Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 24.11.2014 N 464-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» (далее - постановление) следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области»:
1. Раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» изложить в следующей редакции:
«I. Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области»
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
Значительная часть лесов области относится к защитным лесам, выполняющим водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные и иные полезные функции.
На 01.01.2024 в Новосибирской области земли лесного фонда занимают 6 531,1 тыс. га, что составляет 38% всей территории, из них 4 719,5, тыс. га (72,3%) - земли, покрытые лесной растительностью, лесистость - 27,8%.
В структуре площади земель, занятых лесными насаждениями (покрытых лесной растительностью), в Новосибирской области преобладают насаждения, достигшие возраста спелости и перестойные. Общий запас древесины Новосибирской области составляет 579,4 млн куб. м, в том числе хвойной - 128,4 млн куб. м (22,2%), мягколиственной - 450,9 млн куб. м (77,8%). Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составляет 4 733,5 тыс. куб. м.
По состоянию на 01.01.2024 года:
лесистость территории Новосибирской области составила 27,8%. Лесистость характеризует степень облесенности территории и определяется как отношение площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади субъекта Российской Федерации. Новосибирская область традиционно относится к малолесным регионам Российской Федерации (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 26,7%);
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда Новосибирской области составил 51,4 руб./га (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 20,7 руб./га);
доля площадей земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда Новосибирской области составила 28,9% (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 19,4%);
доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров в Новосибирской области составила 99,5% (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 99,7%);
отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины в Новосибирской области составила 18,9% (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 19,6%);
доля лесных пожаров, возникших по вине граждан, в общем количестве лесных пожаров, составила 37,6% (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 56,8%).
Экономический потенциал лесной отрасли региона используется недостаточно эффективно. Новосибирская область не является базой для крупных лесопромышленных производств с точки зрения обеспеченности лесосырьевыми ресурсами. Но развитие лесного хозяйства Новосибирской области играет важную социально-экономическую роль в обеспечении лесосырьевыми ресурсами местного населения и развития сельской инфраструктуры региона.
Основными причинами выбытия лесов на территории Новосибирской области являются последствия пожаров, возникновение очагов вредных организмов и болезней леса, неблагоприятные погодные условия, почвенно-климатические факторы, к которым относится ветровал, вымокание, изменение уровня грунтовых вод, переувлажнение.
Ежегодно леса нуждаются в проведении лесовосстановительных мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов с целью сохранения экологического и лесосырьевого потенциала Новосибирской области.
До настоящего времени остаются нерешенными такие проблемы, как недостаточная актуализация информационных данных о потенциале лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристиках. Давность материалов лесоустройства по некоторым лесничествам Новосибирской области составляет 20 и более лет. Доля земель лесного фонда, имеющих актуальные материалы лесоустройства, в Новосибирской области на 01.01.2024 составила лишь 45,9%.
Имеют место незаконные рубки лесных насаждений, приводящие к существенному сокращению площади хвойных насаждений и ухудшению качественного состава лесов. Для предотвращения нелегальных рубок продолжатся контрольные мероприятия (рейды обследования, проверки), а также проверки исполнения лесного законодательства Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Существующие в лесном хозяйстве Новосибирской области проблемы носят комплексный характер.
Реализация мероприятий государственной программы позволит обеспечить охрану, защиту, рациональное использование и воспроизводство лесных ресурсов на территории Новосибирской области.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере лесного хозяйства определены в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р, Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п.
Государственная программа направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года«Комфортная и безопасная среда для жизни». Одним из факторов по достижению национальной цели развития Российской Федерации «Комфортная и безопасная среда для жизни» в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, является фактор «Сохранение природного потенциала».
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п и Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 N 514-п приоритетным направлением в сфере реализации государственной программы является обеспечение соблюдения сбалансированного потребления природных ресурсов исходя из объективных потребностей будущих поколений и сохранения природы в целом за счет:
повышения эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок;
обеспечения баланса выбытия и восстановления лесов, повышения продуктивности и качества лесов.
Целями государственной программы являются:
повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования лесов и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Новосибирской области;
обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100% к объему вырубленных и погибших лесов.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы «Развитие лесного хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318.
4. Задачи (направления) государственной программы,
способы их эффективного решения
Задача государственной программы: использование, охрана, защита и воспроизводство лесов.
