6.1. Валовой региональный продукт Новосибирской области
Данный показатель показывает уровень экономического развития, является отражением итогов экономической деятельности региона.В Новосибирской области формируется 15,2%(2) валовой добавленной стоимости СФО, что соответствует второму месту среди субъектов СФО после Красноярского края (24,8%).
_________________________
(2) - по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области за 2016 год.
Объем добавленной стоимости на душу населения Новосибирской области по итогам 2016 года составил 391,4 тыс. рублей (четвертое место среди субъектов СФО), в 2018 году прогнозируется увеличение объема ВРП на душу населения до 423,1тыс. рублей.
В производственной структуре валового регионального продукта Новосибирской области 2016 года на долю промышленного производства приходится 18,2%, торговли - 16,8%, транспорта и связи - 17,2%, сельского хозяйства - 4,9%, строительства - 3,8%.
В сфере общественных услуг (образование, здравоохранение, операции с недвижимым имуществом, включая научные исследования и разработки, государственное управление и прочее) формируется 39,1% ВРП.
Таблица 2
Структура валовой добавленной стоимости Российской Федерации, Сибирского федерального округа и Новосибирской области
по видам экономической деятельности в 2016 году(в текущих ценах; в процентах к итогу)
Российская Федерация | Сибирский федеральный округ | Новосибирская область | |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 5,1 | 6,2 | 4,9 |
Рыболовство, рыбоводство | 0,3 | 0,0 | 0,0 |
Добыча полезных ископаемых | 10,9 | 15,6 | 1,9 |
Обрабатывающие производства | 17,3 | 19,9 | 13,4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 3,9 | 4,5 | 2,9 |
Строительство | 6,3 | 5,3 | 3,8 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 16,9 | 10,8 | 16,8 |
Гостиницы и рестораны | 1,1 | 0,9 | 1,0 |
Транспорт и связь | 9,5 | 10,7 | 17,2 |
Финансовая деятельность | 0,5 | 0,2 | 0,4 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки | 14,6 | 10,4 | 22,9 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование | 4,9 | 5,8 | 5,1 |
Образование | 3,0 | 3,9 | 4,0 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 4,0 | 4,5 | 4,4 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 1,7 | 1,3 | 1,3 |
Перспективный рост физического объема ВРП области обусловлен прогнозируемым увеличением объемов производства в промышленности, сельском хозяйстве, а также ростом оборота розничной и оптовой торговли, динамичным развитием сферы предоставления услуг. Государственная поддержка инвестиционной и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, реализация программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года,утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п, реализация приоритетных проектов Новосибирской области в рамках Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 (втом числе Академгородок 2.0) будут обеспечивать темпы экономического развития в среднесрочной перспективе. Наличие крупных розничных сетей и оптовых компаний в области, востребованность в логистических услугах, расположение области на пересечении важнейших транспортных путей Сибири являются важными условиями и предпосылками для роста инвестиционных вложений в создание и развитие транспортно-логистических комплексов (суммарная доля торговли и транспорта в ВРП по итогам 2016 года составляет 34%).
Прогноз валового регионального продукта Новосибирской области
на 2019-2021 годы
6.2. Инвестиции
В целях активного привлечения инвестиций на территорию Новосибирской области реализуются меры в рамках:
Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 541-п;
Концепции парковой политики Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 07.06.2016 N 160-п;
Концепции кластерной политики Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.04.2012 N 187-п;
государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п;
Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п.
Приоритетными направлениями реализуемой Правительством Новосибирской области инвестиционной политики являются улучшение инвестиционного климата, развитие кластерных и парковых проектов, государственно-частного партнерства и сопровождение реализации инвестиционных проектов.
Наиболее инвестиционно привлекательными секторами в прогнозном периоде в Новосибирской области будут являться обрабатывающие производства, транспорт и логистика. Такие отрасли, как машиностроение, электроника, фармация, транспорт, медицинские, агро- и биотехнологии продолжат получать поддержку в соответствии с программой реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п. При этом базисом для новых волн инновационных проектов станет формирование в Новосибирской области мощного научно-образовательного кластера во исполнение таких государственных документов, как Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и национальных задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в части создания 15 научных центров мирового класса) и поручения Президента Российской Федерации от 18 апреля 2018 года о реализации проекта«Академгородок 2.0» - территории с повышенной концентрацией науки и образования.
Для реализации на территории области ряда крупных инвестиционных проектов (строительство мостового перехода через реку Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска, новой ледовой арены в г. Новосибирске и иные) планируется привлечение средств федерального бюджета.