«I. Стратегические приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения»
1. Оценка текущего состояния сферы государственной программы
В 2020-2021 годах рынок труда Новосибирской области реагировал на введение ограничительных мер, обусловленных угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. В 2022-2023 годах рынок труда функционировал в условиях санкционного давления иностранных государств. Основным трендом 2023 года являлось увеличение потребности в кадрах в производственном секторе.
Уровень общей безработицы в Новосибирской области в среднем за 2023 год составил 3,4 процента от численности рабочей силы и в сравнении с 2022 годом (4,7 процента) снизился на 1,3 процентных пункта, в сравнении с 2021 годом (6,1 процента) - на 2,7 процентных пункта.
По данным Федеральной службы государственной статистики, рассчитанным на основе опросов населения в соответствии с методологией Международной организации труда, численность безработных граждан в Новосибирской области за 2023 год составила 47,3тыс. человек и в сравнении с 2022 годом снизилась на 18,1 тыс. человек, в сравнении с 2021 годом -на 40,1 тыс. человек (в 2022 году численность безработных составляла 65,4тыс. человек, в 2021 году -87,4тыс. человек).
Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях занятости населения Новосибирской области (далее - центры занятости), на конец 2023 года составила 7,8 тыс. человек, чтона 41,8% меньше, чем в конце 2022 года, и в 3,2 раза меньше, чем в конце 2021 года (в 2022 году численность зарегистрированных безработных составляла 13,4тыс. человек, в 2021 году -25,3тыс. человек).
Уровень регистрируемой безработицы на конец 2023 года составил 0,6 процента и в сравнении с аналогичным периодом 2022 года (0,9 процента) снизился на 0,3 процентного пункта, в сравнении с аналогичным периодом 2021 года (1,8 процента) - на 1,2 процентных пункта.
Снижение уровня безработицы и численности безработных граждан в Новосибирской области в 2023 году обусловлены последствиями «демографической ямы» 90-х годов, активным развитием производственного сектора экономики, в том числе задачами по выполнению государственного оборонного заказа, требующими дополнительных трудовых ресурсов.
Вместе с тем, ситуация на территориальных рынках труда Новосибирской области значительно дифференцирована из-за неравномерности распределения населения и вакантных рабочих мест и низкой территориальной мобильности рабочей силы, что способствует росту напряженности в отдельных муниципальных районах Новосибирской области.
Новосибирская область продолжает оставаться одним из привлекательных регионов Российской Федерации для переселения соотечественников, проживающих за рубежом. За 2020-2023 годы в Новосибирскую область прибыли для проживания более 10 тысяч соотечественников из 11 стран мира, в том числе в 2023 году - 1873 соотечественника,70% прибывших соотечественников - это трудоспособные граждане.
В условиях роста спроса на рабочую силу существует необходимость создания условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве.
В 2023году, по сведениям Государственной инспекции труда в Новосибирской области, общее количество зарегистрированных несчастных случаев на производстве составило 86, что ниже уровня 2022 года на 18,1% (в 2022 году количество зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом составляло 105 случаев).
Численность пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, по сведениям Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области, в 2023году составила 39 человек, что больше, чем в 2022 году на 62,5% (в 2022 году численность пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве со смертельным исходом составляла 24 человека).
Для обеспечения условий для снижения производственного травматизма со смертельным исходом необходимо продолжать профилактическую работу по предупреждению травматизма, а также работу по дальнейшему внедрению культуры безопасного труда.
В целях сохранения позитивных тенденций и решения имеющихся проблем на рынке труда Новосибирской области остается необходимость в реализации мероприятий по содействию занятости населения.
2. Приоритеты и цели государственной политики
в сфере реализации государственной программы
Стратегические приоритеты и цели государственной политики в Новосибирской области в сфере содействия занятости населения определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п, и Прогнозом социально-экономического развития Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, одобренным распоряжением Правительства Новосибирской области от 23.10.2023 N 731-рп.
Приоритетами государственной политики в сфере содействия занятости в Новосибирской области являются:
обеспечение стабильной ситуации на официальном рынке труда;
создание условий для максимальной реализации трудового потенциала, обеспечения эффективной занятости граждан;
содействие добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
содействие улучшению условий и охраны труда, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
С учетом приоритетов государственной политики в сфере содействия занятости населения целями государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения» (далее - государственная программа) являются:
непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более одного процента;
создание условий для формирования культуры безопасного труда.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы соответствуют приоритету государственной политики Российской Федерации в сфере содействия занятости населения, определенному государственной программой Российской Федерации«Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298 (далее - государственная программа Российской Федерации).
Реализация мероприятий государственной программы направлена на достижение целей государственной программы Российской Федерации «Непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более одного процента» и «Создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности» через достижение к 2030 году целевых показателей:
уровень регистрируемой безработицы -не более одного процента;
количество зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом - не более 91 случая;