(с изменениями на 6 августа 2024 года)
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 06.08.2024 N 371-п
___________________________________________
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 33 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», статьей 6 Закона Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 19.05.2015 N 189-п «О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период» Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2022-2036 годы (далее - прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период).
2. Руководителям областных исполнительных органов Новосибирской области, структурных подразделений администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области при разработке документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области руководствоваться прогнозом социально-экономического развития на долгосрочный период.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 06.08.2024 N 371-п, - см. предыдущую редакцию)
3. Министерству экономического развития Новосибирской области (Решетников Л.Н.) совместно с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области до 01.01.2023 обеспечить корректировку Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года».
4. Рекомендовать главам муниципальных образований Новосибирской области при подготовке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться прогнозом социально-экономического развития на долгосрочный период.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.
Губернатор области
А.А. Травников
ПРОГНОЗ
социально-экономического развития Новосибирской области
на 2022-2036 годы
Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2022-2036 годы (далее - прогноз на долгосрочный период) разработан в соответствии с нормами Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закона Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области» и является одним из основных документов системы стратегического планирования Новосибирской области. Прогноз на долгосрочный период определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Новосибирской области в долгосрочной перспективе и содержит оценку факторов и ограничений экономического роста региона на долгосрочный период.
Прогноз на долгосрочный период является основой для разработки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, бюджетного прогноза Новосибирской области на долгосрочный период, а также других документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области.
Исходными для разработки прогноза на долгосрочный период являются основные положения Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 22.11.2018, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 N 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р «Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года»,распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 12.11.2016, Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 N 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года».
Новосибирская область -субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа (далее - СФО). Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N207-р«Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», Новосибирская область вместе с Республикой Алтай, Алтайским краем, Кемеровской, Омской, Томской областями отнесена к Южно-Сибирскому макрорегиону.
Экономика Новосибирской области характеризуется высокой степенью диверсификации. Особенностью экономики региона является высокая доля сектора видов деятельности, относящихся к сфере услуг, на их долю приходится более 70% валового регионального продукта (далее - ВРП).
В период 2017-2019 годов отмечена устойчивая положительная динамика в социально-экономическом развитии региона. Объем ВРП, представляющего собой вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории Новосибирской области, составил в 2019 году 1 409,2(1) млрд рублей. За период 2017-2019 годов ВРП увеличился на 10,5% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года (в среднем по Российской Федерации прирост ВРП составил 6,4%, по СФО - 6,1%). Наибольший прирост добавленной стоимости в сопоставимых ценах отмечен в следующих видах экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых» - 59,1%, «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» - 32,4%, «деятельность в области информации и связи» - 26,8%, «транспортировка и хранение»- 18,4%, «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» - 12%.По итогам 2020-2021 годов с учетом сложившейся ситуации в экономике и социальной сферев условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отмечается замедление социально-экономического развития региона. По оценке, в 2021 году объем ВРП составит более1,5 трлн рублей.
_________________________
(1)- здесь и далее статистические данные приведены по данным Росстата, Новосибирскстата по состоянию на 11.11.2021.
В регионе растет производительность труда, за период 2017-2019 годов прирост составил 9,4%, в среднем по Российской Федерации - 8,0%.К 2020 году в Новосибирской области создано 484,5 тысячи высокопроизводительных рабочих мест, их количество увеличилось на 151,8 тысячи по сравнению с 2016 годом или на 45,7%, это лучший показатель среди регионов СФО.
По итогам последних лет Новосибирская область вышла на исторический максимум по объему инвестиций в основной капитал. В течение 2017-2020 гг. в экономику региона привлечено более 884млрд рублей. В сопоставимых ценах объем инвестиций в основной капитал вырос на 28,8%, при этом в целом по СФО данный показатель составил 16,2%. В 2020 году объем инвестиций в основной капитал составил 263,9 млрд рублей, в 2021 году - оценивается в объеме около 281,0 млрд рублей.
В 2017 году Новосибирской области удалось преодолеть наметившуюся в предыдущие годы тенденцию к снижению инвестиционной активности. Начиная с 2018 года индекс объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах по Новосибирской области превышает аналогичный показатель в среднем по СФО и Российской Федерации. Также регион стабильно входит в четверку лидеров по объему инвестиций среди субъектов СФО.
В течение 2017-2020 гг. изменилась структура объема инвестиций в основной капитал по источникам финансирования: доля привлеченных средств возросла с 44,8% в 2017 году до 50,2% в 2020 году, что обусловлено ростом привлекаемых бюджетных средств и банковских кредитов.
Растет доля инвестиций, направленных на приобретениеновых основных средств, по итогам 2019 года 40,5% объема всех инвестиций крупными и средними организациями направлено на обновление основных средств (в 2016 году - 32,3%). Степень износа основных фондов по полному кругу организаций на начало 2020 года составила 33% (на начало 2017 года данный показатель был на уровне 44,9%), в среднем по Российской Федерации - 37,8%, по СФО - 40,9%.
В период 2017-2020 годов отмечена положительная динамика промышленного производства Новосибирской области, рост в сопоставимых ценах составил 109,9% (по Российской Федерации - 108,6%, по СФО - 104%). Наиболее высокие темпы роста промышленного производства сложились по видам экономической деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» и «Добыча полезных ископаемых» (прирост в сопоставимых ценах составил 34% и 24,5% соответственно (по Российской Федерации прирост составил 7,7% и 2,2% соответственно).
Объем отгруженных товаров промышленного производства в Новосибирской области за период 2017-2020 годов в сравнении с 2016 годом в текущих ценах вырос на 40,1% (по России - на 33,5%, по СФО - на 36,6%). Удельный вес Новосибирской области в объеме отгруженной промышленной продукции Российской Федерации составляет 1%, что позволяет входить в тридцатку лидеров среди субъектов Российской Федерации по данному показателю.
Основные показатели развития промышленного производства
Новосибирской области
Наименование показателя | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. |
Объем отгруженной промышленной продукции, млрд рублей | 587,2 | 703,3 | 719,7 | 706,5 | 785,8 |
Индекс промышленного производства, | 101,8 | 105,2 | 104,6 | 98,1 | 102,6 |
Новосибирская область не обладает серьезными сырьевыми ресурсами, поэтому в структуре промышленного производства наибольшую долю занимают обрабатывающие производства. За период 2017-2020 годов их доля увеличилась на 1,5 п.п. к уровню 2017 года. Вместе с тем за 4 года увеличилась доля сферы деятельности, связанной с водоснабжением, организацией сбора и утилизацией отходов на 0,3 п.п. При этом доля добычи полезных ископаемых и доля вида экономической деятельности «Обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» снизились за период 2017-2020 годов на 1,3 п.п. и на 0,5 п.п соответственно.
Строительный сектор играет значимую роль в экономике Новосибирской области. Строительство обеспечивает воспроизводство основных фондов во всех отраслях экономики, имеет многочисленные межотраслевые связи и высокий мультипликативный эффект. Доля совокупных инвестиций в основной капитал, приходящаяся на строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в период 2017-2020 годов составляла от 63,1% в 2017 году до 57,7% в 2019-2020 годах. Вклад строительной отрасли в ВРП в период 2017-2019 годов составлял 3,7-3,9%.
Динамика объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»
На протяжении 2017-2020 годов в сфере строительства в Новосибирской области сохранялось неблагоприятное состояние делового климата, сопровождаемое низкой восстановительной активностью. В 2020 году произошло значительное сокращение объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», - индекс физического объема составил 73,7% к уровню 2019 года (по СФО данный показатель составил 90,7%; в целом по Российской Федерации наблюдался незначительный рост объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» - 100,1% к уровню 2019 года). Снижение индекса физического объема в 2020 году связано с ухудшением общей экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Строительный комплекс является одним из важнейших секторов экономики, во многом определяющим темпы социально-экономического развития региона. Обеспеченность жильем и его доступность для населения напрямую влияют на уровень жизни, сказываются на рождаемости и темпах прироста населения, отражаются на его экономической культуре.
