В 2021 году прирост экономики Новосибирской области составил 5,8% к уровню 2020 года c объемом валового регионального продукта Новосибирской области 1550,4 млрд рублей (оценка).
По итогам 2020 года с учетом сложившейся ситуации в экономике и социальной сфере отмечено замедление социально-экономического развития региона (относительно уровня 2019 года). Объем ВРП в 2020 году составил 1356,9 млрд рублей, что ниже уровня 2019 года на 1,4% в сопоставимых ценах. Важную роль в структуре ВРП и в целом в экономической жизни региона играет промышленный комплекс, удельный вес которого по итогам 2020 года составил 19,1%.
В производственной структуре ВРП на долю сельского, лесного хозяйства приходится 4,5%, строительства - 5%.
По видам экономической деятельности «Транспортировка и хранение» и «Деятельность в области информации и связи» формируется 12,8% и 4,1% (соответственно) добавленной стоимости. Деятельность профессиональная, научная и техническая по итогам 2020 года составила 5,6% в ВРП.
Торговля является одним из динамично развивающихся секторов экономики Новосибирской области, на ее долю приходится 15,8% в структуре ВРП. Данная сфера характеризуется наличием крупных розничных сетей и значительного количества оптовых компаний.
Традиционно высокой в структуре ВРП (33,1%) является суммарная доля видов экономической деятельности, связанных со сферой общественных услуг (образование, здравоохранение, операции с недвижимым имуществом, финансовая деятельность и другие виды услуг).
С учетом изменившихся в 2022 году внешних и внутренних условий развития российской экономики (санкционное давление со стороны «недружественных стран», значительное ограничение по внешнеэкономической деятельности) ожидается замедление экономического развития Новосибирской области. С 2023 года прогнозируется умеренный рост физического объема ВРП области.
Принятые в 2022 году Правительством Российской Федерации, Правительством Новосибирской области комплексные пакеты мер для поддержки бизнеса, снижения социальной напряженности будут способствовать стабилизации социально-экономической ситуации в Новосибирской области.
В период 2023-2025 годов прогнозируется увеличение объемов производства в промышленности, сельском хозяйстве, восстановление и оживление розничной и оптовой торговли, сферы предоставления услуг, что будет вносить вклад в рост экономики Новосибирской области.
Наличие крупных розничных сетей и оптовых компаний в области, востребованность логистических услуг, расположение области на пересечении важнейших транспортных путей Сибири и страны являются важными условиями и предпосылками для роста инвестиционных вложений в создание и развитие транспортно-логистических комплексов.
С учетом приведенных выше факторов влияния на экономику Новосибирской области в 2025 году прирост ВРП Новосибирской области в сопоставимых ценах к уровню 2022 года по вариантам прогноза составит 6,1% (1 вариант), 9,7% (2 вариант), 10,8% (3 вариант).
6.2. Инвестиции
В целях активного привлечения инвестиций на территорию Новосибирской области в прогнозном периоде будут реализованы меры в рамках:
национальных проектов и региональных проектов, разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и национальных задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года»;
государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п «О государственной программе Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области»;
инвестиционной декларации Новосибирской области, утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от 11.04.2022 N 50-р «Об утверждении инвестиционной декларации Новосибирской области»;
Концепции парковой политики Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 07.06.2016 N 160-п «Об утверждении Концепции парковой политики Новосибирской области «Об утверждении Концепции парковой политики Новосибирской области»;
Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п «Об утверждении программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года».
В период 2023-2025 годов будет продолжена реализация комплекса мер с учетом потребностей бизнес-сообщества:
по актуализации мер государственной поддержки, в том числе с учетом изменений внешних и внутренних экономических условий, вызывающих необходимость корректировки ключевых параметров инвестиционных проектов;
по применению механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства для содействия реализации инфраструктурных и социальных проектов региона;
по развитию парковых и кластерных проектов Новосибирской области.
В период 2023-2025 годов наиболее инвестиционно привлекательными секторами в регионе останутся обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи, деятельность по операциям с недвижимым имуществом.
Реализация ряда крупных инфраструктурных проектов, таких как проект развития Новосибирского научного центра (Академгородок 2.0), проект строительства мостового перехода через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска, проект строительства многофункциональной ледовой арены по ул. Немировича-Данченко в г. Новосибирске, проект реконструкции международного аэропорта Новосибирск (Толмачево) ведется с привлечением средств федерального бюджета.
Локомотивными проектами развития региона станут:
проекты в рамках национальных проектов, федеральных проектов, а также региональных проектов, реализуемых в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
крупнейшие инфраструктурные и социальные проекты, в том числе на принципах государственно-частного (муниципально-частного) партнерства;