(с изменениями на 21 ноября 2024 года)
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 10.08.2021 N 312-п;
постановлением Правительства области от 24.12.2021 N 548-п;
постановлением Правительства области от 02.08.2022 N 351-п;
постановлением Правительства области от 07.11.2022 N 517-п;
постановлением Правительства области от 30.05.2023 N 245-п;
постановлением Правительства области от 27.07.2023 N 334-п;
постановлением Правительства области от 17.10.2023 N 474-п;
постановлением Правительства области от 12.12.2023 N 581-п;
постановлением Правительства области от 25.12.2023 N 620-п;
постановлением Правительства области от 20.02.2024 N 52-п;
постановлением Правительства области от 27.08.2024 N 396-п;
постановлением Правительства области от 21.10.2024 N 474-п;
постановлением Правительства области от 21.11.2024 N 528-п
____________________________________________
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Новосибирской области от 28.09.2012 N 255-ОЗ «О регулировании отношений в сфере охраны здоровья граждан в Новосибирской области», постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу «Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области на 2021-2025 годы».
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Хальзова К.В.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.10.2024 N 474-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
А.А. Травников
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области на 2021-2025 годы»
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 21.10.2024 N 474-п, - см. предыдущую редакцию)
Сроки реализации региональной программы | 2021-2025 годы |
Разработчик региональной программы | Правительство Новосибирской области |
Участники региональной программы | министерство здравоохранения Новосибирской области, министерство сельского хозяйства Новосибирской области, министерство труда и социального развития Новосибирской области, министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, министерство экономического развития Новосибирской области, министерство строительства Новосибирской области, министерство образования Новосибирской области, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области |
Наименование государственной программы субъекта Российской Федерации | государственная Новосибирской области «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 N 199-п |
Цели региональной программы | цель 1 - обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек |
цель 2 - обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи | |
цель 3 - обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий | |
цель 4 - обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи | |
Задачи региональной программы | задача 1 - организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи |
задача 2 - обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья | |
задача 3 - оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья | |
задача 4 - устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача | |
задача 5 - обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи | |
задача 6 - введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах | |
задача 7 - создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи | |
задача 8 - разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы | |
задача 9 - реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше | |
задача 10 - профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях | |
Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы | Консолидированный бюджет - 10 360 567,9 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 9 820 299,2 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 540 268,7 тыс. рублей. В 2021 году - 1 938 607,6 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 1 837 515,8 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 101 091,8 тыс. рублей. В 2022 году - 2 160 688,9 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 2 048 016,2 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 112 672,7 тыс. рублей. В 2023 году - 1 918 383,0 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 1 818 345,8 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 100 037,2 тыс. рублей. В 2024 году - 1 739 667,5 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 1 648 949,7 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 90 717,8 тыс. рублей. В 2025 году - 2 603 220,9 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 2 467 471,7 тыс. рублей; средства бюджета субъекта Российской Федерации - 135 749,2 тыс. рублей |
Общая информация о Новосибирской области
Общая площадь территории Новосибирской области составляет 177,8 тыс. кв. км. Протяженность области с запада на восток - 642 км, с севера на юг - 444 км. Новосибирская область включает в себя 5 городских, 30 муниципальных районов, в них 26 городских поселений, 429 сельских поселений, в них 1516 сельских населенных пунктов.
Новосибирская область имеет преимущественно равнинный рельеф с высотами до 150-200 метров, за исключением восточной части, где расположены Приобское плато, предгорная наклонная равнина, и на юго-востоке, где высоты достигают 300-350 метров (наибольшая 493 метров). Для центральных и южных частей области характерны гривы высотой 6-10 метров, вытянутые с северо-востока на юго-запад; межгривные понижения заняты болотами и озерами. Климат резко-континентальный. Для него характерны резкие колебания температуры Плотность населения - 15,7 чел./кв. км. Городское население - 79,2%, сельское население 20,8%.
По данным Росстата численность населения Новосибирской области на 1 января 2020 года составляет 2 798 170 человек, в том числе численность взрослого населения - 2 211 618 человек, численность детского населения - 586 552 человека. Городское население - 2 216 355 человек, сельское население - 581 815 человек. Трудоспособная часть населения составляет 1 555 957 человек. Согласно прогноза Росстата численность населения в 2025 году по среднему прогнозу составит 2 816,6 тыс. человек.
В соответствии с пунктом 1.1.1 принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» (далее - Принципы),министерством здравоохранения Новосибирской области проведен анализ размещения объектов, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению, а также центральных районных и районных больниц в привязке к населенным пунктам, анализ численности проживающего в таких пунктах населения, развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций с учетом требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребности населения, включая перспективы развития населенного пункта.
На территории Новосибирской области по данным Росстата находятся 1545 населенных пунктов, в том числе:
с нулевой численностью населения - 55 населенных пунктов;
менее 100 жителей - 525 населенных пунктов;
от 101 до 300 жителей - 414 населенных пунктов;
от 301 до 1 000 жителей - 414 населенных пунктов;
от 1 001 до 2 000 жителей - 65 населенных пунктов;
от 2 000 до 10 000 жителей - 70 населенных пунктов;
более 10 000 жителей - 2 населенных пункта.
Для Новосибирской области характерна несбалансированность территориального развития, которая обусловлена высоким уровнем концентрации экономической активности в Новосибирской агломерации при относительно слабом развитии остальных территорий Новосибирской области, что ограничивает динамичное развитие региона.
