В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 01.12.2015 N 421-п «Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период», постановлением Правительства Новосибирской области от 14.04.2020 N 116-п «О подготовке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - прогноз социально-экономического развития).
2. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при разработке документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов руководствоваться прогнозом социально-экономического развития.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при подготовке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований руководствоваться прогнозом социально-экономического развития.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.
Губернатор области
А.А. Травников
Прогноз
социально-экономического развития Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов разработан в соответствии с Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 01.12.2015 N 421-п, на основе анализа тенденций развития экономики и социальной сферы, сложившихся в период 2018-2019 годов и в I полугодии 2020 года, исходя из целей и задач Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п, ориентиров и приоритетов государственной экономической и социальной политики.
При подготовке прогноза были учтены основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021-2023 годы, а также положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года, единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (проект).
В период 2018-2019 годов отмечена устойчивая положительная динамика в социально-экономическом развитии региона. Объем валового регионального продукта Новосибирской области (далее - ВРП) в 2018 году - 1252,3 (1) млрд. рублей, что составляет 103,4% в сопоставимых ценах к уровню 2017 года. Наиболее динамичный рост отмечен в промышленном производстве, значительно увеличился объем инвестиций.
_________________________
(1) - статистические данные приведены по состоянию на 17.09.2020 года (Росстат, Новосибирскстат).
В 2018 и 2019 годах отмечена положительная динамика промышленного производства с приростом за два года в сопоставимых ценах на 9,0% к уровню 2017 года. Индекс промышленного производства в январе-июне 2020 года составил 97,8% к уровню аналогичного периода 2019 года. Наиболее высокие темпы роста промышленного производства в 2018-2019 годах отмечены в добыче полезных ископаемых, прирост к уровню 2017 года составил 27,8%. Индекс производства по добыче полезных ископаемых в январе-июне 2020 года - 86,7% к уровню января-июня 2019 года.
Особое внимание в регионе уделяется развитию сельскохозяйственного производства. За 2018-2019 годы объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах увеличился на 1,2% к уровню 2017 года. В 2018 году удалось собрать урожай зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки 2494,7 тыс. тонн, в 2019 году - 2431,5 тыс. тонн. По итогам 2019 года среди регионов Сибирского федерального округа Новосибирская область лидирует по производству овощей и яиц, занимает 2 место по производству молока и мяса, 3 место - по производству зерна. В отрасли животноводства в 2019 году в хозяйствах всех категорий производство молока составило 792,1 тыс. тонн (увеличилось относительно уровня 2018 года на 7,8%), производство мяса скота и птицы в живом весе - 236,2 тыс. тонн (снизилось на 1,4%), производство яиц - 1182,4 млн. штук (снизилось на 3,4%).
По состоянию на 01.07.2020 в хозяйствах всех категорий производство основных видов продукции составило: молока - 423,5 тыс. тонн (109,9% к соответствующему периоду 2019 года), мяса скота и птицы (в живом весе) - 103,7 тыс. тонн (105,1%), яиц - 629,9 млн штук (109,5%). За период январь-июнь 2020 года динамика выпуска продукции сельского хозяйства составила 106,7% к соответствующему периоду 2019 года.
Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических связей между предприятиями - производителями и организациями розничной торговли. За два года (2018-2019 гг.) ежегодный оборот оптовой торговли вырос в 1,3 раза и достиг 1785,0 млрд. рублей. В сопоставимых ценах рост составил 121,5%. За 6 месяцев 2020 года отмечается снижение оборота оптовой торговли к уровню 6 месяцев 2019 года (индекс физического объема в январе-июне 2020 года составил 96,9% к уровню января-июня 2019 года). Несмотря на снижение значения показателя Новосибирская область сохраняет лидирующие позиции по объему оборота оптовой торговли среди субъектов СФО.
В формировании оборота оптовой торговли организациями оптовой торговли важную роль играет малый бизнес. В структуре оборота оптовой торговли доля субъектов малого предпринимательства в 2019 году составила 63%. Доля среднего предпринимательства составила 4,2%.
В Новосибирской области отмечается достаточно стабильный спрос на товары и услуги. За 2 года (2018-2019) оборот розничной торговли увеличился в сопоставимых ценах на 7,3%. Оборот розничной торговли в Новосибирской области за 2019 год составил 535,1 млрд. рублей с индексом физического объема в сопоставимых ценах к 2018 году 102,7% (в среднем по СФО - 102,9%). В I полугодии 2020 года оборот розничной торговли составил 257,6 млрд. рублей с индексом физического объема 98,4% к соответствующему периоду 2019 года.
В структуре оборота розничной торговли Новосибирской области преобладают непродовольственные товары, удельный вес которых составляет 53,5%, доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составила 46,5%. По итогам 2019 года доля продаж через Интернет в общем обороте розничной торговли составила 5,3%, что соответствует первому месту среди субъектов РФ, в среднем по РФ - 2,0%, по СФО - 1,9%.
