы координации работы с одаренными детьми │
│программы │в крае; │
│ │повышение доступности услуг в сфере образования, │
│ │спорта, культуры и искусства, направленных на развитие │
│ │способностей одаренных детей, проживающих на территории │
│ │края; │
│ │материально-техническая поддержка учреждений среднего │
│ │профессионального образования, осуществляющих работу с │
│ │одаренными детьми; │
│ │обеспечение возможности участия одаренных детей в │
│ │конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах за │
│ │пределами края; │
│ │предоставление 200 денежных премий лучшим │
│ │педагогическим работникам краевых государственных и │
│ │муниципальных образовательных учреждений, успешно │
│ │работающим с одаренными детьми, в том числе │
│ │по годам: │
│ │2012 год - 100 денежных премий лучшим педагогическим │
│ │работникам краевых государственных и муниципальных │
│ │образовательных учреждений, успешно работающим с │
│ │одаренными детьми; │
│ │2013 год - 100 денежных премий лучшим педагогическим │
│ │работникам краевых государственных и муниципальных │
│ │образовательных учреждений, успешно работающим с │
│ │одаренными детьми; │
│ │предоставление на конкурсной основе субсидий бюджетам │
│ │10 муниципальных образований края на реализацию │
│ │муниципальных программ, направленных на поддержку │
│ │одаренных детей; │
│ │обеспечение учащихся подвозом к месту проведения │
│ │круглогодичных школ интеллектуального роста, │
│ │художественно-эстетического развития и спортивного │
│ │мастерства, летних профильных смен автобусами, │
│ │соответствующими обязательным требованиям безопасности │
│ │транспортных средств для перевозки детей; │
│ │создание условий для проживания 16 школьников, │
│ │обучающихся в физико-математических классах; │
│ │создание медицинского кабинета, оснащенного стандартным │
│ │комплектом оборудования и обеспечивающего организацию │
│ │медицинского контроля за развитием и состоянием │
│ │здоровья учащихся физико-математических классов, │
│ │проживающих в интернате │
│(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 22.04.2013│
│N 202-п) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Целевые │увеличение числа обучающихся в крае, охваченных │
│индикаторы и │различными формами работы с одаренными детьми, до 80%; │
│показатели │увеличение числа детей, получивших возможность участия в│
│результативности│конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, турнирах за │
│ │пределами края, на 20% │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации│2011 - 2013 годы │
│программы │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и │краевой бюджет: │
│источники │всего по программе на 2011 - 2013 гг. - 259336,6 тыс. │
│финансирования │рублей, в том числе по годам: │
│ │2011 г. - 90160,0 тыс. рублей; │
│ │2012 г. - 87843,7 тыс. рублей; │
│ │2013 г. - 81332,9 тыс. рублей │
│(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 22.04.2013│
│N 202-п) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые │2011 - 2013 годы: │
│конечные │создание 3 краевых и 7 межрайонных ресурсных центров по │
│результаты │работе с одаренными детьми; │
│реализации │участие 4828 детей в форумах, организуемых краевыми │
│программы в │центрами по работе с одаренными детьми, за три года │
│целом и по годам│(2011 г. - 1456 участников, 2012 г. - 1644 участника, │
│реализации │2013 г. - 1728 участников); │
│ │обучение 10780 школьников по дополнительным │
│ │общеобразовательным программам для одаренных детей; │
│ │материально-техническая поддержка 2 учреждений среднего │
│ │профессионального образования, осуществляющих работу с │
│ │одаренными детьми; │
│ │участие не менее 6400 интеллектуально, художественно и │
│ │спортивно одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, │
│ │олимпиадах, турнирах всероссийского и международного │
│ │уровней; │
│ │обучение 100 детей по дополнительным │
│ │общеобразовательным программам углубленного уровня по │
│ │физике и математике; │
│ │проведение курсов повышения квалификации и обучающих │
│ │семинаров для 1510 специалистов по работе с одаренными │
│ │детьми; │
│ │предоставление 200 денежных премий лучшим педагогическим│
│ │работникам краевых государственных и муниципальных │
│ │образовательных учреждений; │
│ │предоставление субсидии бюджетам 10 муниципальных │
│ │образований Красноярского края, успешно реализующим │
│ │муниципальные программы, направленные на поддержку │
│ │одаренных детей; │
│ │приобретение 2 школьных автобусов для организации │
│ │подвоза учащихся к месту проведения круглогодичных школ │
│ │интеллектуального роста, художественно-эстетического │
│ │развития и спортивного мастерства, летних профильных │
│ │смен │
│(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 20.04.2012│
│N 176-п, от 22.04.2013 N 202-п) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Система │контроль за ходом реализации программы осуществляет │
│организации │министерство образования и науки Красноярского края; │
│контроля за │контроль за целевым использованием средств бюджета │
│исполнением │осуществляет служба финансово-экономического контроля │
│программы │Красноярского края │
└════════════════┴════════════════════════════════════════════════════════…
Одаренные дети - это дети, обладающие потенциалом к высоким достижениям и выдающимся результатам в одной или нескольких сферах деятельности.
Проблемы при создании условий для выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей существуют в сфере образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта.
Краевая система образования представлена большим количеством образовательных учреждений, деятельность которых направлена на поддержку талантливых школьников:
краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение "Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одаренными детьми "Школа космонавтики" (далее - Школа космонавтики), в котором обучается 320 обучающихся 9 - 11 классов;
кадетские учебные заведения (7 кадетских школ-интернатов и 1 кадетская школа) и Мариинские женские гимназии-интернаты (2 гимназии), в которых обучается 2760 кадет и гимназисток;
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей "Заочная естественно-научная школа при Сибирском федеральном университете" (далее - Заочная естественно-научная школа при СФУ);
35 гимназий (25702 школьника) и 19 лицеев (16816 школьников);
26 общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов (5695 школьников) и 14 общеобразовательных учреждений с классами углубленного изучения отдельных предметов (около 4000 школьников);
186 учреждений дополнительного образования детей (162000 детей).
Интеллектуально одаренных детей объединяет краевое научное общество учащихся, подразделения которого действуют на базе образовательных учреждений края. Участниками научных объединений являются более 18000 школьников из 47 муниципальных образований края.
Министерством образования и науки Красноярского края ежегодно утверждается краевой комплексный календарь массовых мероприятий со школьниками. В него включены мероприятия интеллектуальной, художественно-творческой, научно-технической, физкультурно-спортивной направленности.
Обучающиеся в крае показывают высокие результаты во всероссийских конкурсах, турнирах и олимпиадах на региональном уровне, получают приглашения на финальные этапы соответствующих мероприятий, однако не все имеют финансовую возможность выехать за пределы края.
Вся деятельность с одаренными детьми в сфере образования в крае разрознена, организационно не выстроена, осуществляется параллельно различными субъектами. Отсутствуют учреждения, выполняющие координационную и аналитическую функции. Планирование деятельности по выявлению и сопровождению одаренных детей осуществляется без опоры на анализ статистической информации о достижениях школьников по причине ее отсутствия.
Большое количество школьников в крае на сегодняшний день не имеет доступа к качественным образовательным услугам для одаренных детей, так как сельские территории недостаточно обеспечены кадровыми и техническими ресурсами.
Профессиональную деятельность по отношению к одаренным школьникам в большинстве случаев осуществляют педагоги и психологи, не получившие специальной подготовки в период получения педагогического образования, а также в рамках повышения квалификации. Сегодня эта подготовка не обеспечена ни содержательно, ни организационно.
Из вышесказанного можно сделать вывод об отсутствии эффективной системы управления работой с одаренными детьми в крае.
Сфера культуры и искусства в крае представлена сетью образовательных учреждений:
123 муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей: детскими музыкальными школами, детскими школами искусств, детскими художественными школами и детской хореографической школой с общим контингентом обучающихся 29330 человек;
6 краевыми государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
Кроме этого, на территории края осуществляют свою деятельность 2 учреждения высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
Ежегодно талантливые обучающиеся и студенты образовательных учреждений становятся победителями престижных конкурсов различного уровня.
Тем не менее, в крае остро стоит проблема обеспечения учреждений культуры работниками творческих профессий, что подтверждается статистическими данными: