В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, статьей 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области», в целях реализации на территории Новосибирской области мероприятий в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», утвержденного решением регионального Проектного комитета областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области (протокол от 13.12.2018):
1. Утвердить региональным координатором создания центра опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области министерство образования Новосибирской области (Федорчук С.В.).
2. Утвердить прилагаемые:
1) комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию центра опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области;
2) описание центра опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.
Губернатор области
А.А. Травников
КОМПЛЕКС МЕР (ДОРОЖНАЯ КАРТА)
по созданию и функционированиюцентра опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок* |
1 | Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование центра опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области (далее - ЦОПП) | Министерство образования Новосибирской области | Приказ министерства образования Новосибирской области | 25 августа |
2 | Утвержден медиаплан ЦОПП | Министерство образования Новосибирской области | Приказ министерства образования Новосибирской области | 1 октября |
3 | Утверждено Положение о деятельности ЦОПП | Министерство образования Новосибирской области | Приказ министерства образования Новосибирской области | 1 октября |
4 | Согласованы и утверждены дизайн-проект и зонирование ЦОПП | Министерство образования Новосибирской области во взаимодействии с Министерством просвещения Российской Федерации | Письмо Министерства просвещения Российской Федерации, приказ министерства образования Новосибирской области | 30 октября 2019 года |
5 | Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦОПП | Министерство образования Новосибирской области во взаимодействии с Министерством просвещения Российской Федерации | Письмо Министерства просвещения Российской Федерации, приказ министерства образования Новосибирской области | 1 ноября |
6 | Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦОПП по статьям расходов | Министерство образования Новосибирской области во взаимодействии с Министерством просвещения Российской Федерации | Письмо министерства образования Новосибирской области | 30 ноября |
7 | Заключено дополнительное соглашение с Министерством просвещения Российской Федерациипо реализации регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» на территории Новосибирской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» | Министерство образования Новосибирской области | Дополнительное соглашение | 5 февраля |
8 | Заключено финансовое соглашение с Министерством просвещения Российской Федерациив подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» | Министерство образования Новосибирской области | Финансовое соглашение | 15 февраля |
9 | Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания ЦОПП | Министерство образования Новосибирской области | Извещение о проведении закупок | 25 февраля |
10 | Определение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки | Министерство образования Новосибирской области | Перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки | 1 октября |
11 | Утверждение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки | Министерство образования Новосибирской области | Приказ министерства образования Новосибирской области | 1 ноября |
12 | Разработка технического задания на создание цифровой платформы ЦОПП | Министерство образования Новосибирской области | Техническое задание | 30 ноября |
13 | Определение требований к руководителю и ключевым позициям административного и основного персонала ЦОПП | Министерство образования Новосибирской области | Объявление о конкурсе на замещение вакантных должностей в ЦОПП, должностные инструкции сотрудников ЦОПП | 1 октября |
14 | Комплектование штата ЦОПП | Министерство образования Новосибирской области, | Приказы о назначении на должность сотрудников ЦОПП | 1 января |
15 | Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников ЦОПП | Министерство образования Новосибирской области, | Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров | Согласно отдельному графику |
16 | Завершено приведение площадок ЦОПП в соответствии с фирменным стилем; доставлено, установлено, налажено оборудование | Министерство образования Новосибирской области, | Акты приемки работ, товарные накладные | 25 августа 2020 года |
17 | Получена лицензия на реализацию образовательной деятельности ЦОПП (при необходимости) | Министерство образования Новосибирской области, | Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования | 25 августа 2020 года |
18 | Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадки ЦОПП в соответствии с фирменным стилем | Министерство образования Новосибирской области, | Письмо министерства образования Новосибирской области с приложением информации, в том числе фотоотчета, согласно форме отчета | 30 августа 2020 года |
19 | Разработка программ опережающей профессиональной подготовки | Министерство образования Новосибирской области, | Утвержденные программы опережающей профессиональной подготовки | Март |
20 | Реализация программ опережающей профессиональной подготовки | ЦОПП | Приказы о начале и завершении обучения (проведении итоговой аттестации) по программам опережающей профессиональной подготовки | Декабрь |
21 | Открытие ЦОПП в единый день | Министерство образования Новосибирской области | Информационное освещение в СМИ | 1 сентября 2020 года |
*Плановая дата выполнения мероприятия.Возможна корректировка сроков в соответствии с итогами отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование».
ОПИСАНИЕ
центра опережающей профессиональной подготовки
Новосибирской области
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятия
по созданию центра опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, статьей 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования вНовосибирской области», в целях реализации на территории Новосибирской области мероприятий в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», утвержденного решением регионального Проектного комитета областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области (протокол от 13.12.2018),запланировано создание центра опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области (далее - ЦОПП).
Система среднего профессионального образования Новосибирской области (далее - СПО) нацелена на подготовку квалифицированных кадров в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики региона.
Ядром системы СПО региона являются:
69 государственных профессиональных образовательных организаций Новосибирской области, подведомственных областным исполнительным органам государственной власти (далее - профессиональные образовательные организации);
1 частная профессиональная образовательная организация;
10 образовательных организаций высшего образования, реализующих программы СПО;
более 53 тысяч студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (~ 1,80% от контингента по Российской Федерации);
около 10 тысяч выпускников, прошедших обучение по программамСПО, ежегодно;
более 2700 преподавателей и мастеров производственного обучения в образовательных организациях, реализующих программы СПО;
более 180 программ подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Дополнительными конкурентными преимуществами региональной системы подготовки кадров являются:
1. Наличие инновационной инфраструктуры подготовки кадров.
На базе профессиональных образовательных организаций созданы 20 высокотехнологичных отраслевых ресурсных центров, 9 многофункциональных центров прикладных квалификаций.Идет обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций в соответствии со стандартами международной организации «Ворлдскиллс» (далее - стандарты «Ворлдскиллс»): аккредитовано 11 специализированных центров компетенций и 40 центров проведения демонстрационного экзамена (далее - ЦПДЭ) по 30 компетенциям.
2. Опыт подготовки кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее - ТОП-50).
По состоянию на 01.06.2019 года28 профессиональных образовательных организаций реализуют программы подготовки по 28 профессиям и специальностям ТОП-50 (40% профессиональных образовательных организаций).
3. Кадровый потенциал профессиональных образовательных организаций.
Преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных образовательных организацийактивно повышают свою квалификацию по вопросам подготовки кадров по профессиям и специальностям ТОП-50 с учетом требований стандартов «Ворлдскиллс».В 2017 - 2018 годах повышение квалификации прошли более 250 педагогических работников профессиональных образовательных организаций. В дальнейшем запланировано ежегодное повышение квалификации неменее125преподавателей и мастеров производственного обучения. В системе СПО наблюдаетсявысокий уровень развития экспертного сообщества: имеется 35 сертифицированных экспертов, 132 эксперта с правом проведения чемпионатов по стандартам «Ворлдскиллс» и 836 экспертов демонстрационного экзамена.
4. Развитая система конкурсов профессионального мастерства, включающая систему чемпионатов «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и «Абилимпикс», а также участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
В Новосибирской области проводится один из крупнейших в Российской Федерации по количеству конкурсантов и соревновательных компетенций региональный чемпионат «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», представители области демонстрируют устойчивые высокие результаты в Финалах Национального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».С 2015 года Новосибирская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации по итогам медального зачета регионов, представители области постоянно входят в состав национальной сборной по профессиональному мастерству на международных соревнованиях.
5. Наличие опыта аттестации обучающихся с использованием механизма демонстрационного экзамена.
В 2017 - 2019 годах Новосибирская область принимала участие в пилотной апробации и внедрении новой формы государственной итоговой аттестации по программам СПО - демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс».
В 2016 - 2017 учебном году в демонстрационном экзамене приняли участие 265 студентов из 12 профессиональных образовательных организаций по 14 компетенциям.Поего итогам Новосибирская область заняла третье место в Российской Федерации по вовлеченности в демонстрационный экзамен, 58% студентов продемонстрировали уровень подготовки выше среднего по стране, а 4 колледжа вошли в ТОП-20 лучших образовательных организаций по итогам демонстрационного экзамена.
В 2017 - 2018 учебном году количество студентов, прошедших через процедуру демонстрационного экзамена, увеличилось до 664 человек (26 образовательных организаций, 30 компетенций).По итогам демонстрационного экзамена Новосибирская область оказалась в пятерке ведущих регионов России, 192 студента продемонстрировали уровень подготовки, соответствующий- стандартам «Ворлдскиллс».
В 2018 - 2019 учебном году демонстрационный экзамен проведен в 36 (45%) образовательных организациях, реализующих программы СПО,по 30 компетенциям с привлечением более 1200 студентов.
Качество подготовки кадров в системе СПО подтверждается высоким уровнем трудоустройства выпускников. Показатель трудоустройства выпускников по полученной специальности (профессии) в 2017 - 2018 годах составил более 80% от общей численности выпускников, при этом более 40% выпускников трудоустраиваются по месту прохождения производственной (преддипломной) практики. Общая занятость выпускников (с учетом продолживших дальнейшее обучение, призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации и находящихся в отпуске по уходу за ребенком) составляет 98%. Это подтверждает и востребованность выпускников системы СПО на рынке труда, и доверие к ним со стороны работодателей.