Населению в Новосибирской области в 2019 году оказано платных услуг на сумму 168,1 млрд. рублей. В сопоставимых ценах объем платных услуг населению составил 98,6% к уровню 2018 года. За 2 года (2018-2019) наблюдается увеличение объема платных услуг населению на 2,6% в сопоставимых ценах. В структуре платных услуг наибольший удельный вес занимают коммунальные услуги (19,5%), услуги телекоммуникационные (16%), транспортные услуги (14,0%), медицинские услуги (11,6%). В I полугодии 2020 года отмечается снижение объема платных услуг относительно того же периода 2019 года. Оказано платных услуг на сумму 73,1 млрд. рублей (индекс физического объема в январе-июне 2020 года составил 82,8% к уровню января-июня 2019 года). Основной причиной снижения является введение ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Индекс потребительских цен по Новосибирской области в декабре 2019 года составил 102,9% к декабрю 2018 года (по РФ - 103,04%), при этом цены на продовольственные товары увеличились на 1,6%, непродовольственные товары - на 2,2%, на платные услуги населению цены увеличились на 6,8%.
Внешнеторговый оборот товаров Новосибирской области в 2019 году составил 6105,0 млн. долларов США и по сравнению с 2018 годом увеличился на 804,5 млн. долларов США (на 15,2%). Сальдо внешнеторгового баланса сложилось положительное, в размере 279,0 млн. долларов США (в 2018 году - отрицательное, в размере - 106,3 млн. долларов США). Внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 136 стран дальнего и ближнего зарубежья (в 2018 году - с партнерами из 138 стран). Основными торговыми партнерами являются: Китайская Народная Республика, Французская Республика, Республика Казахстан, Федеративная Республика Германия, Республика Корея, Республика Беларусь, Соединенные Штаты Америки, Япония, Королевство Саудовская Аравия, Украина, Республика Болгария. По сравнению с 2018 годом товарооборот со странами дальнего зарубежья увеличился на 15,1%, со странами СНГ - на 15,6% и составил соответственно 4886,4 млн. долларов США и 1218,6 млн. долларов США.
В Новосибирской области удалось преодолеть отмечавшуюся в 2015-2016 годах тенденцию снижения объема инвестиций в основной капитал. За два года в развитие экономики и социальной сферы Новосибирской области направлено 445,2 млрд. рублей. Прирост инвестиций в сопоставимых ценах за период 2018-2019 годов составил 26,7% к уровню 2017 года.
Удалось достичь высокого уровня инвестиционной привлекательности. Новосибирская область - единственная из СФО - занимает место в двадцатке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, демонстрируя позитивную динамику (перейдя с 57 места в 2015 году на 19 место в 2019 году). По объему инвестиций в основной капитал среди субъектов СФО Новосибирская область стабильно занимает 4 место после Красноярского края, Иркутской и Кемеровской областей. Объем инвестиций в основной капитал на территории региона по итогам 2019 года формирует около 13,9% всех инвестиций СФО.
В структуре инвестиций в основной капитал наибольшую долю составили затраты, направленные на строительство и реконструкцию зданий и сооружений, - 57,6% (142,9 млрд. рублей), на приобретение машин и оборудования, транспортных средств, включая хозяйственный инвентарь, - 35,2% (87,4 млрд. рублей), на развитие объектов интеллектуальной собственности и прочие инвестиции в основной капитал - 1,7% (4,2 млрд. рублей) и 5,5% (13,6 млрд. рублей) соответственно.
В январе-июне 2020 года использовано 92,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что на 15,2% выше уровня соответствующего периода 2019 года.
По итогам 2018 года прибыль прибыльных организаций Новосибирской области составила 231,4 млрд. рублей, оценка 2019 года - 197,6 млрд. рублей. Наиболее высокая доля прибыльных организаций в общем объеме организаций (по полному кругу организаций) в 2018 году сложилась в следующих видах экономической деятельности: транспортировка и хранение (доля прибыльных - 85,7%), торговля оптовая и розничная (83,8%); строительство (83,6%), обрабатывающие производства (81,8%). Наибольшая сумма прибыли получена организациями следующих видов деятельности: торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (23,7% в общем объеме прибыли), обрабатывающие производства (15,8% в общем объеме прибыли), добыча полезных ископаемых (14,4% в общем объеме прибыли), транспортировка и хранение (10% в общем объеме прибыли).
По состоянию на конец 2019 года общая протяженность автодорог общего пользования Новосибирской области составляет 29,83 тыс. км, в том числе федерального значения - 0,8 тыс. км, регионального или межмуниципального значения - 12,7 тыс. км, местного значения - 14,7 тыс. км. Общая протяженность автодорог с твердым покрытием - 20,4 тыс. км, что составляет 68,4% от общей протяженности дорог. Ежегодно растет грузооборот автомобильного транспорта всех видов экономической деятельности, в 2019 году грузооборот составил 3801,5 млн. тонн-км (в 2018 году - 2384,3 млн. тонн-км), по итогам января-марта 2020 года грузооборот составил 994,8 млн. тонн-км.
Несмотря на позитивные изменения в привлечении инвестиций на территорию Новосибирской области, ситуация в сфере строительства все еще остается сложной. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2019 году составил 136,4 млрд. рублей или 98,9% к уровню 2018 года. За период 2018-2019 годов объем работ по виду деятельности «Строительство» в сопоставимых ценах составил 105,0%. По итогам шести месяцев 2020 года индекс объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 70,2% к уровню аналогичного периода 2019 года.
Новосибирская область на протяжении последних лет уверенно лидирует среди регионов Сибирского федерального округа по масштабам жилищного строительства и является одним из передовых регионов России по объему вводимого жилья.
Среди субъектов Российской Федерации по объемам жилищного строительства за 2019 год Новосибирская область занимает 12 место, введя на территории региона 1,93% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом. В Сибирском федеральном округе Новосибирская область занимает 1 место по объему введенного жилья.
В рамках реализации регионального проекта «Жилье» за 2019 год введено в эксплуатацию 1759,2 тыс. кв. м жилья (101,2% к аналогичному периоду 2018 года) или 25878 квартир.
Объем ввода стандартного жилья за 2019 год составил 1367,2 тыс. кв. м (103,9% к аналогичному периоду 2018 года) или 77,7% от общего объема введенного жилья.
По итогам 2019 года по данным Центрального Банка Российской Федерации в Новосибирской области выдано 32416 ипотечных кредитов на общую сумму 67420 млн. рублей по средневзвешенной ставке кредитования 9,06%.
Новосибирская область по итогам I полугодия 2020 года сохраняет лидерство среди регионов Сибирского федерального округа по вводу в действие жилых домов. За январь-июнь 2020 года введено в действие жилых домов 624,2 тыс. кв. м или 95,3% к аналогичному периоду 2019 года (с учетом жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства).
Влияние демографических факторов на рынок труда, связанных с особенностями формирования численности населения (естественной убылью, снижением в его составе трудоспособного населения, ростом численности лиц пенсионного возраста), привело к снижению трудового потенциала в регионе.
По данным выборочных обследований населения, проводимых Росстатом по вопросам занятости с применением критериев Международной организации труда (далее - МОТ), численность рабочей силы в Новосибирской области в 2019 году составила 1430,2 тыс. человек, что на 2,8 тыс. человек меньше, чем в 2018 году. Уровень участия в рабочей силе составил 62,3%, это соответствует среднероссийскому уровню и выше, чем в среднем по регионам Сибирского федерального округа (по России - 62,3%, по СФО - 61,1%).
В то же время, в условиях демографических ограничений и снижения объема рабочей силы, в 2019 году увеличился уровень занятости (в 2019 году - 58,5%, в 2018 году - 58,2%) и снизился уровень безработицы (в 2019 году - 6,1%, в 2018 году - 6,7%). Уровень регистрируемой безработицы на конец 2020 года составил 0,9%, что соответствует среднероссийскому уровню (по России - 0,9%, по СФО - 1,1%).
В январе-августе 2020 года рынок труда функционировал в условиях ухудшения экономической ситуации в связи введением ограничительных мер. Официально режимы неполной занятости введены в 164 организациях для 10,5 тыс. человек.
С 1 марта 2020 года 512 организаций заявили о возможном сокращении 3 тыс. работников. Фактически были уволены по этой причине около 2 тыс. человек, это на четверть меньше чем за аналогичный период прошлого года. Из числа заявленных к высвобождению более тысячи работников оставлены работодателями на рабочих местах. К высвобождению в сентябре-ноябре 2020 года планируются 1,5 тыс. работников.
Численность официально зарегистрированных безработных граждан по состоянию на 1 сентября 2020 года по сравнению с началом текущего года увеличилась в 5 раз и составила 75 тысяч человек. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 сентября 2020 года составил 5,3%.
Рост безработицы обусловлен уменьшением экономической деятельности в секторах, наиболее пострадавших в связи с введением ограничительных мер, а также увеличением размеров пособий по безработице и осуществлением других мер социальной поддержки безработных граждан.
В 2019 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Новосибирской области увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 9,5% и составила 39076 рублей. Реальный размер среднемесячной заработной платы увеличился за этот период на 5%.
В 2019 году рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к соответствующему периоду 2018 года зафиксирован во всех видах экономической деятельности.
