Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (с изменениями на 5 декабря 2023 года)

6. Развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности


6.1. Валовой региональный продукт Новосибирской области

Объем ВРП в 2022 году по оценке составил 1797,2 млрд рублей, что составляет 101,4% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. По итогам 2021 года объем валового регионального продукта Новосибирской области составил 1617,0 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 7,8% в сопоставимых ценах.

Важную роль в структуре ВРП и в целом в экономической жизни региона играет промышленный комплекс, удельный вес которого по итогам 2021 года составил 20,8%.

В производственной структуре ВРП на долю сельского, лесного хозяйства приходится 5,7%, строительства - 4,3%.

По видам экономической деятельности «Транспортировка и хранение» и «Деятельность в области информации и связи» формируется 11,0% и 3,9% (соответственно) добавленной стоимости. Деятельность профессиональная, научная и техническая по итогам 2021 года составила 5,4% в ВРП.

Торговля является одним из динамично развивающихся секторов экономики Новосибирской области, на ее долю приходится 16,4% в структуре ВРП. Данная сфера характеризуется наличием крупных розничных сетей и значительного количества оптовых компаний.

Традиционно высокой в структуре ВРП (32,5%) является суммарная доля видов экономической деятельности, связанных со сферой общественных услуг (образование, здравоохранение, операции с недвижимым имуществом, финансовая деятельность и другие виды услуг).

В 2023 году положительный вклад в прирост ВРП вносят рост промышленного, сельскохозяйственного производства, строительных работ, динамичное развитие сферы услуг, постепенное восстановление торговли.

Наличие крупных розничных сетей и оптовых компаний в области, востребованность логистических услуг, расположение области на пересечении важнейших транспортных путей Сибири и страны являются важными условиями и предпосылками для роста инвестиционных вложений в создание и развитие транспортно-логистических комплексов.

Итоги социально-экономического развития области в 2021-2022 годах, принятые в 2022 году Правительством Российской Федерации, Правительством Новосибирской области комплексные пакеты мер для поддержки бизнеса, снижения социальной напряженности, и тенденции начала 2023 года позволяют прогнозировать прирост экономики в 2026 году в сопоставимых ценах к уровню 2023 года по вариантам прогноза: 9,2% (1 вариант), 16,0% (2 вариант), 19,6% (3 вариант).


6.2. Инвестиции

В целях активного привлечения инвестиций на территорию Новосибирской области в прогнозном периоде будут реализованы меры в рамках:

Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

национальных проектов и региональных проектов, разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и национальных задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года»;

государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п «О государственной программе Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области»;

инвестиционной декларации Новосибирской области, утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от 11.04.2022 N 50-р «Об утверждении инвестиционной декларации Новосибирской области»;

инвестиционной карты, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 09.08.2022 N 147 «Об Инвестиционной карте Новосибирской области»;

Концепции парковой политики Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 07.06.2016 N 160-п «Об утверждении Концепции парковой политики Новосибирской области «Об утверждении Концепции парковой политики Новосибирской области»;

Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п «Об утверждении программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года».

В период 2024-2026 годов будет продолжена реализация комплекса мер с учетом потребностей бизнес-сообщества:

по актуализации мер государственной поддержки, в том числе с учетом изменений внешних и внутренних экономических условий, вызывающих необходимость корректировки ключевых параметров инвестиционных проектов;

по применению механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства для содействия реализации инфраструктурных и социальных проектов региона;

по развитию парковых и кластерных проектов Новосибирской области.

В прогнозном периоде наиболее инвестиционно привлекательными секторами в регионе остаются транспортировка и хранение, обрабатывающие производства, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, деятельность по операциям с недвижимым имуществом.

Реализация ряда крупных инфраструктурных проектов, таких как проект развития Новосибирского научного центра (Академгородок 2.0), проект строительства мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска, проект реконструкции международного аэропорта Новосибирск (Толмачево) ведется с привлечением средств федерального бюджета.

Локомотивными проектами развития региона станут:

проекты в рамках национальных проектов, федеральных проектов, а также региональных проектов, реализуемых в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

крупнейшие инфраструктурные и социальные проекты, в том числе на принципах государственно-частного (муниципально-частного) партнерства;