1. Кластерная и парковая политики как важнейшие управленческие
политики Программы
В качестве инструментария наиболее целесообразно применение кластерного и паркового подходов - взаимодополняющих способов поддержки производств конкурентоспособных товаров и услуг, базовых элементов промышленной политики и реиндустриализации экономики Новосибирской области.
В общем виде кластерная политика подразумевает комплекс мер преимущественно косвенного характера, направленных на устранение барьеров, возникающих на пути обмена знаниями и идеями, мешающих установлению взаимодействий между различными участниками процесса кластеризации, поиск и активизацию внутренних источников роста. В настоящее время кластерная политика в Российской Федерации, и Новосибирской области в частности, реализуется в рамках следующих документов:
Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 N 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения»;
постановление Правительства Новосибирской области от 16.04.2012 N 187-п «Об утверждении Концепции кластерной политики Новосибирской области»;
постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п «О государственной программе Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы»;
постановление Правительства Новосибирской области от 20.09.2013 N 399-п «Об утверждении программы государственной поддержки развития Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области на период 2013-2017 годов»;
распоряжение Губернатора Новосибирской области от 20.09.2013 N 199-р «О мерах по реализации кластерной политики на территории Новосибирской области»;
распоряжение Губернатора Новосибирской области от 18.11.2015 N 229-р «О Центре кластерного развития и внесении изменений в распоряжение Губернатора Новосибирской области от 20.09.2013 N 199-р».
В стадии согласования находится Концепция парковой политики Новосибирской области, которая предполагает максимально эффективное использование имеющегося территориального и инфраструктурного потенциала, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области.
Отличительной чертой кластерной и парковой политик региона является признание важности поддержки как развитых, так и формирующихся кластеров, их многоцелевой характер, что, наряду с диверсифицированной структурой экономики Новосибирской области, определяет необходимость гибкости и широты мер кластерной поддержки. Достижение гибкости системы мер предполагается посредством учета особенностей объектов регулирования. Другими необходимыми слагаемыми успеха эффективной кластерной политики являются: наличие четкой цели; активное участие частного бизнеса; согласованность действий различных участников.
Потребность в конкретных инструментах может варьироваться в зависимости от типа объекта поддержки, этапа жизненного цикла и пр. Бюджеты и сроки помощи также варьируются, в том числе в зависимости от типа используемых инструментов.
Кластерная политика представляет собой «зонтичный бренд», объединяющий под собой несколько традиционных политик развития, поэтому функции поддержки кластеров возложены на несколько министерств региона. Слаженность в их действиях (вертикальная и горизонтальная связь между органами власти одного или нескольких уровней) представляется особенно важной. Ее достижение предполагается в рамках организационной структуры, назначением которой является взаимная увязка целей кластерной политики и механизмов развития кластеров, координация деятельности участников кластеров и органов власти внутри и между собой.
Прозрачность и интегрирующая функция организационной структуры кластерной политики позволяют исключить дублирование целей и инструментов поддержки, снизить издержки регулятивных мер.
2. Механизмы и инструменты реализации Программы
На территории Новосибирской области создана развитая система государственной поддержки предпринимательства, инновационной и инвестиционной деятельности. Оценки воздействий существующих форм поддержки на достижение целей развития Новосибирской области, результаты обследований производственных предприятий и организаций Новосибирской области, а также экспертные оценки показывают, что необходимо развивать и совершенствовать систему поддержки по следующим направлениям:
совершенствовать систему выработки приоритетов поддержки (с учетом научного обоснования влияния поддержки на социально-экономическое развитие Новосибирской области и благосостояние жителей);
совершенствовать процедуры и обеспечивать максимальную доступность локальных ресурсов для развития бизнеса (доступность, в том числе ценовую, земельных участков, транспортную доступность, доступность энергетических мощностей, водных ресурсов, газификации, объектов недвижимости);
расширить возможности и повысить эффективность управления и использования государственной и муниципальной собственности для развития конкурентоспособных производств за счет упрощения и удешевления процедур предоставления земельных участков и подготовки промышленных площадок;
повысить доступность и снизить стоимость инвестиционных финансовых ресурсов за счет различных форм государственной поддержки (из средств областного бюджета Новосибирской области и федерального бюджета), прямого участия органов государственной власти в приоритетных для Новосибирской области проектах на основе государственно-частного партнерства и концессий;
существенно расширить спрос на инновационную продукцию (работы, услуги) новосибирских производителей, в том числе за счет совершенствования системы государственных закупок, что в разы увеличит спрос на закупку инновационных товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Механизмы, направленные на создание условий и стимулирование процессов реиндустриализации экономики Новосибирской области, целесообразно рассмотреть по важнейшим выделенным направлениям.