В Новосибирской области за период с 2017 года по 2020 годы введено в эксплуатацию 7,17млн кв. метров жилья. По масштабам жилищного строительства Новосибирская область уверенно лидирует среди других регионов Сибири, город Новосибирск является одним из лидеров среди муниципальных образований Российской Федерации.
Динамика ввода в действие жилых домов
Наименование показателя | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | Факт |
Ввод жилья в Новосибирской области, тыс. кв. м | 1729,1 | 1738,4 | 1759,2 | 1944,4 | 738,0 |
Темп роста к предыдущему году,% | 78,0 | 100,5 | 101,2 | 110,5 | 118,3 |
Основные тенденции развития жилищной сферы определены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», целью которых является обеспечение ежегодного увеличения объема ввода жилья и к 2030 году выход на уровень 2,6 млн кв. метров в год по Новосибирской области.
По итогам 2020 года введено в эксплуатацию 1944,4 тыс.кв.м жилья или 30829 квартир (что составило 110,5 % к аналогичному периоду 2019 года).
Объем ввода стандартного жилья за 2020 год составил 1646,9 тыс. кв. м (120,5% к аналогичному периоду 2019 года) или 84,7% от общего объема введенного жилья.
Объем ввода индустриального жилья за 2020 год составляет 324,8 тыс. кв.м или 16,7% от общего объема введенного жилья.
В Новосибирской области ежегодно вводится новое жилье, застраиваются новые микрорайоны. Среди субъектов Российской Федерации по объемам жилищного строительства за 2020 год Новосибирская область занимает 10 место, введя на территории региона 2,41% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом.
Ввод жилья на душу населения в Новосибирской области в 2020 году составил 0,695 кв.м жилья.
Наименование показателя | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Ввод жилья на душу населения в Новосибирской области, кв.м | 0,621 | 0,623 | 0,629 | 0,695 |
% к аналогичному периоду предыдущего года | 77,6 | 100,3 | 100,96 | 110,5 |
С учетом мониторинга финансового состояния организаций строительного комплекса Новосибирской области по итогам 6 месяцев 2021 года наблюдается следующая динамика основных факторов, определяющих развитие строительной отрасли Новосибирской области:
увеличение объема работ по виду деятельности «Строительство» за январь-июнь 2021 года на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;
снижение среднесписочной численности работников организаций по виду экономической деятельности «Строительство» за январь-июнь 2021 года на 1,1% к аналогичному периоду предыдущего года;
рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по отрасли «Строительство» за январь-июнь 2021 года на 11,5% к аналогичному периоду 2020 года;
по оперативным данным, по сравнению с 2020 годом, объем выпуска основных строительных материалов и конструкций за 6 месяцев 2021 года на территории Новосибирской области показал рост по следующим позициям: стеновые материалы - 120,1%, ячеистый бетон - 155,1%, гиперпрессованный кирпич - 203,5%, известь - 141,1%, цемент - 108,7%, сантехнические изделия - 104,1%, сухие строительные смеси - 122,7%.
Вместе с тем спад по сравнению с аналогичным периодом 2020 года наблюдается в производстве сборного железобетона - 76,8%, крупно-панельное домостроение - 52,9%, кирпича - 95,7%, нерудных материалов - 88,5%, кровельных материалов - 88,2%, дорожно-декоративной плитки - 68,2%.
По итогам 2021 года в строительной отрасли ожидается незначительная восстановительная активность - согласно предварительной оценке объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», увеличится на 2,9% по сравнению с предыдущим годом и составит 115,9 млрд рублей.
Агропромышленный комплекс занимает особое место в экономике Новосибирской области - отвечает за производство жизненно важной для населения продукции и обеспечивает продовольственную безопасность региона.
Сельскохозяйственным производством в области занимаются 420 организаций. На долю сельскохозяйственных организаций приходится 67,7% объема производства сельскохозяйственной продукции.
Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, к 2021 году увеличился на 32,4% относительно уровня 2016 года и составил по предварительным данным 111,5 млрд рублей. Рост в сопоставимых ценах за период 2017-2021 годов (по оценке) сложился на уровне 117,4%.