Большая часть населения проживает в городской местности. При этом тенденция роста городского населения сохраняется. За 2018 год число городских жителей увеличилось почти на 5,8 тыс. человек или на 0,3%, миграционный прирост городского населения составил 7 тыс. человек. Если в 2017 году естественная убыль по области формировалась только за счет превышения смертности над рождаемостью среди сельского населения, где она стабильно наблюдалась с 1993 года, то в 2018 году и в городской местности зафиксирована естественная убыль населения, которая составила 1,2 тыс. человек. Удельный вес городского населения области (79,1%) выше, чем по Российской Федерации (74,6%) и Сибирскому Федеральному округу (74,3%). Основной вклад в увеличение городского населения вносит город Новосибирск.
Для оказания медицинской помощи жителям Новосибирской области функционирует сеть медицинских учреждений, представленная 103 медицинскими организациями, из них первичную медико-санитарную помощь населению оказывают 64 медицинских организации, первичную специализированную медико-санитарную помощь населению оказывают 96 медицинских организаций. В программу модернизации включены 69 медицинских организаций (юридические лица), 68, подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Кроме того, первичная доврачебная помощь в населенных пунктах с численностью менее 100 человек оказывается в 252 домовых хозяйствах.
В регионе организованы выездные формы оказания медицинской помощи - мобильные бригады в количестве 11 бригад (передвижные ФЛГ в количестве 9, 5 приобретены в период 2002-2012 гг., 4 - в 2017 году), которые за 2019 год осуществили 1008 выездов. Два мобильных комплекса (первый - ГБУЗ НСО «Колыванская ЦРБ» - ФАП+ФЛГ, приобретен в 2018 году в рамках национального проекта за счет средств федерального бюджета, второй - ГБУЗ НСО «ГНОКБ») осуществили 58 выездов. Мобильный ФАП в ГБУЗ НСО «Куйбышевская ЦРБ» осуществил 76 выездов. Всего в 2019 году осуществлено 38 644 посещения. В 2020 году в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» министерством здравоохранения Новосибирской области и его подведомственными медицинскими организациями проведены закупки 13 единиц мобильных медицинских комплексов, в том числе:
мобильные фельдшерско-акушерские пункты -5;
мобильный фельдшерско-акушерский пункт с флюорографом -1;
мобильный фельдшерско-акушерский пункт с маммографом -1;
мобильные комплексы, включающие маммограф - 2;
мобильные комплексы, включающие маммограф и флюорограф - 4.
Мобильные медицинские комплексы оснащены в соответствии с требованиями к передвижным комплексам, установленными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
В Новосибирской области из 1545 населенных пунктов 533 населенных пункта с низкой плотностью населения (менее 100 чел.), нет населенных пунктов, недоступных для оказания первичной медико-санитарной помощи.
Анализ расстояний от населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек до ближайших медицинских организаций, их структурных подразделений показал, что в Новосибирская область имеется 1 населенный пункт вне зоны доступности медицинской помощи:
более 6 км согласно требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н - расстояние до медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, составляет 9,79 км.
Информация о схемах размещения и паспорта медицинских организаций, участвующих в реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения размещены по адресу: https://pasreg.rosminzdrav.ru/.
На территории Новосибирской области отсутствуют закрытые административно-территориальные образования.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области проведен предварительный анализ автомобильных дорог общего пользования Новосибирской области, по результатам которого установлено, что общая протяженность участков автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области, обеспечивающих подъезды к медицинским организациям, составляет 4539,3 км, из которых 3336,9 км - участки на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, 1202,4 км - участки на автомобильных дорогах местного значения.
Из 3336,9 км участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в нормативном состоянии находятся 1233,1 км или 37,0%, а из 1202,4 км автомобильных дорог местного значения в нормативном состоянии находятся 829,3 км или 68,9%.
Для софинансирования за счет средств областного бюджета Новосибирской области расходных обязательств на дорожную деятельность, связанную с автомобильными дорогами общего пользования местного значения, министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области ежегодно заключает с муниципальными образованиями Новосибирской области соглашения о направлении в бюджет муниципального района субсидий из областного бюджета Новосибирской области на финансирование мероприятия «Обеспечение восстановления и развития автодорог местного значения за счет субсидий местным бюджетам на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения» государственной программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 N 22-п.
Необходимые мероприятия по приоритетному ремонту и строительству автомобильных дорог требуют наличия оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.
В рамках указанной государственной программы министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области ежегодно осуществляет мероприятия по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области, включая транспортную инфраструктуру, обеспечивающую подъезд населения к медицинским организациям.
Населенные пункты, неохваченные внутренним водным, пригородным железнодорожным или регулярным автобусным сообщением, расположены в 22 районах Новосибирской области (всего 118 населенных пунктов).
Населенных пунктов, недоступных в транспортном сообщении для оказания медицинской помощи жителям, нет.
Данные о степени износа зданий, в которых оказывается первичная медико-санитарная помощь:
из 109 врачебных амбулаторий - 2 (1,8%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 0 (0%) требуют реконструкции, 19 (17,4%) требуют капитального ремонта;
из 916 фельдшерско-акушерских пунктов 18 (1,9%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 0 (0%) требуют реконструкции; 47 (5,1%) требуют капитального ремонта.
В 2019 году по сравнению с 2013 годом доля оборудования, находящегося в первичном звене, увеличилась с 48,7% до 53,7%. При этом доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет увеличилась с 22,3% до 23,1% (по данным формы N 30 федерального статистического наблюдения).