ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2024 года N 139-п


О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 N 528-п


Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 N 528-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» (далее - постановление) следующие изменения:

1. В наименовании, пункте 1, подпункте 1 пункта 2 слова «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» заменить словами «Научно-технологическое развитие Новосибирской области».

2. В государственной программе Новосибирской области «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области»:

1) в наименовании слова «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» заменить словами «Научно-технологическое развитие Новосибирской области»;

2) раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области» изложить в следующей редакции:


«I. Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области
«Научно-технологическое развитие Новосибирской области»


1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственнойпрограммы

Новосибирская область - крупнейший научно-образовательный и инновационный центр России. Регион стабильно входит в первую (высшую) группу рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса Высшей школы экономики и занимает пятое место в Национальном рейтинге научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, сформированном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Главным преимуществом и спецификой Новосибирской области является развитый сектор научных исследований, представленный высокой концентрацией научно-исследовательских институтов и образовательных организаций высшего образования: 1 федеральный научный центр, 4 федеральных исследовательских центра, 34 научно-исследовательских института, 1 национальный медицинский исследовательский центр, государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», 22 образовательные организации высшего образования.

Научно-образовательный потенциал стал основой инновационного развития Новосибирской области, а важнейшим приоритетным направлением инновационной политики Новосибирской области является создание и развитие инновационной инфраструктуры и стимулирование инновационной деятельности в регионе. Одним из инструментов, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием в том числе государственно-частного сотрудничества, являются институты развития. В Новосибирской области действует и развивается региональная сеть институтов развития: технопарки (Акционерное общество «Технопарк Новосибирского Академгородка», акционерное общество «Управляющая компания «Научно-технологический парк в сфере биотехнологий»), бизнес-инкубаторы, региональные учреждения (государственное автономное учреждение Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности», Фонд содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области, Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, акционерное общество «Корпорация развития Новосибирской области»), организации банковского сектора.

Концентрация научных работников в регионе в 1,5 раза превышает общероссийский показатель. Новосибирские ученые составляют 5% всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых Сибирского федерального округа. Сегодня в научно-исследовательской и инновационной сферах занято более 30 тысяч человек - по этому показателю Новосибирская область находится на первом месте в Сибирском федеральном округе. Цитируемость научных публикаций новосибирских исследователей в среднем в 2-3 раза выше средних показателей соседних регионов. По внутренним затратам на научные исследования и разработки (далее - ВЗИР) Новосибирская область на протяжении нескольких лет занимает первое место в Сибирском федеральном округе и шестое - в Российской Федерации. На долю Новосибирской области приходится примерно треть всех затрат в форме ВЗИР в Сибирском федеральном округе.

В Новосибирской области созданы условия для развития инновационного бизнеса, что подтверждается первым местом в Сибирском федеральном округе по количеству субъектов МСП и их обороту, количеством поданных патентных заявок и выданных патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также запросом со стороны бизнеса на развитие инновационной инфраструктуры.

В Новосибирской области сформирована система управления научно-технологическим развитием. В целях обеспечения открытости и гласности формирования и реализации научно-технической политики Новосибирской области создан совет по научно-технической политике Новосибирской области при Правительстве Новосибирской области, обеспечивающий выработку научно-технической политики в регионе. Определены ответственные за вопросы научно-технологического развития в регионе заместитель Губернатора Новосибирской области и областной исполнительный орган - МНиИП НСО. Для обеспечения научно-технологического развития в отраслях при региональных органах власти Новосибирской области созданы отраслевые научно-технические советы.

Для реализации крупных направлений и проектов созданы координационные советы (по реализации проекта Академгородок 2.0 и по высшему образованию).

Под отдельные проекты (СКИФ, Кампус мирового уровня НГУ, Академпарк) создаются рабочие группы.

Помимо отраслей, в которых Новосибирская область традиционно занимает лидирующее положение (машиностроение, электротехническое оборудование, авиа- и приборостроение, производство станков, оборудования и сельскохозяйственной техники, информационные технологии и программное обеспечение и другие), для региона определены направления перспективной специализации: биотехнологии и биобезопасность, химические (высокочистые элементы) и катализаторные технологии, оптическое и радиоэлектронное оборудование, лазерно-плазменная обработка поверхностей и другие).

Одним из ключевых направлений, обеспечивающих научно-технологическое развитие Новосибирской области, является выстраивание системы защиты и управления интеллектуальной собственностью в регионе. Данная деятельность подразумевает в том числе реализацию рекомендаций по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в регионах Российской Федерации, разработанных министерством экономического развития Российской Федерации и Роспатентом и направленных письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.12.2018 N 37365-АТ/Д01и.

Кроме того, важным вопросом, ограничивающим или обеспечивающим научно-технологическое развитие Новосибирской области, является вопрос подготовки кадров для новой экономики, основанной на знаниях. В соответствии с этим еще одним ключевым направлением в сфере реализации государственной программы является направление, связанное с выявлением талантливой молодежи и ее вовлечением в научную, научно-техническую деятельность и технологическое предпринимательство.

Несмотря на созданные условия, анализ состояния научной и инновационных сфер в Новосибирской области продемонстрировал ряд сохраняющихся ключевых проблем в данных сферах:

разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальнойнизкой восприимчивостью его реального сектора к инновациям. Новосибирская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей;

отсутствие долгосрочных инвестиций;

недостаток высококвалифицированных кадров для новой экономики Новосибирской области, основанной на знаниях.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются с учетом положений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.02.2024 N 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 N 1315-р, национального проекта «Наука и университеты», государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года».

Проблемы, выявленные в рамках анализа состояния научной и инновационных сфер в Новосибирской области, диктуют необходимость дальнейшего развития условий для научной, научно-технической и инновационной деятельности Новосибирской области. Учитывая ограничения в части возможности финансирования научно-технологической и инновационной сферы, целесообразно концентрировать меры поддержки, направленные на привлечение исследователей из научных организаций и вузов, расположенных на территории Новосибирской области, к разработке проблем, связанных с научными основаниями перспективных, прорывных технологий, преодоления технологических барьеров для развития приоритетных отраслей, вооружения их новыми компетенциями для обеспечения технологического лидерства, а также на развитие технологического предпринимательства в интересах социально-экономического развития региона.

Кроме того, с целью непрерывности развития научно-технологических и инновационных проектов необходима тесная интеграция и гармонизация всех оказываемых ОИО НСО мер поддержки. Консолидация усилий всех субъектов научной и инновационной деятельности и их системное взаимодействие обеспечат более динамичный рост высокотехнологичного сектора экономики Новосибирской области на основе сформированных базовых условий развития инновационной экосистемы.

Цель государственной программы - стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области и обеспечение ежегодного присутствия Новосибирской области в десятке ведущих субъектов Российской Федерации в Национальном рейтинге научно-технологического развития субъектов Российской Федерации до 2030 года.



3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации

В государственной программе обеспечена взаимосвязь целевых показателей, отражающих развитие научно-технологического потенциала в Новосибирской области, со следующими целевыми показателями государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 377:

внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников (в текущих ценах);

доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей;

отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки;

техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя).



4. Задачи (направления) государственной программы, способы
их эффективного решения

Задачами государственной программы являются:

создание возможностей для выявления талантливой молодежи и успешного участия ее в научной, научно-технической деятельности и технологическом предпринимательстве. Данная задача будет решаться с помощью предоставления именных стипендий Правительства Новосибирской области аспирантам, докторантам и молодым ученым, предоставления грантов Правительства Новосибирской областимолодым ученым на выполнение научных, научно-исследовательских и научно-технических работ, присуждения именных премий Правительства Новосибирской областинаучным и педагогическим работникам за выдающиеся научные достижения;

развитие инфраструктуры для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Данная задача будет решаться в рамках обеспечения деятельности центра инновационного развития для всех субъектов инновационной деятельности на базе государственного автономного учреждения Новосибирской области «Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности», функционирующего по принципу «одного окна», а также поддержки деятельности управляющих компаний технопарков и бизнес-инкубаторов, связанной с предоставлением ими услуг субъектам инновационной деятельности;

формирование системы эффективных коммуникаций и сотрудничества субъектов научной и инновационной деятельности. Данная задача будет решаться в рамках оказания содействия со стороны Правительства Новосибирской области в организации проведения крупных мероприятий в научной, научно-технологической и инновационной сфере, а также мероприятий, направленных на популяризацию научной, исследовательской и инновационной деятельности;

содействие в реализации научных и инновационных проектов. Данная задача будет решаться с помощью предоставления поддержки научным коллективам, которые проводят фундаментальные и поисковые научные исследования, субъектам инновационной деятельности на выполнение научно-прикладных и инновационных проектов, реализуемых совместно с научными организациями и образовательными организациями высшего образования, субъектам научной и научно-технической деятельности на создание научных лабораторий под руководством молодых ученых;

формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций. Данная задача будет решаться во взаимодействии с институтами развития с помощью разработки концептуальных и стратегических нормативных правовых документов, направленных на стимулирование научной, научно-технологической и инновационной деятельности в Новосибирской области.»;

3) раздел II «Обоснование необходимости реализации государственной программы», раздел IV «Система основных мероприятий государственной программы», раздел V «Механизм реализации и система управления государственной программы» признать утратившими силу;

4) приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;

5) приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;

6) приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.

3. Признать утратившими силу с 01.06.2024: приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Научно-технологическое развитие Новосибирской области», приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Научно-технологическое развитие Новосибирской области», приложение N 3 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области «Научно-технологическое развитие Новосибирской области».

4. В приложении N 1 к постановлению «Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области»:

1) в наименовании, пункте 1 слова «Стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области» заменить словами «Научно-технологическое развитие Новосибирской области»;

2) в пункте 4:

а) подпункт 10 изложить в следующей редакции:

«10) предоставления субсидии Фонду содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области в целях:

а) финансового обеспечения затрат, связанных с организацией, проведением Международного форума технологического развития «Технопром» (за исключением затрат на оказание услуг по предоставлению во временное владение и пользование нежилых помещений, расположенных на территории проведения Международного форума технологического развития «Технопром», определенной правовым актом Правительства Новосибирской области), приоритетных выставочно-ярмарочных, конгрессных, деловых, образовательных мероприятий на территории Новосибирской области, а также иных мероприятий (форумов, конференций, семинаров, круглых столов, выставок, фестивалей, конкурсов, совещаний, деловых встреч, проектных и образовательных мероприятий, в том числе с участием субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности), проводимых в рамках реализации государственной программы, в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области Фонду содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области (приложение N 6 к постановлению об утверждении государственной программы);

б) финансового обеспечения деятельности Фонда содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области в целях реализации мероприятий, указанных в абзаце «а» настоящего подпункта, в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области Фонду содействия развитию научно-технологической сферы Новосибирской области (приложение N 6 к постановлению об утверждении государственной программы);»;

б) подпункты 11 и 12 признать утратившими силу.



Губернатор области
     А.А. Травников


Приложение N 1
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 27.03.2024 N 139-п


«Приложение N 1
к государственной программе
Новосибирской области
«Научно-технологическое развитие
Новосибирской области»

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
государственной программы Новосибирской области
«Научно-технологическое развитие Новосибирской области»

Цель и задачи, требующие решения для достижения цели

Наименование целевого индикатора

Единица измерения

Значение целевого индикатора по годам

Примечание

2019

2020

2021

2022

2023

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель государственной программы. Совершенствование условий для научной, научно-технической и инновационной деятельности в Новосибирской области, повышение востребованности научного потенциала и технологического предпринимательства в социально-экономическом развитии Новосибирской области

1. Позиция Новосибирской области в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации (не ниже установленного значения целевого индикатора) (ежегодно)

позиция в рейтинге

10

10

10

10

10

Задача 1. Выявление талантливой молодежи (молодых ученых и специалистов, аспирантов и докторантов) и создание условий для ее успешного участия в научной, научно-технической деятельности и технологическом предпринимательстве

2. Количество грантов, премий и стипендий Правительства Новосибирской области для молодых ученых (ежегодно)

ед.

38

41

40

39

69

2.1. Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей в Новосибирской области (ежегодно)

%

-

-

42,9

43,1

43,3

Целевой индикатор введен с 2022 года, на 2021 год приведено базовое значение

Задача 2. Развитие инфраструктуры для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности

4. Количество проектов субъектов инновационной деятельности, подготовленных к участию в конкурсах и представленных инвесторам на ярмарках, выставках, форумах (ежегодно)

ед.

20

20

20

20

20

5. Количество мероприятий, направленных на обучение и взаимодействие субъектов инновационной деятельности (ежегодно)

ед.

3

2

3

4

5

6. Посещаемость портала Новосибирской области для инноваторов (fondnid.ru) (ежегодно)

тыс. чел.

2

4

6

7

10

6.1. Количество субъектов инновационной деятельности, которым были оказаны консультационные услуги (ежегодно)

ед.

-

-

200

220

300

Целевой индикатор введен с 2022 года, на 2021 год приведено базовое значение

7. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области резидентов технопарка Новосибирского Академгородка (ежегодно)

млн рублей

1040

1150

1270

1400

1540

8. Количество стартапов, рекомендованных в резиденты бизнес-инкубаторов (ежегодно)

ед.

30

30

32

32

34

8.1. Площадь объектов капитального строительства технопарка Новосибирского Академгородка (нарастающим итогом)

тыс. кв. м

-

-

119,1

119,1

125,7

Целевой индикатор введен с 2022 года, на 2021 год приведено базовое значение

Задача 3. Формирование системы эффективных коммуникаций и сотрудничества субъектов научной и инновационной деятельности

9. Количество участников крупных мероприятий в сфере инноваций (ежегодно)

чел.

38 000

40 000

40 000

50 000

53 000

Задача 4. Повышение восприимчивости экономики Новосибирской области и общества к инновациям, содействие развитию наукоемкого бизнеса

10. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций Новосибирской области (ежегодно)

%

7,1

7,3

17,9

18,1

18,3

11. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

%

10,2

10,5

3,1

3,3

3,5

Задача 5. Содействие в реализации научных и инновационных проектов и программ

12. Количество проектов, поддержанных Правительством Новосибирской области и фондами поддержки научной и инновационной деятельности (ежегодно)

ед.

200

200

95

19

42

13. Количество поддержанных проектов на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия (ежегодно)

ед.

15

35

27

27

40

13.1. Количество проектов, реализуемых в научных лабораториях под руководством молодых ученых

ед.

-

-

-

0

3

Целевой индикатор введен с 2023 года, на 2022 год приведено базовое значение

13.2. Количество научных статей в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях по тематике проектов, реализуемых в научных лабораториях под руководством молодых ученых (ежегодно)

ед.

-

-

-

0

0

Целевой индикатор введен с 2023 года, на 2022 год приведено базовое значение

Задача 6. Формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций

14. Количество разработанных концептуальных и (или) стратегических, нормативных правовых документов в сфере науки и инноваций и иных аналитических материалов (ежегодно)

ед.

7

7

7

7

7

15. Количество проведенных мониторингов научной и инновационной деятельности в Новосибирской области (ежегодно)

ед.

1

1

1

1

1

16. Количество присвоенных званий «Заслуженный деятель науки Новосибирской области» (ежегодно)

чел.

5

5

5

5

5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»