В отраслях социальной сферы среднемесячная заработная плата по сравнению с 2018 годом увеличилась, в том числе: в сфере здравоохранения и социальных услуг - на 8,3% и составила 39788 рублей, в образовании - на 7,1% и составила 32818 рублей, в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений - на 5,7% и составила 40498 рублей.
По предварительным данным в 2019 году объем денежных доходов населения сложился в размере 1015,6 млрд рублей и увеличился по сравнению с уровнем 2018 года на 5,1%.
В структуре денежных доходов произошло увеличение доли доходов от трудовой деятельности (на 4,2 п.п.) - до 67,4% и социальных выплат, включая пенсии (на 0,6 п.п.) - до 22,3%. В то же время сократилась доля денежных доходов от собственности (на 1 п.п.) - до 3,9%.
Покупательная способность денежных доходов не изменилась, сохранив значение на уровне предыдущего года - 2,7 набора прожиточного минимума в среднем на душу населения.
По оценке 2019 года денежные доходы в расчете на душу населения составили 30271 рубль (104,9% к уровню 2018 года).
В январе-июне 2020 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Новосибирской области составила 39842 рубля, увеличившись по сравнению с январем-июнем 2019 года на 6,5%. Индекс реальной начисленной заработной платы составил 103,6%.
По сравнению с январем-июнем 2019 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в сфере здравоохранения и социальных услуг увеличилась на 10,6%, составив 42625 рублей, в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений - на 8,3%, составив 43828 рублей, в образовании - на 4,8%, составив 36452 рубля.
За истекший период 2020 года в сфере социальной защиты населения были приняты дополнительные меры для улучшения положения семей с детьми, с учетом необходимости преодоления последствий новой коронавирусной инфекции, а также обеспечены меры по социальной поддержке отдельных категорий граждан, повышению эффективности социальной защиты и социального обслуживания населения, повышению качества и увеличению объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Естественный прирост населения, наблюдавшийся в Новосибирской области в течение 2012-2016 годов, в 2017-2019 годах сменился на естественную убыль. Рост числа жителей произошел только за счет миграционного прироста, который компенсировал естественную убыль.
В 2019 году коэффициент рождаемости в Новосибирской области составил 10,7 человек на 1000 человек населения (далее - промилле). Коэффициент естественной убыли в 2019 году достиг уровня -2 промилле (в 2018 году - -1,3 промилле).
Причины негативных изменений - в возрастной структуре населения. С 2017 года резко снижается численность женщин активного репродуктивного возраста 20-29 лет, с 2019 года снижается численность женщин 30-34 лет, на которых приходится рождение вторых и последующих детей.
В то же время проблемами, влияющими на демографическое развитие Новосибирской области, являются: значительное сокращение численности молодежи в ближайшие годы; неизбежность старения населения и быстрого роста нагрузки на трудоспособное население; противоречие между стремлением удержать население в регионе и объективной необходимостью в усилении мобильности населения в целях более полной реализации человеческого потенциала.
За январь-июнь 2020 года по сравнению с январем-июнем 2019 года число родившихся сократилось на 1,5 тыс. человек, или на 10,1%, число умерших увеличилось на 0,5 тыс. человек, или на 2,5%. Число умерших превысило число родившихся на 5,3 тыс. человек или в 1,4 раза. Естественная убыль населения в области нарастает (за январь-июнь 2020 года достигла -3,8 промилле).
Демографическая ситуация в области в январе-июне 2020 года характеризуется значительным уменьшением миграционного прироста, в связи с ситуацией с новой коронавирусной инфекцией передвижения внутри страны и за ее пределы сократились, естественной убылью населения и, как следствие этих процессов, зафиксирована общая убыль населения области.
Развитие Новосибирской области в среднесрочном периоде определяется как внешними, так и внутренними факторами, которые носят характер возможностей и ограничений социально-экономического развития.
Тенденции мировой и российской экономики отражают внешние факторы. Они обусловлены возможным замедлением роста мировой экономики, что связано с эскалацией взаимных торговых противоречий, повышенной волатильностью финансовых рынков, введением ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.
К внутрироссийским факторам, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития Новосибирской области, можно отнести сохранение слабой динамики роста доходов населения, снижение численности населения в трудоспособном возрасте, а также невысокую доступность финансовых ресурсов для субъектов бизнеса из-за высоких процентных ставок по кредитам, несмотря на значительные послабления в отдельных видах финансовой поддержки в 2020 году.
Кроме этого, в 2020 году экономика Новосибирской области, как и экономика России, испытывает сложности на фоне ограничительных мер в связи с распространением пандемии новой коронавирусной инфекции. В прогнозном периоде продолжение ограничительных мер будет оказывать в большей степени негативное воздействие на социально-экономическое развитие Новосибирской области.
К системным (характерным для региона) факторам и ограничениям, сдерживающим социально-экономическое развитие Новосибирской области в среднесрочном периоде, относятся следующие: