Действующий

Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Научно-технологическое развитие Новосибирской области» (с изменениями на 28 августа 2024 года)


I. Стратегические приоритеты в сфере реализациигосударственной программы Новосибирской области
«Научно-технологическое развитие Новосибирской области»

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 27.03.2024 N 139-п
, - см. предыдущую редакцию)

     

1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы

Новосибирская область - крупнейший научно-образовательный и инновационный центр России. Регион стабильно входит в первую (высшую) группу рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса Высшей школы экономики и занимает пятое место в Национальном рейтинге научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, сформированном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Главным преимуществом и спецификой Новосибирской области является развитый сектор научных исследований, представленный высокой концентрацией научно-исследовательских институтов и образовательных организаций высшего образования: 1 федеральный научный центр, 4 федеральных исследовательских центра, 34 научно-исследовательских института, 1 национальный медицинский исследовательский центр, государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», 22 образовательные организации высшего образования.

Научно-образовательный потенциал стал основой инновационного развития Новосибирской области, а важнейшим приоритетным направлением инновационной политики Новосибирской области является создание и развитие инновационной инфраструктуры и стимулирование инновационной деятельности в регионе. Одним из инструментов, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием в том числе государственно-частного сотрудничества, являются институты развития. В Новосибирской области действует и развивается региональная сеть институтов развития: технопарки (Акционерное общество «Технопарк Новосибирского Академгородка», акционерное общество «Управляющая компания «Научно-технологический парк в сфере биотехнологий»), бизнес-инкубаторы, региональные учреждения (государственное автономное учреждение Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности», Фонд содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области, Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, акционерное общество «Корпорация развития Новосибирской области»), организации банковского сектора.

Концентрация научных работников в регионе в 1,5 раза превышает общероссийский показатель. Новосибирские ученые составляют 5% всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых Сибирского федерального округа. Сегодня в научно-исследовательской и инновационной сферах занято более 30 тысяч человек - по этому показателю Новосибирская область находится на первом месте в Сибирском федеральном округе. Цитируемость научных публикаций новосибирских исследователей в среднем в 2-3 раза выше средних показателей соседних регионов. По внутренним затратам на научные исследования и разработки (далее - ВЗИР) Новосибирская область на протяжении нескольких лет занимает первое место в Сибирском федеральном округе и шестое - в Российской Федерации. На долю Новосибирской области приходится примерно треть всех затрат в форме ВЗИР в Сибирском федеральном округе.

В Новосибирской области созданы условия для развития инновационного бизнеса, что подтверждается первым местом в Сибирском федеральном округе по количеству субъектов МСП и их обороту, количеством поданных патентных заявок и выданных патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также запросом со стороны бизнеса на развитие инновационной инфраструктуры.

В Новосибирской области сформирована система управления научно-технологическим развитием. В целях обеспечения открытости и гласности формирования и реализации научно-технической политики Новосибирской области создан совет по научно-технической политике Новосибирской области при Правительстве Новосибирской области, обеспечивающий выработку научно-технической политики в регионе. Определены ответственные за вопросы научно-технологического развития в регионе заместитель Губернатора Новосибирской области и областной исполнительный орган - МНиИП НСО. Для обеспечения научно-технологического развития в отраслях при региональных органах власти Новосибирской области созданы отраслевые научно-технические советы.

Для реализации крупных направлений и проектов созданы координационные советы (по реализации проекта Академгородок 2.0 и по высшему образованию).

Под отдельные проекты (СКИФ, Кампус мирового уровня НГУ, Академпарк) создаются рабочие группы.

Помимо отраслей, в которых Новосибирская область традиционно занимает лидирующее положение (машиностроение, электротехническое оборудование, авиа- и приборостроение, производство станков, оборудования и сельскохозяйственной техники, информационные технологии и программное обеспечение и другие), для региона определены направления перспективной специализации: биотехнологии и биобезопасность, химические (высокочистые элементы) и катализаторные технологии, оптическое и радиоэлектронное оборудование, лазерно-плазменная обработка поверхностей и другие).

Одним из ключевых направлений, обеспечивающих научно-технологическое развитие Новосибирской области, является выстраивание системы защиты и управления интеллектуальной собственностью в регионе. Данная деятельность подразумевает в том числе реализацию рекомендаций по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в регионах Российской Федерации, разработанных министерством экономического развития Российской Федерации и Роспатентом и направленных письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.12.2018 N 37365-АТ/Д01и.

Кроме того, важным вопросом, ограничивающим или обеспечивающим научно-технологическое развитие Новосибирской области, является вопрос подготовки кадров для новой экономики, основанной на знаниях. В соответствии с этим еще одним ключевым направлением в сфере реализации государственной программы является направление, связанное с выявлением талантливой молодежи и ее вовлечением в научную, научно-техническую деятельность и технологическое предпринимательство.

Несмотря на созданные условия, анализ состояния научной и инновационных сфер в Новосибирской области продемонстрировал ряд сохраняющихся ключевых проблем в данных сферах:

разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальнойнизкой восприимчивостью его реального сектора к инновациям. Новосибирская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей;

отсутствие долгосрочных инвестиций;

недостаток высококвалифицированных кадров для новой экономики Новосибирской области, основанной на знаниях.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются с учетом положений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 N 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 N 1315-р, национального проекта «Наука и университеты», государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года».

Проблемы, выявленные в рамках анализа состояния научной и инновационных сфер в Новосибирской области, диктуют необходимость дальнейшего развития условий для научной, научно-технической и инновационной деятельности Новосибирской области. Учитывая ограничения в части возможности финансирования научно-технологической и инновационной сферы, целесообразно концентрировать меры поддержки, направленные на привлечение исследователей из научных организаций и вузов, расположенных на территории Новосибирской области, к разработке проблем, связанных с научными основаниями перспективных, прорывных технологий, преодоления технологических барьеров для развития приоритетных отраслей, вооружения их новыми компетенциями для обеспечения технологического лидерства, а также на развитие технологического предпринимательства в интересах социально-экономического развития региона.

Кроме того, с целью непрерывности развития научно-технологических и инновационных проектов необходима тесная интеграция и гармонизация всех оказываемых ОИО НСО мер поддержки. Консолидация усилий всех субъектов научной и инновационной деятельности и их системное взаимодействие обеспечат более динамичный рост высокотехнологичного сектора экономики Новосибирской области на основе сформированных базовых условий развития инновационной экосистемы.

Цель государственной программы - стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области и обеспечение ежегодного присутствия Новосибирской области в десятке ведущих субъектов Российской Федерации в Национальном рейтинге научно-технологического развития субъектов Российской Федерации до 2030 года.



3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации

В государственной программе обеспечена взаимосвязь целевых показателей, отражающих развитие научно-технологического потенциала в Новосибирской области, со следующими целевыми показателями государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 377:

внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников (в текущих ценах);

доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей;

отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки;

техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя).