Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 17.11.2021 N 462-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области» следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области»:
1. Раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области» изложить в следующей редакции:
«I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области»
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Министерством труда и социального развития Новосибирской области (далее - Минтруда и соцразвития НСО) обеспечивается формирование системы по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия, по оказанию поддержки детям и семьям с детьми, нуждающимся в социальной помощи. Осуществляется работа по формированию безопасной среды для развития детей на территории Новосибирской области.
Сеть организаций социального обслуживания Новосибирской области, оказывающих услуги семьям с детьми, представлена 16 специализированными учреждениями (отделениями) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, отделениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (помощи семье и детям) в 41 комплексном центре социального обслуживания населения и 3 центрами социальной помощи семье и детям.
В современных экономических условиях квалифицированный и компетентный уровень предоставления социальных услуг несовершеннолетним обеспечивается благодаря реализации мер по развитию рынка социальных услуг для семей с детьми, активизации участия Минтруда и соцразвития НСО, государственных и муниципальных организаций социального обслуживания и общественных (некоммерческих) организаций, оказывающих услуги детям и семьям с детьми, в конкурсных отборах на получение грантовой помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработке и реализации совместных с социально ориентированными некоммерческими организациями и бизнес-сообществом проектов и программ.
Во всех организациях социального обслуживания населения организована работа с детьми-инвалидами, имеющими проблемы со здоровьем. Используется опыт совместного пребывания детей с особыми потребностями и здоровых детей. Осуществляется обучение родителей методам и приемам проведения реабилитации в домашних условиях, обеспечивается их психологическая поддержка. Развиваются стационарозамещающие формы реабилитации. Организовано надомное обслуживание детей с тяжелой патологией. Применяются дистанционные формы сопровождения семей с детьми.
На территории Новосибирской области формируется модель перманентного сопровождения детей на всех возрастных ступенях: от раннего детства до раннего юношества с использованием технологий преемственности по организации социального сопровождения до достижения детьми возраста 18 лет. Данная модель позволяет минимизировать риски помещения детей с психическими заболеваниями в специализированные стационарные учреждения по достижении ими возраста 18 лет. Модель ориентирована на формирование у детей необходимых навыков и умений, повышающих уровень социализации и способствующих созданию условий для самостоятельного или сопровождаемого проживания.
В Новосибирской области осуществляется дифференцированный подход в предоставлении мер государственной поддержки применительно к различным категориям семей в зависимости от количества детей и их возраста, материального положения семьи, состояния здоровья родителей и детей. Актуальной остается система пособий и дополнительных выплат, направленных на улучшение материального положения семей с детьми, в том числе многодетных семей.
Минтруда и соцразвития НСО предоставляются меры социальной поддержки многодетным семьям в виде единовременных выплат, направленных на приобретение одежды для посещения школьных занятий и школьно-письменных принадлежностей для детей, при поступлении ребенка в первый класс и образовательную организацию высшего образования, другие выплаты, позволяющие улучшить материальное положение многодетных семей.
Значимой мерой, направленной на повышение рождаемости третьих и последующих детей в семьях, с 2012 года стала возможность получения многодетными семьями, в которых появился третий или последующий ребенок, сертификата на областной семейный капитал.
На базе подведомственного Минтруда и соцразвития НСО социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних создано отделение социальной реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств, психотропных веществ и страдающих алкогольной зависимостью.
На протяжении последних лет в регионе сохраняется стабильно высокий процент численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, воспитывающихся в замещающих семьях.
Важными предпосылками для передачи детей на воспитание в замещаемые семьи выступают подготовка кандидатов в приемные родители и оказание им своевременной профессиональной помощи и поддержки. Правовая и психолого-педагогическая подготовка позволяет потенциальным родителям лучше понять свои возможности, ресурсы, ожидания, разобраться в возрастных и психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, и, в конечном итоге, осознанно подойти к решению о приеме ребенка в семью.
С целью оказания психолого-педагогической, правовой помощи семьям опекунов или попечителей, приемных родителей во всех районах Новосибирской области осуществляют свою деятельность службы сопровождения замещающих семей.
В Новосибирской области актуальной проблемой остается обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.
В целях защиты прав граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано, предусмотрена мера социальной поддержки в виде компенсации платы за наем жилого помещения, которой они вправе пользоваться до момента обеспечения их жилым помещением.
Укрепление материально-технической базы сферы отдыха и оздоровления детей является одним из важных направлений деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления. Материально-техническая база организаций отдыха детей и их оздоровления требует улучшения как с точки зрения обеспечения безопасности объектов, так и создания адекватных современным требованиям бытовых и санитарно-гигиенических условий, условий для занятий спортом, интересного досуга и развлечения детей. В Новосибирской области функционируют 27 организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих круглогодичное предоставление услуг, 29 сезонных организаций, 12 палаточных лагерей, 5 тематических лагерей и 955 лагерей с дневным пребыванием (на базе образовательных организаций).
При планировании основ развития системы поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения учитывается показатель, характеризующий возрастной состав населения, в том числе средний возраст.
Спрос на социальные услуги среди граждан пожилого возраста будет ежегодно возрастать, в связи с этим возникла необходимость разработки и внедрения в Новосибирской области более эффективных технологий работы с гражданами пожилого возраста с целью увеличения продолжительности жизни, в том числе продолжительности здоровой жизни, и повышения качества жизни людей старше трудоспособного возраста.
Структура помощи гражданам пожилого возраста представлена главным образом организациями здравоохранения и социальной защиты. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста Новосибирской области включает полустационарное обслуживание, надомное обслуживание, стационарное обслуживание.
Услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются 15 государственными и 28 муниципальными учреждениями социального обслуживания.
В качестве приоритетных векторов развития системы долговременного ухода в сфере социального обслуживания Новосибирской области необходимо выделить следующие направления:
развитие инфраструктуры социальных служб;
развитие системы выявления и оценки нуждаемости, проведение паспортизации пожилого населения и его маршрутизации, исходя из имеющейся потребности в получении социальных и медицинских услуг и иной помощи;
совершенствование алгоритмов межведомственного взаимодействия и создание регионального call-центра и территориальных координационных центров;
ранняя диагностика гериатрических синдромов с выявлением старческой астении;
совершенствование деятельности специализированных отделений социального обслуживания на дому и службы сиделок (помощников по уходу);
развитие и организация работы выездных мобильных бригад по медицинской реабилитации, выездных мобильных (междисциплинарных) бригад по оказанию социальной помощи и социальных услуг, в том числе для доставки лиц старше 65 лет в медицинские организации;
развитие пунктов проката технических средств реабилитации на базе учреждений социального обслуживания;
организация обучения лиц, осуществляющих неформальный (семейный) уход за гражданами пожилого возраста (школа ухода, школа милосердия, патронажная служба);
организация приемных семей для граждан пожилого возраста и поддержка семейного ухода;
организация деятельности отделений дневного пребывания с функционалом оказания социальных услуг пожилым и маломобильным гражданам, включая услуги по проведению культурно-досуговых и социально-реабилитационных мероприятий, включение граждан пожилого возраста в социально активную жизнь;
создание комплекса мероприятий по обеспечению постороннего ухода на дому, направленных на реализацию основных жизненных потребностей граждан с ограниченными возможностями и пожилых жителей, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию.
Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006, подтверждая этим всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование правами человека без дискриминации.
Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники Конвенции о правах инвалидов должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские организации и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Одним из основных направлений социальной политики Новосибирской области является создание условий для активного, независимого образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также толерантного отношения в обществе к ним.
В целях дальнейшего решения проблем доступной для инвалидов среды для создания им равных возможностей во всех сферах жизни общества, учитывая, что значительное количество учреждений социальной инфраструктуры оснащено элементами доступности частично, в основном для лиц с ограничениями функций передвижения, сегодня ставится задача оснащения, в том числе дооборудования, объектов с учетом доступности для всех категорий инвалидов.
Оказание социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам и детям-инвалидам (в том числе по реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов) осуществляется на базе 42 стационарных организаций социального обслуживания населения и 41 отделения социальной реабилитации инвалидов при комплексных центрах социального обслуживания населения Новосибирской области.
Для улучшения качества оказания реабилитационных услуг инвалидам необходимо оснащение областных реабилитационных учреждений современным реабилитационным оборудованием.
В Новосибирской области предоставляется услуга «социальное такси», направленная на обеспечение содействия гражданам с инвалидностью, проживающим на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, по транспортировке к социально значимым объектам, расположенным на территории Новосибирской области, (и) или обратно с использованием легкового и специализированного транспорта.
Ежегодно гражданам предоставляются различные выплаты и пособия. Меры социальной поддержки в виде выплат и пособий предоставляются семьям с детьми, замещающим семьям, ветеранам труда, труженикам тыла, инвалидам боевых действий, членам семей погибших участников боевых действий и другим категориям.
Эффективной мерой поддержки по преодолению семейного финансового неблагополучия является реализуемый с 2010 года социальный контракт.
Социально-экономическое развитие Новосибирской области невозможно без развития социальных служб, отвечающих за благополучие его жителей. Необходимость наличия и функционирования развитой системы социальной защиты населения Новосибирской области, оказывающей различные виды социальной помощи и поддержки жителям, очевидна. В современном обществе государство осуществляет функции по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан посредством организации социального обслуживания населения, предоставления в полном объеме установленных социальных гарантий и мер социальной поддержки населения, дополнительной защиты наименее защищенных слоев населения.
Учитывая общественную значимость, в целях решения имеющихся проблем и сохранения позитивных тенденций в сфере социального обслуживания и социальной поддержки граждан в Новосибирской области остается необходимость реализации мероприятий в рамках государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области».
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области» определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», которым определена национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года - сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Указом установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели к 2030 году: повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет и снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
Положениями Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», определены приоритетные направления государственной социальной политики:
укрепление института семьи, повышение престижа материнства и отцовства, обеспечение максимального развития и сохранения семейных ценностей;
проведение демографической политики, направленной на повышение рождаемости, в том числе за счет государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
снижение социально-экономического неравенства в уровне жизни населения Новосибирской области за счет поддержки малоресурсных групп населения, основанной на принципах справедливости и адресности;
обеспечение профилактики и преодоления семейного неблагополучия, сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение эффективности мер социальной поддержки населения;
создание условий для активного, независимого образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также толерантного отношения в обществе к ним;
формирование условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь пожилых людей;
содействие формированию рынка социальных услуг, отвечающего мировым стандартам.
Исходя из целей государственной политики в сфере социальной поддержки сформирована система целей государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области», включающая:
повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости;
повышение доступности социального обслуживания населения и сохранение на уровне 100% до 2030 года;
формирование безбарьерной среды в Новосибирской области посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2 процента к 2030 году.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области» соответствует стратегическим приоритетам, целям и показателям, предусмотренным в государственных программах Российской Федерации:
«Социальная поддержка граждан», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296;
«Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363.
Реализация мероприятий государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области» будет способствовать достижению национальных целей развития в части повышения ожидаемой продолжительности жизни и снижения уровня бедности в два раза по сравнению с показателями 2017 года.
4. Задачи (направления) государственной программы, способы их эффективного решения
Задачами (направлениями) государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области» являются:
обеспечение социально-экономических, организационных условий для реализации мероприятий по социальной поддержке населения;
создание благоприятных условий для улучшения положения детей и семей с детьми;
выполнение обязательств по социальной поддержке граждан, нуждающихся в особой защите государства, в том числе граждан пожилого возраста, инвалидов, малоимущих, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Решение указанных задач достигается в рамках реализации мероприятий государственной программы, направленных на:
1) создание благоприятных условий для оказания государственных и социальных услуг путем строительства и реконструкции объектов в сфере социальной защиты населения Новосибирской области;
2) обеспечение финансовой поддержки семей при рождении детей;
3) обеспечение социальной поддержки семей с детьми, в том числе:
а) внедрение современных форм реабилитации и технологий работы в сфере социального обслуживания и социального сопровождения детей и семей с детьми, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
б) профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, социализацию и реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;
в) предоставление мер по государственной социальной поддержке (выплаты, пособия, компенсации, стипендии и т.п.) отдельным категорий семей с детьми, в том числе многодетных семей, семей с детьми-инвалидами;
4) организацию деятельности по опеке и попечительству, обеспечение сопровождения, прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) оздоровление детей, проживающих в Новосибирской области;