Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов


5. Развитие человеческого капитала и социальной сферы

5.1. Демографическое развитие Новосибирской области

Государственная демографическая политика Новосибирской области направлена на создание условий для сохранения положительных темпов демографического развития Новосибирской области и улучшения демографической ситуации путем осуществления мер по стимулированию рождаемости, регулированию миграционных процессов, предоставлению государственной поддержки семьям с детьми, модернизации системы здравоохранения, которые реализуются в рамках:

региональных проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Старшее поколение», «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», «Спорт - норма жизни», «Содействие занятости» национального проекта «Демография» в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

государственной программы Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 N 199-п «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области»;

государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 17.11.2021 N 462-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области»;

государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом»;

Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 «О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы»;

Плана мероприятий по демографическому развитию Новосибирской области на 2016-2025 годы, установленного постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 «О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы».

В соответствии с прогнозом в 2023-2025 годах предполагается незначительный рост численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленный вступлением в трудоспособный возраст относительно малочисленного поколения людей, рожденных в 90-е годы прошлого столетия, и выбытием многочисленных поколений, рожденных в послевоенные годы.

Кроме того, к факторам, влияющим на общую численность населения, также относятся миграционные процессы. Положительная динамика миграционного прироста населения, играющего важную роль в сохранении численности населения и формировании трудовых ресурсов, сохраняется.

В 2023-2025 годах по всем вариантам прогноза, с учетом сохранения миграционной привлекательности Новосибирской области, предполагается увеличение миграционного прироста по трем вариантам прогноза. Так, коэффициент миграционного прироста на 10000 человек населения по сравнению с 2022 годом (50,2) по 1 варианту прогноза к 2025 году увеличится до 53,2,  по 2 и 3 вариантам прогноза до 56,6 и 60,9 соответственно.

Демографический прогноз развития Новосибирской области с учетом реализации основных приоритетных направлений по содействию повышению рождаемости, предупреждению и снижению смертности по основным классам причин, а также сложившейся структуры населения отражает естественную убыль по 1 варианту прогноза до -4,9 промилле в 2023 году с последующим улучшением до -4,8 промилле в 2024 году и до -4,7 соответственно в 2025 году; по 2 варианту прогноза естественная убыль в 2023 году составит -3,3 промилле, с последующим ухудшением в 2024 году -3,5 промилле и в 2025 году -3,9 промилле; по 3 варианту прогноза естественная убыль в 2023 году составит -3 промилле, с последующим улучшением до -2,2 промилле в 2024 году, до -2,3 промилле в 2025 году.

Прогноз предполагает увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении населения области по сравнению с 2022 годом (69,19) до 70,69 по 1 варианту прогноза, до 73,35 лет по 2 варианту и до 74,38 - по 3 варианту прогноза в 2025 году.

Реализация демографической государственной политики в среднесрочном периоде позволит сохранить тенденцию увеличения среднегодовой численности населения по 2 и 3 вариантам прогноза.

К 2025 году численность населения достигнет 2782,8 тыс. человек  по 1 варианту прогноза, что на 2,5 тыс. человек, или на 0,1% больше, чем в 2022 году. По 2 варианту прогноза численность населения увеличится на 13,4 тыс. человек, или на 0,5% по сравнению с 2022 годом, и достигнет 2793,7 тыс. человек. По 3 варианту прогноза численность населения увеличится на 25,4 тыс. человек, или на 0,9% по сравнению с 2022 годом, и достигнет 2805,7 тыс. человек.


5.2. Развитие рынка труда


В течение последних лет в Новосибирской области в целом удавалось сохранить стабильность на официальном (регистрируемом) рынке труда и создавать максимальные условия для эффективной занятости населения.

В течение 2021 года рынок труда Новосибирской области реагировал на снижение экономической активности в связи с введением ограничительных мер, обусловленных пандемией. В сферах экономической деятельности, в большей степени пострадавших в связи с введением ограничительных мер, произошел рост увольнений работников. Работодатели вынуждены использовать режимы неполной занятости. Увеличилась численность безработных.

Создание условий для максимальной реализации трудового потенциала, обеспечения эффективной занятости граждан является основным источником обеспечения благосостояния населения Новосибирской области.

Меры по обеспечению эффективной трудовой занятости населения, улучшению условий и охраны труда работников организаций Новосибирской области реализуются в рамках:

Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

национального проекта «Производительность труда» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N 177-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения»;

государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2013 N 347-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом».

В 2023-2025 годах будут реализованы мероприятия по обеспечению стабильной ситуации на официальном рынке труда, осуществлению опережающих действий по содействию трудоустройству уволенных работников в связи с сокращением и находящихся под риском высвобождения на имеющиеся вакантные рабочие места.

Продолжится организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации, включая граждан предпенсионного возраста и женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе в рамках национального проекта «Демография», а также национального проекта «Производительность труда».

Будут созданы условия для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, стимулирования населения к трудовой активности, повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда и граждан с инвалидностью.

Совершенствование системы содействия занятости населения через создание новых эффективных рабочих мест, расширение возможностей самозанятости и предпринимательства, использование гибких форм занятости, обеспечение регионального рынка труда квалифицированными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики, создание условий для привлечения и адаптации в Новосибирской области высококвалифицированных трудовых ресурсов, повышение территориальной и профессиональной мобильности трудоспособного населения - важные направления социально-экономического развития Новосибирской области.

Кадровая потребность будет обеспечиваться путем формирования кадрового потенциала в сфере образования, а также путем добровольного переселения в Новосибирскую область квалифицированных соотечественников, проживающих за рубежом.