Решение указанной задачи будет осуществляться путем:
своевременного осуществления мер по предупреждению и сокращению потерь лесного хозяйства от пожаров и вредных организмов;
своевременного осуществления ухода за лесами и организации интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала;
обеспечения соблюдений требований законодательства в сфере лесных отношений, а также создания условий для повышения уровня кадрового потенциала, производительности труда;
сохранения лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.».
2. Раздел II. «Обоснование необходимости реализации государственной программы», раздел IV. «Система основных мероприятий государственной программы» признать утратившими силу.
3. Приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области«Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
4. Приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» в 2015-2018 гг.» признать утратившим силу.
5. Приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» с 2019 года» изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
6. Приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
7. Приложение N 4 «Подпрограмма 1 «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области», приложение N 5 «Подпрограмма 2 «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» признать утратившими силу.
8. Признать утратившими силу с 01.06.2024:
приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области»;
приложение N 2.1 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» с 2019 года»;
приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области».
И.о. Губернатора области
В.М. Знатков
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области»
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели | Наименование целевого индикатора | Единица измерения | Значение целевого индикатора, в том числе по годам | Примечание | |||||||||
2014 (факт) | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Государственная программа Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» | |||||||||||||
Цель государственной программы: повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов | |||||||||||||
Задача 1 цели государственной программы: сокращение потерь лесного хозяйства | 1. Доля площади лесов, выбывших | % | 0,047 | 0,159 | 0,157 | - | - | - | - | - | - | - | с 2017 года показатель исключен |
2. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины(1) | % | 19,6 | 21,1 | 21,9 | 22,8 | 23,7 | 21,4 | 22,4 | 22,9 | 23,5 | 24,0 | среднемноголетнее значение за 2014-2018 гг. - 20,1%, | |
3. Лесистость территории Новосибирской области(1) | % | 26,7 | 26,7 | 26,7 | 27,1 | 27,3 | 27,3 | 27,3 | 27,4 | 27,4 | 27,8 | среднемноголетнее значение за 2010-2014 гг. - 26,7%, | |
4. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений(1) | % | - | - | - | - | 110,6 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | индикатор введен с 2019 года (в качестве базового значения приводится фактическое значение 2018 года). Индикатор является показателем регионального проекта «Сохранение лесов» в 2019-2024 годах. | |
Задача 2 цели государственной программы: повышение эффективности управления лесами | 5. Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных | руб. | 20,7 | 22,5 | 23,2 | 28,3 | 39,3 | 45,8 | 45,5 | 52,3 | 53,0 | 58,7 | среднемноголетнее значение за 2010-2014 гг. - 21 руб./га, |
Задача 1 цели государственной программы: сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, повышение их продуктивности и качества на основе их гарантированного воспроизводства и лесоразведения | |||||||||||||
Подпрограмма 1 государственной программы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» | |||||||||||||
Цель подпрограммы 1: сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, повышение их продуктивности и качества на основе их гарантированного воспроизводства и лесоразведения | |||||||||||||
Задача 1 цели подпрограммы 1 государственной программы: повышение эффективности предупреждения и сокращения потерь лесного хозяйства от пожаров и вредных организмов | 6. Площадь лесных пожаров на землях лесного фонда(1) | га | - | - | - | - | - | - | - | - | 4329,1 | 1797,69 | индикатор введен с 2023 года (в качестве базового значения приводится значение 2022 года). |
7. Доля лесных пожаров, возникших по вине граждан, в общем количестве лесных пожаров | % | 56,8 | 56,8 | 56,7 | 39,62 | 39,61 | 37,70 | 32,80 | 29,31 | 20,35 | 20,34 | среднемноголетнее значение за 2010-2014 гг. - 56,8%, | |
8. Доля лесных пожаров, ликвидированных | % | 99,7 | 93,1 | 93,9 | 94,7 | 95,68 | 99,95 | 99,95 | 99,95 | 99,95 | 99,95 | среднемноголетнее значение за 2010-2014 гг. - 88,16%, | |
9. Доля крупных лесных пожаров | % | 0,3 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | - | - | - | - | - | с 2019 года показатель исключен | |
10. Доля площади лесов на землях лесного фонда, | % | 0,41 | 0,41 | 0,41 | 0,41 | 0,2 | - | - | - | - | - | с 2019 года показатель исключен | |
11. Отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов в лесах | % | 56,0 | 5,17 | 36,4 | - | - | - | - | - | - | - | с 2017 года показатель исключен | |
12. Отношение площади лесов, | % | 69,4 | 91,9 | 93,1 | 94,3 | 95,5 | - | - | - | - | - | с 2019 года показатель исключен | |
13. Доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями(1) | % | - | - | - | - | 0,08 | 1,9 | 0,2 | 0,129 | 0,126 | 0,100 | индикатор введен с 2019 года, среднемноголетнее значение за 2014-2018 гг. - 2,3%, | |
Задача 2 цели подпрограммы 1 государственной программы: создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций | 14. Площадь лесов, находящихся | тыс. га | - | 86,047 | - | 173, | 35, | - | 133, | - | - | - | |
15. Доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства(1) | % | - | - | - | - | - | 45,8 | 45,8 | 45,8 | 69,3 | - | индикатор введен | |
16. Площадь отвода | тыс. га | 30,3 | 44,8 | 39,9 | 39,9 | 39,9 | 43,4 | 28,1 | 25,1 | 25,1 | 29,2 | ||
17. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда | % | 19,4 | 19,4 | 30,1 | 30,2 | 29,5 | 29,5 | 29,1 | 28,9 | 28,9 | 29,0 | ||
18. Доля объема заготовки древесины выборочными рубками в общем объеме заготовки древесины | % | 72,2 | 68,8 | 71,1 | 71,3 | 71,35 | 71,4 | 71,5 | 71,6 | 76,81 | 72,61 | среднемноголетнее значение за 2010-2014 гг. - 65,0%, | |
Задача 3 цели подпрограммы 1 государственной программы: повышение качества семян, улучшение селекционных и генетических свойств посадочного материала, восстановление погибших и вырубленных лесов | 19. Доля семян | % | 46,3 | 26,9 | 27,1 | 27,3 | 27,5 | 19,7 | 13,0 | 12,6 | 12,7 | 12,8 | среднемноголетнее значение за 2010-2014 гг. - 26,7%, |
20. Отношение площади искусственного лесовосстановления | % | 73,5 | 36,2 | 37,5 | 38,7 | 40,1 | - | - | - | - | - | с 2018 года показатель исключен и не оценивается | |
21. Доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда | % | 88,6 | 88,6 | 88,6 | - | - | - | - | - | - | - | с 2017 года применяется новая методика расчета | |
22. Доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда | % | - | - | 21,8 | 21,8 | 21,8 | - | - | - | - | - | индикатор введен | |
Задача 2 цели государственной программы: повышение эффективности управления лесами | |||||||||||||
Подпрограмма 2 «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области» | |||||||||||||
Цель подпрограммы 2 государственной программы: повышение эффективности управления лесами | |||||||||||||
Задача 1 цели подпрограммы 2 государственной программы: обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений | 23. Отношение количества случаев | % | 93,4 | 93,9 | 94,6 | 95,3 | 96,0 | - | - | - | - | - | с 2019 года показатель исключен |
24. Отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства | % | 18,7 | 12,0 | 13,0 | 18,2 | 18,3 | - | - | - | - | - | с 2019 года показатель исключен | |
25. Динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года(1) | % | - | - | - | - | 4,7 | 5 | 5,1 | 5,1 | 5,1 | 3,0 | среднемноголетнее значение за 2015-2018 гг. - 4,7%, индикатор введен | |
26. Средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор), | чел. | - | - | - | - | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 1,69 | 1,67 | - | с 2023 года показатель исключен | |
27. Доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся | % | - | - | - | - | 90 | 90 | 100 | 100 | 100 | - | с 2023 года показатель исключен | |
Задача 2 цели подпрограммы 2 государственной программы: создание условий | 28. Доля обучающихся, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию | % | 99 | 99 | 99 | 99 | 99 | 99 | - | - | - | - | с 2020 года показатель исключен |
29. Отношение средней заработной платы преподавателей | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | - | - | - | - | с 2020 года показатель исключен | |
30. Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, | % | 3,5 | 7,9 | 9,9 | 6,2 | 9,9 | 9,9 | 3,3 | 8,3 | 9,4 | 10,0 | ||
31. Прирост производительности труда в лесном секторе Новосибирской области | % | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |