МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(МИНОБРНАУКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

ПРИКАЗ

от 04 марта 2013 года N 618

г. Новосибирск


Об утверждении ведомственной целевой программы
«Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области
на 2013 - 2015 годы»


В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 43-п «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области», с целью прологирования сроков реализации ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы», утвержденной приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 27.06.2012 N 1424 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы»,

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы» в прилагаемой редакции.

2. Признать утратившим силу приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 27.06.2012 N 1424 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Д.А. Метелкина.

Министр
                                В.А. Никонов


УТВЕРЖДЕНА
                                                                                                                       приказом министерства образования,
                                                                                                                                      науки и инновационной политики
                                                                                                                                      Новосибирской области
                                                                                                                                      от 04.03.2013 N 618


Ведомственная целевая программа
«Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья
 и детей инвалидов Новосибирской области на 2013-2015 годы»


1. Паспорт программы

Наименование
Программы


Ведомственная целевая программа развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов Новосибирской области на 2013-2015 годы (далее - Программа)

Разработчик Программы

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Руководитель Программы

Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Цель  и задачи Программы

Цель Программы: обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области на доступное и качественное образование и условий для их успешной  социализации

Задачи Программы:

1.      Обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, непосредственно по месту их проживания, с развитием моделей интегрированного, инклюзивного, дистанционного   обучения.

2.      Развитие системы психолого-педагогической, медико-социальной, информационной и научно-методической  поддержки общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное, интегрированное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов.

3.      Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся решением вопросов образования детей с  ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов.

Исполнители основных мероприятий

- министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

- государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;

- государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования»

-  государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования»

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования)

Общий объем финансирования Программы  за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 124 438, 2 (тыс. руб.); в том числе: 2013 год - 41 479, 4 тыс. руб.; 2014 год - 41 479, 4 тыс. руб.; 2015 год - 41 479, 4 тыс. руб.

Важнейшие индикаторы.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке



Важнейшие индикаторы:

-   количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных инклюзивной и дистанционной формами обучения (в рамках Программы);

-  количество общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия (в рамках Программы) для обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов;

-  численность детей - инвалидов, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий;

-  охват муниципальных районов Новосибирской области  деятельностью ППМС - центров;

-  охват муниципальных районов и городских округов Новосибирской области  деятельностью ППМС-служб сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- численность педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами, в условиях инклюзивного образования.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке:

- увеличение количества детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование инклюзивно в общеобразовательных учреждениях по месту жительства на 100 человек по сравнению с 2012 годом, а также увеличение числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, на 45 человек (по сравнению с 2012 годом),

- увеличение количества образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для детей с ОВЗ и детей - инвалидов на 18 учреждений по сравнению с 2012 годом,

- за период реализации Программы 1080 педагогических работников образовательных учреждений, пройдут специальную подготовку, в целях повышения квалификации, для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами, в условиях инклюзивного образования.

Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет

www.minobr.nso.ru

 


1. Общие положения


1.1. Описание объекта и сферы деятельности Программы.

Объектом программы является система образования Новосибирской области, перед которой стоит ряд задач по развитию сети образовательных учреждений в целях обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Новосибирской области на доступное и качественное образование, созданию условий для их успешной социализации, что предполагает повышение качества специального образования, создание требуемой инфраструктуры; обеспечение психолого-педагогической, медико-социальной, финансово-экономической и материально-технической поддержки образовательного процесса.

Сфера действия Программы - социальная.     

2.2. Понятия и термины, используемые в Программе

дети с ОВЗ - дети с ограниченными возможностями здоровья;
ОУ - общеобразовательное учреждение;
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение;
ППМСиП - помощь - психолого-педагогическая,  медико-социальная и правовая помощь;
ППМС Центр-центр - центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи, созданный в муниципальном районе, оказывает организационную, методическую помощь участникам образовательного процесса в вопросах организации обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (детям с ОВЗ и детям - инвалидам, их родителям (законным представителям), педагогам образовательных учреждений).  Специалисты ПППМС - центров оказывают помощь  по указанным вопросам не только участникам образовательного процесса того муниципального района, на территории которого находится ППМС-центр, но и двух близлежащих муниципальных районов Новосибирской области.
ППМС Служба - служба психолого - педагогического  и медико - социального сопровождения образования, созданная в  образовательном учреждении. ППМС Служба образовательного учреждения оказывает ППМС - помощь участникам образовательного процесса не только образовательного учреждения, в котором она создается, но и участникам образовательного процесса образовательным учреждениям, на территории школьного округа муниципального образования Новосибирской области;
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия, которая осуществляет глубокую диагностику, консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей), педагогических работников образовательных учреждений, обучающих, воспитывающих  детей с ОВЗ и детей - инвалидов, определяет для детей с ОВЗ и детей - инвалидов адекватный образовательный маршрут обучения и воспитания;
ПМПк - психолого - медико - педагогические консилиумы, которые создаются в каждоим образоваетльном учреждении на территории Новосибирской области с целью оказания ППМС - помощи участника образовательного процесса внутри образовательного учреждения;
Система ППМС-сопровождения - включает в себя: ППМС - центры, ППМС - Службы. ПМПК, ПМПк, создаваемые в образовательном пространстве  муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;
УМК - учебно-методический комплекс;
ИМЦ - информационно-методический центр;
инклюзивное обучение -   совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ;
интегрированное обучение -   совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ посредством открытия специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных учреждениях;
дистанционное обучение -    обучение детей - инвалидов, нуждающихся в обучении на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
ресурсный центр - образовательное учреждение, достигшее научно-обоснованных позитивных педагогических результатов в режиме экспериментальной деятельности, обладающее потенциалом для трансляции инновационного опыта по содержательным направлениям, значимым для развития системы образования Новосибирской области;
лекотека - структурное подразделение образовательного учреждения, созданное для детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья или развития не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в психолого - педагогической и медико-социальной помощи. Специалисты лекотеки разрабатывают и реализуют индивидуальные методики и технологии по коррекции тех или иных психических, психологических и физических ограничений здоровья детей с ОВЗ, осуществляют  консультирование их родителей (законных представителей), педагогических работников по вопросам обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ;
стажировочная площадка - временная  структура, организованная на базе образовательного учреждения, активно развивающего инновационную деятельность и осуществляющего повышение квалификации (стажировку) работников региональной системы образования;

в рамках Программы под вариативными формами образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов понимаются инклюзивное, интегрированное, дистанционное обучение;
МОНиИП - министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;
ФГБОУ ВПО «НГПУ» - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»;
ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» - государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования»;
ГБОУ НСО СОШ ОЦО - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования».

2.3. Правовое обоснование разработки Программы


Программа разработана на основании распоряжения Губернатора Новосибирской области от 28.12.2009 N 329 «О дополнительных мерах, направленных на  поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области».

Деятельность по реализации Программы регламентируется следующими документами:

- Приказ департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 N 216 «Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области».

- Постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2009 N 509 «Об уполномоченном органе по организации дистанционного обучения детей - инвалидов Новосибирской области»;

- Приказ департамента образования Новосибирской области от 23.12.2009 N 1372 «Об организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей - инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Новосибирской области»

- Приказ департамента образования Новосибирской области от 02.03.2010 N 340 «О центральной психолого - медико - педагогической комиссии»;

- Приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.07.2011 N 1325 «О формировании базы данных для проведения ежегодного мониторинга состояния системы образования и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, качества деятельности ППМС - службы, ПМПК»;

- Приказ министерства здравоохранения Новосибирской области, министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области  от 06.09.2011 N 1451/1549 «Об утверждении регламента взаимодействия детской психиатрической службы и психолого - медико - педагогических комиссий»;

- Приказ министерства социального развития Новосибирской области, министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 26.03.2012 N 202 «Об утверждении порядка взаимодействия органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов с Центральной психолого - медико - педагогической и территориальными психолого - медико - педагогическими комиссиями по вопросам жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказания им психолого - медико - педагогической помощи на территории Новосибирской области»;

- Приказ министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 29.05.2012 N 1156 «О единой базе учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов Новосибирской области»;  

- Инструктивное письмо департамента образования Новосибирской области от 18.03.2008 N   961-03-05/30 «О нагрузке, рабочем времени и направлениях деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях»;

- Инструктивное письмо департамента образования Новосибирской области от 18.03.2008 N 962-03-05/30 «О необходимости формирования базы данных Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области».

3. «Характеристика сферы действия ведомственной целевой программы»



3.1. Краткий анализ состояния сферы действия программы

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области ведет постоянную работу по формированию, обновлению и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы сферы образования Новосибирской области, в том числе и в области развития образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. За последние годы Правительством  Новосибирской области утвержден ряд нормативно-правовых документов, направленных на обеспечение доступности  и качества образования, том числе  для  детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В 2012 году в Новосибирской области сеть образовательных учреждений для всех категорий детей с ОВЗ и детей - инвалидов представлена:

- 31 специальным (коррекционным) образовательным учреждением (в том числе, интернатного типа), в которых обучается 3 395 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- 127 классами коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения при общеобразовательных учреждениях, с охватом 1127 детей;

- общеобразовательными учреждениями, в которых обучается инклюзивно 3 518 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

-  надомным и дистанционным обучением охвачено 572 и 315 детей с ОВЗ и детей-инвалидов, соответственно;

- 247 дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ), в которых воспитывается 11 430 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В 28 % муниципальных районов и городских округов Новосибирской области имеются специальные (коррекционные) учреждения, осуществляющие обучение детей в интернатных условиях с отрывом от семьи, что не может рассматриваться как благоприятные обстоятельства его реабилитации, коррекции, обучения и социализации. В последние годы продолжается процесс отказа родителей от права обучения ребенка в специальных (коррекционных) школах-интернатах, что ведет, с одной стороны, к сокращению  детского  контингента  в этих учреждениях, с другой - к увеличению количества ОУ  и ДОУ общего типа, обучающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов интегрировано и инклюзивно. Следует отметить дефицит специальных (коррекционных) классов, групп для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, как в городской, так и  в сельской местности.

С этой целью в Новосибирской области создается система оказания информационной, организационной, научно-методической и кадровой поддержки тех ОУ и ДОУ, которые развивают вариативные формы образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В Новосибирской области реализуются следующие вариативные формы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное обучение. В настоящее время не требуется дополнительных затрат на создание материально-технической базы образовательных учреждений, реализующих  интегрированное и надомное обучение.  В области приоритет отдается развитию инклюзивного образования, а также обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий - как наиболее перспективным и в то же время ресурсоемким формам обучения (в рамках Программы будет обеспечиваться реализация указанных направлений).

В 2011-2012 годах в области была создана и в настоящее время продолжает пополняться сведениями единая база данных и система мониторинга качества  в системе образования и ППМС-сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Новосибирской области (далее - база данных). Это помогает принятию своевременных и эффективных управленческих решений

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда на 2011  - 2015 годы» ежегодно заключается соглашение между министерством образования, науки и инновационной политики Российской Федерации и Правительством Новосибирской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Новосибирской области на проведение мероприятий по формированию в Новосибирской области сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья. Согласно государственной программе «Доступная среда на 2011  - 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «Об утверждении государственной программы «Доступная среда на 2011  - 2015 годы», по результатам реализации программных мероприятий, в регионах Российской Федерации должна быть сформирована сеть общеобразовательных учреждений,  обеспечивающих возможность  обучения детей с ограниченными возможностями непосредственно по месту их проживания. К концу 2015 года количество таких школ на всей территории Российской Федерации планируется довести до не менее, чем 20 %.

Значительная протяженность территории Новосибирской области с запада на восток обуславливает необходимость оснащения большего, чем 20 % числа общеобразовательных учреждений - в целях обеспечения территориальной доступности образовательных учреждений для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Кроме того, в Новосибирской области создаются условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов не только с функциональными нарушениями (зрения, слуха, опорно - двигательного аппарата), но и для детей с задержкой психического развития, нарушением интеллекта.

За 2011 - 2012 годы (в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей  инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы») 16 общеобразовательных учреждений оснащены необходимым оборудованием, обеспечивающим возможность  обучения детей с ограниченными возможностями  непосредственно по месту их проживания. С учетом анализа динамики количества инклюзивно обучающихся детей с ОВЗ и детей - инвалидов, проводимого специалистами Минобрнауки НСО, а также на основании заявок, поданных органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, планируется за 2013 - 2015 годы оснастить необходимым специализированным оборудованием еще 18 школ.

На начало реализации Программы в 339 школах были созданы условия,  обеспечивающие совместное обучение детей с нарушениями зрения, слуха, опорно - двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушениями интеллекта и детей,  не имеющих нарушений здоровья. Кроме того, в 2011 - 2012 учебном году 35 общеобразовательных учреждений Новосибирской области стали победителями отборочного конкурса на участие в реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» в рамках комплекса мер по модернизации общего образования. С 2013 года к участию в проекте подключаются еще 79 общеобразовательных школ области. В указанных школах, участвующих в реализации проекта, также будут созданы условия для обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов (в дополнение  к 339 оснащенным ранее).

Таким образом, к концу 2015 года в 44 % общеобразовательных учреждений Новосибирской области будут созданы условия, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья (в том числе, в 18 общеобразовательных учреждениях в рамках Программы).

По состоянию на 31.12.2012 в образовательном пространстве Новосибирской области (по сведениям базы данных) зафиксировано 7995 детей с ОВЗ и детей - инвалидов. Анализ сложившейся практики совместного обучения детей, не имеющих нарушений здоровья, и детей с ОВЗ, детей - инвалидов, показывает, что количество последних в школе варьируется от 1 до 9 человек (в среднем, 5-6 человек). По состоянию, на конец 2012 года, количество детей с  ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных вариативными формами обучения (интегрированное, инклюзивное, дистанционное) на территории области составляет 3833 человека (из них 315 обучающихся дистанционно). За период реализации Программы планируется, охватить инклюзивным образованием не менее 100 детей ОВЗ и детей-инвалидов, кроме того, не менее 45 будут включены в проект дистанционного обучения.

В образовательном пространстве области создается система комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включающая в себя областной центр диагностики и консультирования, областной центр дополнительного образования детей; областной методический центр реабилитационной педагогики; центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; областной центр мониторинга образования; областной центр информационных технологий, региональный ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому на базе ГБОУ  НСО «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования», 31 территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Деятельность этих учреждений способствует накоплению продуктивного опыта решения разнообразных задач по обеспечению прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на качественное и доступное образование и их комплексное ППМС-сопровождение на территории области. В 90 % образовательных учреждений области созданы ППМк.

В рамках создания в области системы психолого - педагогического и медико - социального сопровождения образования, за 2011 - 2012 годы министерством образования, науки и инновационной политики  Новосибирской области велась работа по созданию  на территории муниципальных районов Новосибирской области центров ППМС-сопровождения образования - филиалов государственного бюджетного образовательного учреждения Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования». В настоящее время 2 ППМС - центра, созданных до начала реализации ВЦП «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы», и 5 созданных в 2011-2012 году (в рамках указанной программы) ППМС-центров, активно осуществляют оказание психолого - педагогической и медико - социальной помощи участникам образовательного процесса в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, приближая данную услугу непосредственно к месту проживания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Функционирующие ППМС - центры созданы в кустовом формате с привязкой  двух близлежащих муниципальных районов Новосибирской области. С целью максимального охвата населения Новосибирской области услугами ППМС - сопровождения, необходимо в 2013 году открыть еще 3 ППМС - центра.  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»