Вместе с тем, система СПО региона сталкивается с рядом вызовов, для эффективного преодоления которых необходимо создание ЦОПП:
1. Устранение системного дефицита рабочих кадров на рынке труда Новосибирской области.
Общая прогнозная потребность всех отраслей экономики в кадрах на 2018 - 2024 годы составила более 169 тысяч человек, в том числе 35 тысяч человек - ожидаемая потребность в специалистах с высшим образованием, 134 тысячи человек - со средним профессиональным образованием.
Ежегодная потребность рынка труда Новосибирской области (более 22-х тысяч человек) не может быть удовлетворена выпускниками системы СПО, так как ежегодное количество выпускников по программам СПОсоставляет около 10 тысяч человек. В этой связи на рынке труда сформирован системный дефицит кадров, покрываемый либо за счет специалистов с высшим образованием (феномен «оверквалифайд»), либо за счет специалистов с непрофильным образованием. Обе ситуации требуют переподготовки кадров и сказываются на результативности и эффективности труда. Деятельность ЦОПП позволит внедрить гибкие и короткие (до 6 месяцев) образовательные программы, ориентированные на отрасли, испытывающий наиболее острый дефицит кадров.
2. Кадровое обеспечение приоритетных социально-экономических программ и проектов, включая:
Стратегию социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года»;
программу реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п «Об утверждении программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года» (в части обеспечение кадрами «флагманских проектов» и деятельности научно-производственных и отраслевых кластеров понаправлениям: производство материалов, развитие аддитивных технологий, промышленная автоматика и развитие микро-, нано- и биоэлектроники, информационные технологии, промышленные биотехнологии, биофармацевтика, высокотехнологичные медицинские услуги и изделия);
приоритетную программуКомплексное развитие моногородов, утвержденную. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 N 11);
развитие территорий опережающего социально-экономического развития (кадровое обеспечение инвестиционных проектов в рабочих поселках Линево и Горный).
Приоритетные социально-экономические программы требуют обеспечения кадрами с набором конкретных компетенций (индивидуализация и кастомизация подготовки специалистов) в короткие сроки (до 1 года), что может быть обеспечено действующими образовательными программами в рамках существующих образовательных стандартов. Деятельность ЦОПП направлена на инвентаризацию программ подготовки кадров, соотнесение их с требованиями заказчиков, разработку гибких треков подготовки востребованных кадров под конкретное производство (профильное целевое обучение).
3. Кадровое обеспечение новых отраслей экономики и креативных индустрий.
Включение Новосибирской области в число пилотных регионов по апробированию механизмов реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», национальных проектов «Наука» (региональный проект «Академгородок 2.0»), и «Цифровая экономика» требует повышения качества подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей, настройки векторов подготовки кадров для преодоления «долины смерти» (периода от создания до внедрения научной разработки в промышленность региона), взрывного роста компетенций населения в сфере цифровой экономики. Деятельность ЦОПП позволит сформировать модель сквозной подготовки кадров (школа - колледж - вуз - научный институт - инновационное производство), подготовить кадровые ресурсы для новых производств. Профессиональные образовательные организации как ядро ЦОПП будут включены в подготовку кадров для цифровой экономики. ЦОПП позволит создать механизм навигации по инфраструктуре подготовки кадров (инженерные классы, профессиональные образовательные организации, вузы, научные институты, учебные центры производств, институты развития) для реализации образовательных программ в сетевой форме.
4. Расширение практики сетевого взаимодействия организаций, трансляция лучших практик подготовки кадров.
ЦОПП позволит расширить горизонтальные связи в рамках отдельных направлений подготовки кадров (по профильным областям), актуализировать связи профессиональных образовательных организаций с предприятиями по модели практикоориентированного (дуального) образования, сформировать и укрепить вертикальные связи в системе «школа - колледж - вуз», интегрировав в них инженерные классы общеобразовательных организаций, специализированные центры компетенций на базе профессиональных образовательных организаций и лаборатории и кафедры организаций высшего образования). На основе сформированной обновленной архитектуры взаимодействия образовательных организаций ЦОПП создаст региональный реестр инновационных образовательных программ и практик подготовки кадров для всех уровней образования и профессиональной переподготовки.
5. Обеспечение масштабного повышения квалификации и обновления профессиональных компетенций работающих граждан с учетом современных стандартов и передовых технологий по наиболее востребованным и перспективным профессиям.
ЦОПП в сетевом формате совместно с профессиональными образовательными организациями разработает и запустит новые программы повышения квалификации для сотрудников предприятий (организаций) с учетом требований современных стандартов и передовых технологий по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Указанные программы повышения квалификации будут ориентированы на внедрение практик повышения производительности труда и охраны труда, бережливого производства, внедрение современных технологий, что позволит уйти от формального повышения квалификации работающих граждан.
Раздел 2. Наработки и потенциалНовосибирской области
в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования