Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (с изменениями на 16 июня 2020 года)


6. Развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности


6.1. Валовой региональный продукт Новосибирской области


Данный показатель показывает уровень экономического развития, является отражением итогов экономической деятельности в регионе.В Новосибирской области формируется 14,7%(1) валовой добавленной стоимости СФО, что соответствует третьему месту среди субъектов СФО после Красноярского края и Иркутской области.

_________________________

(1) - по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области за 2017 год.

Объем добавленной стоимости на душу населения Новосибирской области по итогам 2017 года составил 409,8тыс. рублей (тридцатое место среди субъектов Российской Федерации, четвертое место среди субъектов СФО), в 2019 году прогнозируется увеличение объема ВРП на душу населения до461,2тыс. рублей.

Важную роль в структуре ВРП и в целом в экономической жизни региона играет промышленный комплекс, удельный вес которого по итогам 2017 года составил 19,4%.

Торговля является одним из динамично развивающихся секторов экономики Новосибирской области, на ее долю приходится 15,5% в структуре ВРП. Данная сфера характеризуется наличием крупных розничных сетей и значительного количества оптовых компаний.

В производственной структуре ВРП на долю сельского, лесного хозяйства приходится 4,2%, строительства - 3,8%.

По видам экономической деятельности «Транспортировка и хранение» и «Деятельность в области информации и связи» формируется 15,4% и 4,2% (соответственно) добавленной стоимости. Деятельность профессиональная, научная и техническая по итогам 2017 года составила 4,9% в ВРП.

Традиционно высокой в структуре ВРП (32,6%) является суммарная доля видов экономической деятельности, связанных со сферой общественных услуг (образование, здравоохранение, операции с недвижимым имуществом, финансовая деятельность и другие виды услуг).


Структура валовой добавленной стоимости Российской Федерации, Сибирского федерального округа и Новосибирской области по видам экономической деятельности в 2017 году(в текущих ценах; в процентах к итогу)


Перспективный рост физического объема ВРП области обусловлен прогнозируемым увеличением объемов производства в промышленности, сельском хозяйстве, а также ростом оборота розничной и оптовой торговли, динамичным развитием сферы предоставления услуг. Государственная поддержка инвестиционной и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, реализация программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п, реализациястратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642, в том числе в части развития Новосибирского научного центра, как территории с высокой концентрацией исследований и разработок,национальных проектов, региональных проектов, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» будут обеспечивать темпы экономического развития в среднесрочной перспективе. Наличие крупных розничных сетей и оптовых компаний в области, востребованность логистических услуг, расположение области на пересечении важнейших транспортных путей Сибири и страны являются важными условиями и предпосылками для роста инвестиционных вложений в создание и развитие транспортно-логистических комплексов.

Итоги социально-экономического развития области в 2017-2018 годах и тенденции первого полугодия 2019 года позволяют прогнозировать рост экономики в 2020-2022 годах в среднем около 2,8% в год по консервативному варианту (4,6% в год - по инновационному сценарию). Прогнозируется замедление темпов роста экономики в 2021 году с дальнейшим ускорением в 2022году в связи с выходом в 2020-2021 годах на проектную мощность инвестиционного проекта «Развитие АО «Сибирский Антрацит» до 9,5 млн. тонн» с государственной поддержкой из областного бюджета Новосибирской области, предусматривающего наращивание объемов добычи угля в прогнозном периоде до 9,5 млн. тонн, и планируемым ООО «Разрез Восточный» наращиванием объемов добываемого угля высокими темпами в период 2019-2020 годов до 11,1млн. тонн в год.

С учетом приведенных выше факторов прирост ВРП Новосибирской области к уровню 2019 года в сопоставимых ценах в 2022 году по консервативному варианту составит 8,7%, по целевому -12,6%, по инновационному -14,4%.

6.2. Инвестиции

В целях активного привлечения инвестиций на территорию Новосибирской области в прогнозном периоде будут реализованы меры в рамках:

национальных проектов и региональных проектов, разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О  национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 541-п;

Концепции парковой политики Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 07.06.2016 N 160-п;

Концепции кластерной политики Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.04.2012 N 187-п;

государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области» (проект);

Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п;

Программы привлечения инвестиций мирового уровня в Новосибирскую область на 2018-2020 годы, утвержденной временно исполняющим обязанности Губернатора Новосибирской области 20.03.2018 года.

В период 2020-2022 годов будет продолжена реализация комплекса мер по активному привлечению инвестиций на территорию области, оказанию государственной поддержки инвестиционной деятельности, применению механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства для содействия реализации инфраструктурных и социальных проектов региона, развитию парковых и кластерных проектов Новосибирской области, обеспечению информационной поддержки инвестиционной деятельности.

В период 2020-2022 годов наиболее инвестиционно привлекательными секторами в регионе останутся транспортировка и хранение, обрабатывающие производства, деятельность в области информации и связи, сельское хозяйство.