ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 июня 2016 года N 160-п
Об утверждении Концепции парковой политики Новосибирской области
В целях исполнения постановления Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 541-п «Об утверждении Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года», а также в целях повышения эффективности реализации инвестиционных проектов по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков и технопарков на территории Новосибирской области, обеспечивающих рост производства конкурентоспособной продукции и услуг, Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию парковой политики Новосибирской области (далее - Концепция).
2. Определить уполномоченным органом Новосибирской области по вопросам реализации парковой политики Новосибирской области министерство экономического развития Новосибирской области (Молчанова О.В.).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.
Губернатор области
В.Ф. Городецкий
Концепция парковой политики Новосибирской области
I. Общие положения
Индустриальные (промышленные) парки и технопарки обеспечивают высокий уровень развития экономических систем, формируя кооперационные связи между резидентами парков и обеспечивая эффективное использование инфраструктуры парковых проектов всеми его резидентами.
Реализация имеющихся предпосылок создания и развития системы парковых проектов для целей обеспечения экономического роста и инвестиционной привлекательности Новосибирской области требует формирования и активной реализации государственной политики областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.
Парковая политика Новосибирской области должна стать одним из базовых элементов инвестиционной политики Новосибирской области и реиндустриализации экономики региона. Быть нацеленной на максимально эффективное использование имеющегося территориального и инфраструктурного потенциала, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области.
II. Текущий уровень развития парковых проектов в Новосибирской области
и оценка потенциала их развития до 2030 года
На территории Новосибирской области имеется успешный опыт формирования государственных и негосударственных парковых проектов. Имеющийся опыт убедительно демонстрирует наличие необходимых внутренних стимулов по созданию парковых проектов, способных эффективно функционировать и развиваться.
В современных условиях на федеральном уровне сформированы нормативные требования к парковым проектам, соответствие которым дает возможность претендовать как субъектам Российской Федерации, так и управляющим компаниям парков на получение мер государственной поддержки из средств федерального бюджета(1).
_________________________
(1) Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 N 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 N 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году»;
постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков»;
постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 N 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».
Применение управленческих механизмов, направленных на обеспечение соответствия этим требованиям существующих промышленных зон на территории Новосибирской области, на основе создания на их базе парковых проектов типа «браунфилд» способно сформировать на территории Новосибирской области новые точки экономического роста и может рассматриваться в качестве одного из приоритетов его промышленного развития.
Информация о текущем уровне развития парковых проектов в Новосибирской области и оценка потенциала их развития до 2030 года приведена в приложении N 2 к настоящей Концепции.
III. Цели, задачи и принципы реализации парковой политики Новосибирской области
Цель парковой политики Новосибирской области - создание и развитие парковых проектов на территории Новосибирской области, обеспечивающих рост производства конкурентоспособной продукции и услуг.
В рамках реализации поставленной цели основными задачами парковой политики являются:
определение приоритетных направлений для формирования и развития парковых проектов на территории Новосибирской области;
формирование и обеспечение эффективного функционирования системы управления созданием и развитием парковых проектов, включая выявление площадок для реализации парковых проектов, разработка организационных моделей их создания и развития;
формирование и обеспечение эффективного функционирования инфраструктуры, обеспечивающей реализацию парковой политики Новосибирской области;
формирование мер государственной поддержки и стимулирования создания и развития парковых проектов, включая создание и развитие их инфраструктуры;
привлечение инвестиций в создание и развитие парковых проектов на территории Новосибирской области, в том числе инвестиций резидентов парков.
Основные принципы реализации парковой политики Новосибирской области:
единый организационный и методологический подход к организации работы по созданию и развитию парковых проектов с учетом их специфики, реализации парковой политики Новосибирской области;
эффективное межведомственное взаимодействие областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления Новосибирской области, специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Новосибирской области, управляющих компаний парков при реализации парковой политики Новосибирской области;
ориентация на достижение лучших показателей результативности при отборе проектов по созданию и развитию парковых проектов;
равноправие хозяйствующих субъектов и их равный доступ к формам и мерам государственного стимулирования и поддержки в составе парковых проектов, предусмотренных законодательством Новосибирской области;
применение целевого подхода, означающего определение «целевых сегментов» парковых проектов с точки зрения регулирования, стимулирования и поддержки их создания и развития;
непрерывность и единообразие мониторинга развития парковых проектов.
IV. Приоритетные направления создания и развития парковых проектов в Новосибирской области до 2030 года
1. Взаимосвязь парковой и кластерной политик
В соответствии с разделом 4 Концепции кластерной политики Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.04.2012 N 187-п, необходима реализация комплекса мер по созданию благоприятных инфраструктурных условий развития кластеров:
создание, развитие и использование существующих промышленных парков и технопарков, центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации знаний и трансфера технологий как инфраструктуры для развития кластеров;
создание и модернизация инженерной и транспортной, энергетической инфраструктуры, активизация жилищного строительства с учетом задач развития кластеров.
Данные меры реализуются при создании и развитии парковых проектов Новосибирской области. С одной стороны, парковые проекты могут являться инфраструктурной платформой для создания кластеров; формирование инфраструктурного центра кластера становится естественным поводом для появления парковых проектов. С другой стороны, кластерный подход является эффективным инструментом организации размещения инвестиционных проектов на территории мультиотраслевого паркового проекта, например, Промышленно-логистический парк Новосибирской области (далее - ПЛП) или формирования паркового проекта вокруг якорного резидента, например, Научно-технологический парк в сфере биотехнологий в рабочем поселке Кольцово (далее - Биотехнопарк).
Установление кооперационных связей резидентов парков будет способствовать формированию и развитию кластеров на территории Новосибирской области.
В настоящее время в Новосибирской области создаются и развиваются парковые проекты разной специализации, в том числе мультиотраслевые. При этом большинство государственных парковых проектов стали катализатором формирования на своих территориях инновационных кластеров. Например, Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области базируется в Технопарке Новосибирского Академгородка и Биотехнопарке, а Медико-технологический кластер Новосибирской области в Инновационном медико-технологическом центре (далее - Медтехнопарк).
Имеющийся рост инициатив по созданию и институциональному оформлению кластеров в Новосибирской области формирует спрос на парковые проекты со всей необходимой инновационной и инженерной инфраструктурой, например:
промышленный медицинский кластер;
металлурго-машиностроительный кластер аддитивных цифровых технологий и производств;
медико-биологический кластер на базе Федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
строительно-промышленный кластер Новосибирской агломерации;
приборостроительный кластер.
Парковые проекты и кластеры как центры экономической активности и производства промышленной и инновационной продукции являются важнейшими инструментами реализации политики реиндустриализации экономики Новосибирской области.
2. Отраслевая специализация и территориальное размещение
При организации территориального размещения парковых проектов целесообразно учитывать следующие предпосылки:
Исторически формирование селитебных зон на территории Новосибирской области, в частности в городе Новосибирске и Новосибирской агломерации, было связано с развитием Новосибирской области как крупного промышленного центра, когда вокруг промышленных предприятий формировались крупные зоны жилой застройки. Крупные промышленные площадки предопределяли территориальное размещение селитебных зон, являясь местом приложения труда для их жителей. Потеря рабочих мест на этих промышленных площадках может рассматриваться как одна из причин возрастания маятниковой миграции населения. Механизм развития существующих промышленных площадок посредством создания на их территории индустриальных (промышленных) парков позволит сохранить имеющиеся и создать новые места приложения труда для жителей близлежащих жилых зон и снизить потоки маятниковой миграции.
В последние годы развитие Новосибирской агломерации сопровождается развитием жилищного строительства, планирование которого осуществлялось без должного учета необходимости создания адекватных мест приложения труда, что также является одной из существенных причин развития маятниковой миграции. Создавая новые селитебные зоны, необходимо создавать и места приложения труда для жителей этих зон. Указанные места могут быть успешно локализованы на территории парковых проектов, ориентированных, в том числе, на размещение субъектов малого и среднего предпринимательства, инвестиционных проектов, не требующих значительных капитальных вложений в сфере материального производства, предоставления бытовых услуг и прочих подобных видов деятельности. Создавая такие парковые проекты как места для приложения труда, Новосибирская область создает необходимый экономический вытягивающий каркас Новосибирской агломерации, экономическую мотивацию расширения границ города. Формирование на территории агломерации новых селитебных зон, обеспеченных местами приложения труда для их жителей, способно снижать маятниковую миграцию, предотвращать рост интенсивности поездок от мест жительства до места работы. Поэтому проекты формирования новых селитебных зон должны предусматривать создание там парковых проектов и необходимых для этого условий.
Являясь эффективным инструментом содействия интенсивному развитию как отдельных отраслей, так и отдельных видов экономической деятельности, а также привлечения в них инвестиций, парковые проекты являются действенным механизмом поддержки усиления специализации региона. Наибольший эффект для региона от парковых проектов может быть достигнут в том случае, если парки будут создаваться как инфраструктурная основа для развития кластеров, ориентированных на реализацию отраслей специализации региона, и комплексного развития территории исходя из имеющихся для этого предпосылок.
В соответствии с Инвестиционной стратегией Новосибирской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 541-п (далее - Инвестиционная стратегия Новосибирской области до 2030), Правительством Новосибирской области определены ключевые направления технологического развития, заделы которых достаточно широко представлены в регионе и являются сферами специализации создаваемых и развивающихся кластеров. К таким направлениям относятся:
биотехнологии;
медицина и здравоохранение;
информационно-коммуникационные технологии;
новые материалы и нанотехнологии;
транспортные системы.
Также к таким направлениям можно отнести приборостроение и машиностроение.
Вновь создаваемые парковые проекты могут успешно содействовать формированию технологических ядер кластеров, где реализуются предпосылки выстраивания длинных цепочек создания добавленной стоимости.
Создание новых и развитие существующих парковых проектов должно осуществляться с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и схемы территориального планирования Новосибирской области.
При определении отраслевой специализации и территориального размещения необходимо учитывать такой критерий как наличие и число звеньев цепочки стоимости, формируемых на территории Новосибирской области, например, при прочих равных условиях приоритет отдается тем парковым проектам, где максимально представлены «звенья цепочки» из Новосибирской области.
V. Механизмы реализации парковой политики Новосибирской области
1. Комплекс мер государственной поддержки и стимулирования создания
и развития парковых проектов в Новосибирской области
Для целей создания и развития парковых проектов на территории Новосибирской области применялись различные меры государственной поддержки, однако, в соответствии с настоящей Концепцией целесообразны расширение мер государственной поддержки и реализация новых мероприятий программ Новосибирской области:
компенсация управляющим компаниям парков части понесенных расходов на создание парковых проектов, в том числе на создание объектов инфраструктуры парковых проектов;
содействие в формировании необходимых документов и организационных решений при создании парковых проектов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Новосибирской области;
формирование механизмов обеспечения управляющих компаний парков на территории формируемых селитебных зон инфраструктурными и земельными ресурсами, необходимыми для создания парковых проектов, при условии формирования устанавливаемых для этих проектов финансово-экономических показателей, включая показатели занятости;
установление в соответствии с законодательством возможности передачи земельных участков, находящихся в собственности Новосибирской области, управляющим компаниям парков в особом порядке, с целью создания на их территории парковых проектов;
нефинансовые меры государственной поддержки, в том числе осуществление организационной, консультационной, маркетинговой поддержки парковых проектов, реализация принципа «одного окна» при осуществлении процедур, связанных с созданием парковых проектов.
При этом целесообразно разделять отдельные направления данных мероприятий на:
меры поддержки и стимулирования управляющих компаний парков, направленные на реализацию проектов по созданию и развитию инфраструктуры парковых проектов, т.е. на создание условий для резидентов парков и оказание им услуг;
меры поддержки резидентов парков, направленные на стимулирование инвесторов на вхождение на территорию парковых проектов и создание благоприятных условий для скорейшей реализации инвестиционных проектов резидентов парков.
Меры поддержки и стимулирования резидентов парков целесообразно осуществлять в соответствии с действующими в Новосибирской области системами предоставления мер государственной поддержки инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности. Целесообразно наделить управляющие компании парков правом ходатайствовать перед областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, уполномоченными на предоставление соответствующих мер государственной поддержки, на предмет предоставления таких мер конкретным резидентам парка.
Настоящей Концепцией предусматривается следующая классификация мер поддержки и стимулирования управляющих компаний парков:
в зависимости от видов парковых проектов - парковые проекты типа «гринфилд», парковые проекты типа «браунфилд;
в зависимости от собственника управляющей компании парком - частные или государственные парковые проекты.
Необходимо обеспечивать равные права и возможности всех хозяйствующих субъектов при получении государственной поддержки в составе паркового проекта в соответствии с условиями ее предоставления.
При рассмотрении заявок управляющих компаний парков на получение государственной поддержки областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области должны руководствоваться законодательством Российской Федерации и Новосибирской области и национальными стандартами Российской Федерации.
2. Формирование инженерной и технологической инфраструктуры парковых
проектов в Новосибирской области