ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 апреля 2016 года N 89-п
Об утверждении программы реиндустриализации экономики
Новосибирской области до 2025 года
В целях ускорения развития экономики Новосибирской области путем формирования новых высокотехнологичных отраслей, восстановления и модернизации на базе принципиально новых технологий действующих производств, позволяющих существенно увеличить выпуск продукции, услуг и производительность труда в Новосибирской области, Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую программу реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года (далее - Программа).
2. Заместителю Губернатора Новосибирской области Соболеву А.К.:
1) в срок до 15.04.2016 организовать разработку плана мероприятий по реализации Программы на 2016-2018 годы;
2) в срок до 30.06.2016 организовать подготовку презентации Программы для представления на рассмотрение заседания Правительства Российской Федерации.
3. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области:
1) обеспечить своевременное представление информации, необходимой для формирования плана мероприятий по реализации Программы;
2) организовать работу по внесению изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие порядки предоставления мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета Новосибирской области, с целью установления приоритетности оказания мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета Новосибирской области проектам в рамках Программы;
3) предусмотреть при внесении изменений в государственные программы Новосибирской области финансовые обязательства по оказанию мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета Новосибирской области проектам в рамках Программы;
4) обеспечить привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы на реализацию проектов в рамках Программы.
4. Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Нелюбов С.А.) в срок до 15.04.2016 организовать проведение независимой экспертизы инновационных проектов в рамках Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Соболева А.К.
Губернатор области
В.Ф. Городецкий
ПРОГРАММА
РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
В настоящее время Российская Федерация стоит перед сложной проблемой преодоления последствий процессов деиндустриализации(1) ее экономического потенциала, которая возникла в период экономических и политических преобразований 90-х годов.
_________________________
(1) деиндустриализация - процесс социальных и экономических изменений, вызванных снижением или полным прекращением индустриальных активностей в регионе или стране, особенно в тяжелой промышленности и в индустриальном производстве.
Негативные эффекты деиндустриализации заключались не столько в разрушении отдельных предприятий, но в разрушении народно-хозяйственного комплекса как некоего исторически сложившегося целого, ориентированного на процесс расширенного воспроизводства в национальном масштабе. В результате в рейтинге глобальной конкурентоспособности в 2015-2016 годах Российская Федерация занимает 45 место (в выборке из 140 стран), в Глобальном инновационном рейтинге 2015 года - 48 место из 141 страны. «Выпадение» из этого комплекса крупных производственных сегментов (машиностроение, электронная, легкая промышленность) компенсировалось значительным ростом импорта этой продукции. Поэтому проводимая в настоящее время политика импортозамещения - это не только способ преодоления текущего кризиса, но и важнейшее направление реиндустриализации экономики Российской Федерации, которая в условиях макроэкономической нестабильности столкнулась с необходимостью воссоздания обрабатывающей промышленности и выводом ее на мировой уровень.
Очень важным является мобилизация региональных точек роста реиндустриализационных процессов. Новосибирская область может выступить в качестве одного из приоритетных российских пилотных регионов реиндустриализации, реализовав для этого специальную управленческую программу.
Структура программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года (далее - Программа) предопределена комплексом организационных мер, инициированных Губернатором Новосибирской области и Правительством Новосибирской области. Были созданы Совет по вопросам реиндустриализации экономики Новосибирской области (утвержден постановлением Губернатора Новосибирской области от 24.10.2014 N 162, далее - Совет по вопросам реиндустриализации экономики Новосибирской области), являющийся совещательным органом для выработки предложений и рекомендаций по проведению согласованной политики в этой области, и одиннадцать рабочих групп по конкретным направлениям реиндустриализации, в состав которых были включены представители ведущих предприятий и научных институтов. Потенциал этих рабочих групп использовался при обосновании приоритетных инвестиционных проектов по конкретным направлениям развития экономики Новосибирской области.
Первая стадия разработки Программы - создание ее Концепции (февраль 2015 года). Вторая стадия - разработка концепт-проекта Программы (май 2015 года), презентация которого прошла на III Международном форуме технологического развития «Технопром-2015» (4-5 июня 2015 года). Третья стадия - разработка самой Программы, которая осуществлена в три этапа:
сентябрь 2015 года - обоснование и представление потенциала реиндустриализации экономики Новосибирской области;
ноябрь 2015 года - обоснование и представление основных проектов реиндустриализации;
декабрь 2015 года - обоснование управленческих политик реиндустриализации. На очередном IV Международном форуме технологического развития «Технопром-2016» будет рассмотрен не только окончательный вариант Программы, но и первые результаты ее важнейших проектов.
1. Предпосылки и потенциал реиндустриализации экономики Новосибирской области
Новосибирская область является интересным модельным регионом - субъектом Российской Федерации, который осуществил собственную модель экономического развития, основанную на реализации основных конкурентных преимуществ, на эффективных управленческих решениях и технологиях и на воплощении в жизнь принципа «опоры на собственные силы». За несколько десятилетий Новосибирская область трижды сменила свой имидж, роль и значимость в экономической системе страны: от одного из наиболее развитых регионов Российской Федерации в 60-80-е годы прошлого века со специализацией на развитии машиностроения к позиционированию как «нового депрессивного региона», начиная с конца 1980-х годов до окончания 1990-х, и, наконец, вхождение в группу наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации с диверсифицированной структурой экономики и с ориентацией на инновационный путь развития (рисунок 1).
Рисунок 1. Генезис развития Новосибирской области: «три имиджа»
В конце 1980-х годов по комплексной оценке экономического потенциала Новосибирская область была в первой десятке регионов РСФСР и имела имидж региона с прогрессивной структурой хозяйства, с сильным научно-образовательным потенциалом и с интенсивным сельским хозяйством. В период рыночных реформ высокий потенциал Новосибирской области оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. Особенно пострадали базовые для Новосибирской области отрасли машиностроения, в существенной степени ориентированные на военно-промышленный комплекс и составляющие основу высокотехнологичного производства, - приборостроение, электронная промышленность, в том числе микроэлектроника. В результате в середине 1990-х годов Новосибирская область вошла в категорию депрессивных территорий.
Благодаря совместным усилиям органов государственной власти Новосибирской области и бизнес-сообщества в новом тысячелетии Новосибирская область в своем экономическом и социальном развитии добилась серьезных успехов. Удалось достигнуть высоких темпов роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, в сфере финансовых услуг. Увеличивались инвестиции в реальный сектор экономики. Возросли реальные доходы населения. Улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы Новосибирской области. Начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. С начала нового тысячелетия темпы роста валового регионального продукта (далее - ВРП) Новосибирской области в среднем на треть превышал среднероссийский, улучшились его позиции в Сибирском федеральном округе.
Заметно усилилась действенность инновационной политики. Стабилизировалась положительная динамика качества жизни населения, приближаясь к средним значениям по Российской Федерации. По темпам строительства Новосибирская область стоит в одном ряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Республикой Татарстан.
Даже в кризисных условиях развития экономики Российской Федерации, которые начали проявляться с 2014 года, общеэкономические показатели развития Новосибирской области были лучше среднероссийских. По итогам 2014 года индекс физического объема валового регионального продукта Новосибирской области составил 101,5% (по Российской Федерации валовой внутренний продукт (далее - ВВП) - 100,6%), в 2014 году среднегодовой индекс потребительских цен в регионе был ниже, чем по Российской Федерации в целом и составил 106,8% (по Российской Федерации - 107,8%). В январе-июне 2015 года в Новосибирской области индекс промышленного производства сложился на уровне 100,3% к соответствующему периоду 2014 года (среднероссийский показатель - 97,3%).
Итоговые характеристики развития Новосибирской области в последние 10_15 лет достаточно впечатляющие:
Новосибирская область стала одним из российских лидеров по темпам роста валового регионального продукта и привлечения инвестиций; в последние годы Новосибирская область устойчиво позиционируется в тройке ведущих инновационных регионов Российской Федерации;
в 2012 году Новосибирская область вышла на первое место в российском рейтинге регионов по общей конкурентоспособности;
город Новосибирск в 2008 году победил во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России», в 2012 году занял первое место в рейтинге «ТОП-15 альтернативных столиц России», составляемом агентством «РБК. Рейтинг»;
в рейтинге Некоммерческого партнерства «Центр развития государственно-частного партнерства» в 2015 году Новосибирская область стала четвертой в России по развитию государственно-частного партнерства.
Однако структурная основа этого экономического роста весьма неоднозначна: произошло качественное изменение специализации Новосибирской области - из мощного промышленного центра Российской Федерации она превратилась в субъект, обслуживающий сферу обращения и финансы, межрегиональную торговлю, усилились позиции Новосибирской области как крупного транспортного центра. В результате в структуре валового регионального продукта Новосибирской области значительно выросла доля услуг (см. рисунок 2). За последнее десятилетие в Новосибирской области выросли доли всех видов торговли, строительства и государственного управления. Оптовая и розничная торговля в совокупности с операциями с недвижимостью обеспечивают более трети ВРП Новосибирской области. Это показатель на уровне Российской Федерации в целом. Новосибирская область идет по нему вслед за Москвой и Санкт-Петербургом. Доля промышленности составляет менее 20 процентов, что ниже общероссийского уровня, в основном за счет низкого удельного веса отрасли «добыча полезных ископаемых». Недостаточно высокая экономическая эффективность сферы услуг и ее высокая трудоемкость привели к тому, что хотя по абсолютному показателю ВРП Новосибирская область занимала в 2013 году 17 место среди субъектов Российской Федерации, но если считать ВРП на душу населения, Новосибирская область находится лишь на 27 месте (1).
_________________________
(1) в 2013 году ВРП Новосибирской области достиг 821 млрд. рублей (в основных ценах).
Оценивая эти процессы, следует учитывать определенный недостаток системы статистического учета, который связан с тем, что в ней напрямую не фиксируется продукция инновационных сегментов экономики. Так, в состав агрегата «Операции с недвижимостью» включается, например, продукция сектора информационных технологий. В последние 10-15 лет увеличение доли агрегата «Операции с недвижимостью» в структуре ВРП Новосибирской области в существенной степени определялось ростом инновационных продуктов IT_кластера Новосибирской области.
Рисунок 2. Структура валового регионального продукта Новосибирской области, %
Необходимо подчеркнуть, что динамика и качество роста производства в Новосибирской области последние 10-15 лет не являлись результатом спонтанных процессов (как можно было бы охарактеризовать неконтролируемое падение производства в 90-х годах). Это был результат целенаправленной политики, которая фактически реализовывала приоритетный сценарий развития Новосибирской области на рубеже веков с учетом ее конкурентных преимуществ, обоснованная в рамках разработки Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска в начале нового тысячелетия и далее в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, разработанной в 2006-2007 годах. Ориентация на развитие сферы услуг (в том числе высокотехнологичных) позволила смягчить негативные социальные последствия экономических и политических реформ 1990-х годов, избежать социального взрыва, сформировать новые рабочие места для тех жителей Новосибирской области, которые поневоле были высвобождены из реального сектора экономики. Самое главное, это позволило создать необходимую финансовую и бюджетную основу для реализации новой экономической политики - политики реиндустриализации.
В Новосибирской области к настоящему времени сформировались не только предпосылки, но и сильный потенциал реиндустриализации. Его элементами являются:
достаточно диверсифицированная промышленность, сильно пострадавшая в 1990-е годы, но в целом сохранившая свой потенциал в ряде сегментов машиностроения, и усилившая его в пищевой промышленности, энергетике, промышленности строительных материалов и даже в добывающей промышленности;
одна из самых сильных в России концентрация институтов Российской академии наук и мощный научно-образовательный потенциал. СО РАН до сих пор является «флагманом» российской науки, как в сфере фундаментальных, так и прикладных исследований. В составе Новосибирского научного центра СО РАН - более сорока институтов, ряд которых являются бесспорными лидерами российской, а по некоторым направлениям (ядерная физика, катализ, генетика, и др.) - мировой науки. В «портфеле» СО РАН - сотни научно-исследовательских разработок, которые могут и должны найти применение как в экономике Российской Федерации, так и в экономике Новосибирской области особенно;
в Новосибирской области сформирован достаточно сильный арсенал новых институтов развития и объектов инновационной инфраструктуры: сформирована законодательная база, действуют четыре технопарка, промышленно-логистический парк (ПЛП), работают бизнес-инкубаторы, различные научно-производственные, инновационные, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования и прототипирования. «Академпарк» Новосибирского Академгородка - один из лучших в России технопарков, в котором успешно работают более 300 резидентов. По концентрации и «мощности» промышленных парков Новосибирская область занимает лидирующее положение в восточной части Российской Федерации;
на территории Новосибирской области сформирована действенная система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 год» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 07.11.2014 N 422-рп) с 2009 по 2014 год направлено 1,2 млрд. рублей из областного бюджета Новосибирской области и 2,5 млрд. рублей из федерального бюджета на субсидирование затрат предприятий, создание инфраструктуры поддержки предпринимательства (гарантийный фонд и фонд микрофинансирования, фонд развития венчурных инвестиций, бизнес-инкубатор в наукограде Кольцово, Технопарк в Новосибирском Академгородке, оснащение оборудованием медицинского технопарка, строительство двух бизнес-инкубаторов в Новосибирске).
Рисунок 3. Региональная «линейка» реиндустриализации
Таким образом, в Новосибирской области создана целостная «линейка» субъектов наукоемкого промышленного производства, необходимых для реиндустриализации: это диверсифицированная промышленность, предприятия оборонно-промышленного комплекса, технопарки, индустриальные парки, инновационные поселения и другие. Именно целостный вектор («линейка») реиндустриализации являются сильным стратегическим конкурентным преимуществом Новосибирской области (см. рисунок 3). По концентрации составляющих этого вектора Новосибирская область является одним из российских лидеров, потенциал реиндустриализации исключительно высок, но он требует неординарных управленческих решений, новых стратегических инициатив и эффективных инвестиционных проектов.
Несмотря на наличие такого сильного потенциала реиндустриализации, в Новосибирской области сформировались и барьеры для ее реализации, проявляющиеся в серьезных системных проблемах:
физическое устаревание парка технологического оборудования (в обрабатывающих производствах степень износа основных фондов составляет более 42%; на большинстве предприятий оборонно-промышленного комплекса Новосибирской области средний возраст основного технологического оборудования составляет более 25 лет);
технологическое отставание промышленных предприятий (например, технологии большинства машиностроительных предприятий Новосибирской области относятся к четвертому укладу);
недостаток у предприятий собственных финансовых ресурсов, в том числе и оборотных средств, средств на финансирование научно-исследовательский и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) (в обрабатывающих производствах рентабельность за последние годы снизилась и составляла в 2013 году лишь 6,9%);
высокая стоимость заемных финансовых ресурсов для развития и модернизации производств, освоения новой продукции;
низкий уровень внедрения новых «прорывных» разработок, технологий и низкая восприимчивость реального сектора экономики к внедрению инноваций. Так, уровень инновационной активности организаций Новосибирской области в 2013 году составил 9,9% при 14,6% в Томской области, 21,0% в республике Татарстан, 18,3% в городе Москве;
недостаточно эффективный механизм взаимодействия между наукой и бизнесом, что затрудняет разработку и внедрение новых конкурентоспособных технологий в производство;
дефицит высококвалифицированных кадров, способных реализовать потенциал реиндустриализации Новосибирской области.
Исследования, проведенные Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН, показали, что в Новосибирской области наблюдается более контрастная картина проявления отдельных факторов, препятствующих инновациям, по сравнению с Российской Федерацией. Причем ряд ресурсных и институциональных препятствий в динамике начинают затрагивать все большее количество организаций Новосибирской области. Наибольшие барьеры запуска инноваций, как и в Российской Федерации в целом, связаны с общими экономическими проблемами, а именно с финансовыми источниками для осуществления инноваций, на что указывает рост числа организаций, испытывающих эти проблемы. Кроме того нарастает и экономический риск, который вызывается низким спросом на инновации и высокой стоимостью нововведений. Среди внутренних факторов в Новосибирской области намечается более острая, чем в Российской Федерации, проблема привлечения квалифицированных кадров, для факторов институциональной среды - неразвитость законодательной базы.
Реализации политики реиндустриализации препятствуют те же факторы, которые сдерживают инновационное развитие.
В Новосибирской области создана довольно развитая инфраструктура поддержки инновационной деятельности, но многие проблемы сохраняются. Среди них:
проблема коммуникаций и взаимодействий разработчиков инноваций, инновационных компаний и потенциальных потребителей. Она тесно связана с проблемой формирования спроса на инновации;
проблема продвижения инноваций на глобальном уровне;
проблема аренды/приобретения производственных площадей для развития бизнеса;
сложность получения финансовой поддержки со стороны федеральных и областных органов государственной власти;