МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Развитие сферы культуры города Новосибирска»
на 2017 - 2020 годы
1. Паспорт муниципальной программы «Развитие сферы культуры
города Новосибирска» на 2017 - 2020 годы
(Раздел в редакции, введенной
постановлением мэрии от 07.08.2017 N 3738,
постановлением мэрии от 29.12.2017 N 5842,
постановлением мэрии от 02.04.2018 N 1175,
постановлением мэрии от 02.07.2018 N 2384,
постановлением мэрии от 31.07.2018 N 2768,
постановлением мэрии от 14.12.2018 N 4471,
постановлением мэрии от 29.12.2018 N 4782,
постановлением мэрии от 29.03.2019 N 1141,
постановлением мэрии от 26.06.2019 N 2310,
постановлением мэрии от 03.09.2019 N 3292,
постановлением мэрии от 25.12.2019 N 4721,
постановлением мэрии от 30.12.2019 N 4807,
постановлением мэрии от 16.03.2020 N 873,
постановлением мэрии от 15.06.2020 N 1860,
постановлением мэрии от 25.08.2020 N 2608,
постановлением мэрии от 21.12.2020 N 4103,
постановлением мэрии от 30.12.2020 N 4304,
- см. предыдущую редакцию)
Наименование муниципальной программы | «Развитие сферы культуры города Новосибирска» на 2017 - 2020 годы (далее - Программа) | |||
Разработчики Программы | Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска (далее - ДКСиМП) | |||
Исполнители Программы | ДКСиМП; департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - ДСА); муниципальные организации культуры города Новосибирска | |||
Ответственный исполнитель Программы | ДКСиМП | |||
Цель и задачи Программы | Цель: содействие развитию сферы культуры города Новосибирска. Задачи: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Новосибирска услугами организаций культуры; организация библиотечного обслуживания населения города Новосибирска, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов муниципальных библиотек города Новосибирска | |||
Целевые индикаторы Программы | Целевые индикаторы: количество детей, обучающихся в муниципальных организациях дополнительного образования в области искусств (далее - МОДО), -13474 человека; число посещений театрально-концертных мероприятий профессиональных творческих коллективов на 1000 человек населения города Новосибирска - 550 посещений/ежегодно; доля участников культурно-досуговых, информационно-просветительских мероприятий, общегородских праздников и крупномасштабных социально значимых акций в общей численности населения города Новосибирска - 8,7 %; доля представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда муниципального автономного учреждения культуры города Новосибирска «Музей Новосибирска» (далее - МАУК «Музей Новосибирска»)* - 21 %; количество творческих проектов, получивших поддержку путем предоставления муниципальных грантов в форме субсидий, - 4 единиц; количество посещений муниципальных библиотек города Новосибирска - не менее 1677,4 тыс. посещений в год; доля модернизированных библиотек в общем количестве муниципальных библиотек города Новосибирска - 8,3 %; обновляемость фондов муниципальных библиотек города Новосибирска - не менее 1,8 % | |||
Сроки реализации Программы | 2017 - 2020 годы | |||
Объем финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 8299789,29 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) - 191848,03 тыс. рублей; за счет средств бюджета города Новосибирска (далее - бюджет города) - 8107941,26 тыс. рублей |
Примечания: | * - до создания МАУК «Музей Новосибирска» (на основании постановления мэрии города Новосибирска от 16.10.2019 N 3808 «О создании муниципального автономного учреждения культуры города Новосибирска «Музей Новосибирска» путем изменения типа муниципального казенного учреждения культуры города Новосибирска «Музей Новосибирска») - муниципальное казенное учреждение культуры города Новосибирска «Музей Новосибирска», переименованное из муниципального казенного учреждения культуры города Новосибирска «Музей города Новосибирска» (далее - МКУК «Музей Новосибирска). |
2. Обоснование необходимости разработки Программы
Современный этап развития России характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов.
Исходя из этого разработана и реализуется федеральная целевая программа «Культура России» (2012 - 2018 годы), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186, основной стратегической целью которой является сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере культуры отнесено создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек.
Современное состояние сферы культуры Новосибирска характеризуется повышением интереса жителей как к истории культуры, так и к современной культуре. Развитие сферы культуры Новосибирска является эффективным инструментом и основой повышения качества жизни горожан, сохранения и умножения человеческого капитала, повышения конкурентоспособности города.
Город Новосибирск обладает достаточно развитой сетью организаций культуры разных форм собственности. На муниципальном уровне функционируют организации, оказывающие разнообразные услуги в сфере культуры: 33 учреждения дополнительного образования (10 детских музыкальных школ, 3 детские художественные школы и 20 школ искусств), 71 библиотека (12 юридических лиц: 2 центральные городские библиотеки и 10 централизованных библиотечных систем), 11 организаций клубного типа, 9 парков культуры и отдыха, 2 драматических театра, 3 концертные организации (муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Новосибирский городской духовой оркестр» (далее - МБУК НГДО), муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Городская дирекция творческих программ» (далее - МБУК ГДТП), муниципальное автономное учреждение культуры города Новосибирска «Сибирский центр событий» (далее - МАУК СЦС)), муниципальное казенное предприятие города Новосибирска «Киноконцертный комплекс имени В. В. Маяковского», муниципальное автономное учреждение культуры города Новосибирска «Муниципальный культурный центр «Сибирь-Хоккайдо» (далее - МАУК МКЦ «Сибирь-Хоккайдо»), муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Детская киностудия «Поиск» (далее - МБУК Детская киностудия «Поиск»), муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Зоологический парк имени Ростислава Александровича Шило», МКУК «Музей города Новосибирска» (в том числе 8 филиалов), муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств» (далее - МБУК ГЦИИ).
В целях создания максимально благоприятных условий для рационального и духовно-содержательного использования горожанами своего свободного времени, повышения их культурного уровня и организации творчески-созидательной деятельности в городе Новосибирске в 2010 - 2016 годах, в том числе в рамках ведомственных целевых программ «Развитие сферы культуры города Новосибирска» на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 19.12.2013 N 12024, и «Развитие муниципальных библиотек города Новосибирска» на 2014 - 2017 годы, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 27.08.2013 N 8068, удалось реализовать ряд комплексных системных мероприятий, что позволило сохранить сеть муниципальных организаций культуры, дать импульс к инновационному развитию сферы культуры города Новосибирска. За этот период начали внедряться инновационные проектные технологии (создание электронных архивов и виртуальных экскурсий МКУК «Музей города Новосибирска», креативные форматы театральных постановок, интерактивные формы взаимодействия с населением в библиотеках и др.), удалось достичь повышения заработной платы работников учреждений культуры, переоборудовать пять зданий под нужды МОДО, предоставить помещения для одного городского театра, модернизировать шесть библиотек в районные информационные центры по краеведению. Переосмыслен опыт проведения масштабных городских мероприятий, увеличено количество стипендий мэрии города Новосибирска для одаренных детей в области культуры и искусства, разработана концепция развития озелененных общественных пространств общегородского значения города Новосибирска «Зеленый Новосибирск», начата популяризация объектов культурного наследия посредством современных технологий, реализован эффективный механизм поддержки профессиональной творческой деятельности в сфере культуры в виде муниципальных грантов в форме субсидий.
В сфере культуры города Новосибирска остаются такие проблемы, как:
недостаточная обеспеченность материально-технической базы муниципальных организаций культуры;
ограниченный доступ к услугам сферы культуры для маломобильных групп населения;
недостаточный для работы с современными технологиями уровень квалификации сотрудников муниципальных организаций культуры;
отсутствие системы эффективного взаимодействия между творческими сообществами и муниципальным сектором культуры города Новосибирска.
Опыт реализации ведомственных целевых программ «Развитие сферы культуры города Новосибирска» на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 19.12.2013 N 12024, и «Развитие муниципальных библиотек города Новосибирска» на 2014 - 2017 годы, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 27.08.2013 N 8068, свидетельствует об эффективности применения программно-целевого метода для решения проблем в сфере культуры города Новосибирска.
Программа, объединившая в себе все направления указанных ведомственных целевых программ, разработана с целью комплексного содействия развитию сферы культуры города Новосибирска путем создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры и организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов муниципальных библиотек города Новосибирска.
Реализация Программы приведет к повышению качества и разнообразия услуг в сфере культуры, повышению общего уровня культуры новосибирцев, а также созданию образа Новосибирска как города открытого культурного пространства.
3. Цели, задачи, целевые индикаторы Программы
(Раздел в редакции, введенной
постановлением мэрии от 29.12.2017 N 5842,
- см. предыдущую редакцию)
Таблица 1
(В редакции, введенной
постановлением мэрии
от 16.03.2020 N 873,
- см. предыдущую редакцию)