В соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 30.12.2015 N 562-рп «О создании рабочей группы по разработке концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области» и в целях реализации государственной политики по обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, организации сетевого взаимодействия организаций образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры, спорта по созданию условий для полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории Новосибирской области:
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы (далее - Концепция).
2. Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Нелюбов С.А.) совместно с министерством социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.), министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (Шмидт И.В.), министерством культуры Новосибирской области (Решетников И.Н.), министерством здравоохранения Новосибирской области (Иванинский О.И.), департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области (Ахапов С.А), во взаимодействии с федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Барковская О.С.), Главным управлением образования мэрии города Новосибирска (Шварцкопп В.А.):
1) в срок до 01.05.2016 разработать план мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции (далее - план мероприятий);
2) обеспечить реализацию плана мероприятий.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.
Губернатор области
В.Ф. Городецкий
КОНЦЕПЦИЯ
развития инклюзивного образования в Новосибирской области
на 2016-2020 годы
I. Общие положения
Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Российской Федерации, Федеральным от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», и федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области», Законом Новосибирской области от 12.03.1999 N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 08.07.2013 N 296-п «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных технологий», постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы», постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 N 572-п «О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях», постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 01.04.2015 N 925 «О Единой базе учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области», приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 25.03.2013 N 771 «О расширении проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 29.10.2013 N 2457 «О реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в сфере образования на территории Новосибирской области».
В соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами государство обеспечивает доступность и качество образования детям с учетом их способностей, возможностей, желаний и интересов, в том числе посредством развития инклюзивного образования.
Целью инклюзивного образования является создание условий для обеспечения доступности, качества образования и полноценной социализации всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью. Достижение цели обеспечивается в процессе развития образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование в условиях развивающей образовательной среды, при решении следующих задач: формирование инклюзивной культуры участников образовательного процесса; создание инклюзивной политики; развитие инклюзивной практики (далее - инклюзивные образовательные организации).
Концепция разработана с целью обеспечения управления развитием инклюзивного образования как инновационного процесса на основе программно-проектного и системно-деятельностного подходов с использованием современных инструментов мониторинга, привлечения экспертного сообщества, усиления потенциала государственного управления образованием. В Концепции раскрыты основные принципы и стратегические направления развития инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе образования Новосибирской области как наиболее уязвимых групп детского населения с особыми образовательными потребностями с позиции гарантии обеспечения прав на инклюзивное образование.
Стратегия реализации основных принципов и концептуальных идей развития инклюзивного образования отражается в плане действий по развитию инклюзивного образования в Новосибирской области, разрабатываемом в соответствии с мероприятиями государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее - Государственная программа Новосибирской области), плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на территории Новосибирской области, утвержденном министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 3 июня 2015 года.
II. Понятия, используемые в Концепции
Основные понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В целях настоящей Концепции также применяются следующие понятия:
Инклюзивная культура - формирование системы принципов и ценностей инклюзивного образования и обеспечение психологической безопасности, комфортности, сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Инклюзивная политика - обеспечение нормативно-правовых основ инклюзивного образования; развитие архитектурной, материально-технической и доступной пространственно-предметной среды.
Инклюзивная практика - удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, с учетом их разнообразия и индивидуальных возможностей, повышение профессиональной компетентности педагогов и обеспечение целенаправленного просвещения, консультирования, информирования всех участников образовательного процесса и других ведомств по вопросам инклюзивного образования.
Инклюзивное образовательное пространство Новосибирской области - совокупность образовательных пространств инклюзивных образовательных организаций и организаций, обеспечивающих организационное и методическое сопровождение инклюзивного образования, в том числе осуществляющих сотрудничество в единой системе сетевого взаимодействия.
Образовательная среда - это совокупность всех условий в образовательном пространстве, способствующая обучению, воспитанию и развитию обучающихся и воспитанников, включающая пространственно-предметный, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты.
Особые образовательные потребности (нужды) - это потребности обучающихся, испытывающих постоянные или временные трудности при получении образования, связанные с физическими и умственными недостатками, а также с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими иди другими факторами.
К особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью относятся:
начало специального обучения сразу же после выявления нарушения развития ребенка;
учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации образовательного процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательной организации.
Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь (далее - ППМС-помощь) - оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам по решению проблем обучения, воспитания, развития и лечения обучающихся с трудностями в освоении основных образовательных программ, в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение (далее - ППМС-сопровождение) - профессиональная согласованная деятельность педагогов и специалистов сопровождения - педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора, направленная на создание социально-психологических условий, в которых обучающийся достигнет максимально возможных для него результатов.
Психолого-медико-педагогический консилиум - одна из форм взаимодействия специалистов образовательной организации, объединяющихся для ППМС-сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК) - коллегиальный орган, который создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Ранняя помощь - семейно ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.
Сетевое взаимодействие - система взаимосвязей организаций, обеспечивающих и реализующих инклюзивное образование с целью развития доступности качественного образования для всех категорий граждан, вариативности образования, открытости образовательных организаций и насыщенности информационного поля, повышения профессиональной компетентности педагогов.
Социализация - процесс становления личности, усвоение социальных норм и моделей социально приемлемого поведения.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (далее - ППМС-центр) - организация, оказывающая помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также предоставляющая помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся. Осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
III. Предпосылки развития инклюзивного образования
в Новосибирской области
Для успешного развития инновационной практики инклюзивного образования в Новосибирской области созданы следующие предпосылки.
1. Сложившаяся система ППМС-сопровождения образования в Новосибирской области, которая включает:
1) региональный ППМС-центр - государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» (далее - ГБУ НСО «ОЦДК»);
2) 10 филиалов ГБУ НСО «ОЦДК» в муниципальных образованиях Новосибирской области;
3) 5 муниципальных ППМС-центров;
4) 39 ПМПК;
5) 30 служб ППМС-сопровождения в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области (базовые школы);
6) 8 ресурсных центров;
7) 2 федеральные стажировочные площадки, созданные в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы», по направлению «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся»;
8) 51 стажировочную площадку;
9) 29 отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы (ранее - специальные (коррекционные) образовательные организации);
10) 247 дошкольных образовательных организаций с группами комбинированной и компенсирующей направленности, расположенных на территории Новосибирской области;
11) 11 консультативных пунктов для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в семье.
2. Реализация с 2011 по 2015 годы мероприятий ведомственных целевых программ, утвержденных приказами министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.10.2010 N 1997 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011-2013 годы», от 04.03.2013 N 618 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013-2015 годы», и реализация Государственной программы Новосибирской области позволили осуществить ряд последовательных шагов по развитию качественного и доступного образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в трех направлениях:
1) создание эффективной системы оказания своевременной качественной ППМС-помощи семье и детям с ОВЗ и инвалидностью;
2) развитие вариативных условий для получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью (специальное, инклюзивное, дистанционное образование);
3) совершенствование системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, включенных в систему образования детей с ОВЗ и инвалидностью и оказания им ППМС-помощи.
3. Реализация государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», позволила создать в Новосибирской области необходимые условия для совместного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью и детей, не имеющих нарушений здоровья в 53 общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области.
4. Создание системы научно-методического сопровождения доступного качественного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая интегрированное, инклюзивное, дистанционное, индивидуальное обучение на дому, обучение по адаптированным образовательным программам, которое осуществляют государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; ГБУ НСО «ОЦДК» и его филиалы; муниципальные ППМС-центры, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» позволило обеспечить повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников по вопросам обучения, развития и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
5. Реализация регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» (далее - региональный проект) в соответствии с приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 12.08.2011 N 1435 «О проведении конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Новосибирской области на реализацию регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» в рамках комплекса мер по модернизации общего образования» позволило:
1) развить практику инклюзивного образования в 113 образовательных организациях,
2) обеспечить специальными образовательными условиями 2586 детей с ОВЗ и инвалидностью,
3) повысить профессиональную компетентность более 1500 педагогов,
4) создать единую региональную базу учета детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также сетевой методический ресурс;
5) разработать интерактивную карту образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам, расположенных на территории Новосибирской области;
6) осуществлять ежегодные мониторинги состояния системы образования и ППМС-сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, качества деятельности ПМПК на территории Новосибирской области, эффективности инклюзивного образовательного процесса в школах-участниках регионального проекта.
6. Деятельность «уникальных образовательных организаций» и «экспериментальных школ» (частное общеобразовательное учреждение школа «Аврора», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива», государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Областной методический центр абилитационной педагогики» и муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А.И. Бороздина») позволила апробировать и внедрить инновационную практику инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
7. Деятельность родительских сообществ детей с ОВЗ и инвалидностью, общественных организаций, региональных средств массовой информации способствовала поддержке и распространению идей инклюзивного образования и формированию толерантного отношения к инвалидам, детям с ОВЗ и инвалидностью в социальной среде.
8. Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области проводятся мероприятия, направленные на обеспечение доступности профессионального образования. Подведомственными профессиональными образовательными организациями реализуются проекты и разрабатываются специальные программы, направленные на активное вовлечение в образовательную среду лиц с ОВЗ и инвалидностью, формирование толерантной культуры у молодежи.
Осуществление в Новосибирской области вышеперечисленных мер существенно изменило ситуацию по обеспечению законодательно закрепленных прав обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на получение доступного качественного образования, создало реальную основу для более динамичного развития инклюзивной практики и обеспечило предпосылки для развития системы инклюзивного образования на территории Новосибирской области.
IV. Основные принципы и концептуальные идеи развития инклюзивного образования в Новосибирской области
Развитие системы инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Новосибирской области базируется на следующих принципах: