__________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 17.06.2019 N 239-п
__________________
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Внести изменения в государственную программу Новосибирской области «Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014-2019 годы», утвержденную постановлением Правительства Новосибирской области от 15.07.2013 N 309-п «О государственной программе Новосибирской области «Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014-2019 годы», изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу постановление Правительства Новосибирской области от 29.01.2014 N 28-п «О субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в рамках государственной программы Новосибирской области «Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014-2019 годы».
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
Губернатор области
В.Ф.Городецкий
Государственная программа Новосибирской области
«Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014_2019 годы»
I. ПАСПОРТ
государственной программы Новосибирской области
Наименование государственной программы | «Управление государственными финансами в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (далее - государственная программа) |
Основные разработчики государственной программы | Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области (далее - МФиНП НСО) |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы | МФиНП НСО |
Руководитель государственной программы | Заместитель Председателя Правительства Новосибирской области - министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Голубенко В.Ю. |
Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы | МФиНП НСО. Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Региональный информационный центр» (далее - ГКУ НСО РИЦ). Управления финансов и налоговой политики районов Новосибирской области (далее - УФиНП районов). Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (по согласованию) |
Цели и задачи государственной программы | Цель: обеспечение долгосрочной сбалансированности, устойчивости бюджетной системы Новосибирской области и повышение качества управления государственными и муниципальными финансами. Задачи: 1. Планирование доходов областного и консолидированного бюджетов Новосибирской области и обеспечение поступлений в областной бюджет. 2. Планирование расходов областного бюджета Новосибирской области и создание условий для целевого и эффективного использования бюджетных ассигнований. 3. Эффективное управление государственным долгом Новосибирской области. 4. Формирование профессионального кадрового состава МФиНП НСО и содействие в повышении квалификации специалистов финансовых служб органов государственной власти и местного самоуправления. 5. Организация достоверного бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. 6. Стимулирование муниципальных образований к укреплению и развитию собственной доходной базы, обеспечение долгосрочной сбалансированности местных бюджетов. 7. Повышение эффективности использования межбюджетных трансфертов. 8. Повышение качества управления муниципальными финансами |
Перечень подпрограмм государственной программы | В рамках государственной программы не предусмотрена реализация подпрограмм |
Сроки (этапы) реализации государственной программы | На постоянной основе 01.01.2014-31.12.2019. Этапы реализации государственной программы не выделяются |
Объемы финансирования государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы составляет 83 939 254,7 тыс. рублей. Общий объем финансирования на реализацию государственной программы по годам составит: 2014 год - 12 962 252,6 тыс. рублей; 2015 год - 12 581 884,3 тыс. рублей; 2016 год - 11 767 566,2 тыс. рублей; 2017 год - 15 542 517,2 тыс. рублей; 2018 год - 15 542 517,2 тыс. рублей; 2019 год - 15 542 517,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета Новосибирской области: 2014 год - 12 962 252,6 тыс. рублей; 2015 год - 12 581 884,3 тыс. рублей; 2016 год - 11 767 566,2 тыс. рублей; 2017 год - 15 542 517,2 тыс. рублей; 2018 год - 15 542 517,2 тыс. рублей; 2019 год - 15 542 517,2 тыс. рублей. Главным распорядителем бюджетных средств по государственной программе является МФиНП НСО |
Основные целевые индикаторы государственной программы | Основные целевые индикаторы государственной программы: Отклонение фактического исполнения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета от уточненных плановых показателей. Отношение темпа роста поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Новосибирской области отчетного года к индексу потребительских цен. Соотношение задолженности по платежам в областной бюджет Новосибирской области к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Новосибирской области за отчетный период к соответствующему показателю аналогичного периода предыдущего года. Превышение фактической даты направления проекта закона об областном бюджете в Законодательное Собрание Новосибирской области над установленной законодательством (до 1 октября года, предшествующего планируемому периоду). Срок санкционирования документов - не позднее дня, следующего за представлением документов. Отношение государственного долга Новосибирской области (за вычетом выданных государственных гарантий) к объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета объема безвозмездных поступлений. Отклонение от утвержденного срока представления в Федеральное казначейство консолидированной отчетности об исполнении бюджета Новосибирской области и бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений. Уровень выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Реализация государственной программы позволит достичь следующих результатов: 1. Обеспечение общего уровня исполнения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета не менее 100%. 2. Снижение влияния задолженности по платежам в областной бюджет Новосибирской области на поступление налоговых и неналоговых доходов. Предусматривается недопустимость увеличения соотношения задолженности по платежам в областной бюджет к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за отчетный год к соответствующему показателю предшествующего года. 3. Создание условий на протяжении всего срока реализации государственной программы для своевременности осуществления кассовых выплат бюджетополучателями и государственными учреждениями Новосибирской области для исполнения принятых ими обязательств. 4. Поддержание объема долговой нагрузки нa областной бюджет Новосибирской области на экономически безопасном уровне (отношение государственного долга Новосибирской области (за вычетом выданных государственных гарантий) к объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета объема безвозмездных поступлений) на протяжении всего срока реализации государственной программы на уровне не более 65%. 5. Повышение уровня выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов к 2019 году с 0,810 до 0,910 раза, городских округов с 0,873 до 0,940 раза, сохранение уровня выравнивания бюджетной обеспеченности поселений на протяжении всего срока реализации государственной программы на уровне 1 |
Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет | http://mfnso.nso.ru/Documentation/targeted_programme/Pages/default.aspx |
II. Обоснование необходимости реализации государственной программы
В 2010-2012 годах сложились благоприятные условия возобновления роста экономики после преодоления кризисных явлений, наблюдавшихся на мировых финансовых рынках и на финансовых рынках Российской Федерации в предыдущие два года.
За счет улучшения экономических показателей восстановились докризисные объемы налоговых поступлений по всем отраслям. При этом значительной остается дифференциация в уровне развития территорий области (77,0% доходов областного бюджета собрано на территории города Новосибирска).
В 2011-2012 годах основной целью налоговой политики Новосибирской области являлось увеличение доходного потенциала налоговой системы и повышение уровня собственных доходов бюджета области при одновременной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков и граждан.
Работа по увеличению доходов бюджета области велась по следующим основным направлениям:
налогового стимулирования инвестиционной деятельности;
оптимизации существующей системы налоговых льгот и освобождений;
совершенствования системы налогового администрирования, путем внедрения инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
Консолидированный бюджет Новосибирской области за 2011 год исполнен по доходам в сумме 112 628 887,1 тыс. рублей или 103,3% к уточненному плану консолидированного бюджета 108 999 061,6 тыс. рублей. На 2012 год уточненный план по доходам составил 126 717 860,3 тыс. рублей или 112,5% от фактического поступления доходов за 2011 год, фактическое исполнение плана составило 101,8%. По состоянию на 01.01.2013 по информации Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области недоимка по налогам и сборам, поступающим в консолидированный бюджет Новосибирской области, составила 3 808 967,0 тыс. рублей. По сравнению с началом года общий рост недоимки в консолидированный бюджет Новосибирской области составил 569 281,0 тыс. рублей или 17,6%. Столь значительная сумма недоимки является потенциальным резервом пополнения доходной части консолидированного бюджета Новосибирской области.
Основные параметры доходов консолидированного бюджета Новосибирской области приведены в таблице 1.
Таблица 1
тыс. рублей
Показатели | 2011 год | 2012 год | |||||
Уточненный | Фактическое исполнение консолидиро- | Исполне-ние, | Уточненный план по консолидиро-ванному бюджету НСО | Темп роста к факту 2011 года, | Фактическое исполнение консолидиро-ванного бюджета НСО | Темп роста к факту 2011 года, % | |
Доходы, всего | 108 999 061,6 | 112 628 887,1 | 103,3 | 126 717 860,3 | 112,5 | 129 040 943,8 | 114,6 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 88 694 341,8 | 91 119 431,0 | 102,7 | 105 864 256,0 | 116,2 | 105 648 511,5 | 115,9 |
Доля в общем объеме доходов, % | 81,4 | 80,9 | 83,5 | 81,9 |
Областной бюджет Новосибирской области за 2011 год исполнен по доходам в сумме 86 069 118,7 тыс. рублей или 105,4% к уточненному плану областного бюджета 81 652 276,2 тыс. рублей. На 2012 год уточненный план по доходам составил 97 327 726,8 тыс. рублей или 113,1% от фактического поступления доходов за 2011 год, фактическое поступление составило 99 741 149,3 тыс. рублей.
Основные параметры доходов областного бюджета Новосибирской области приведены в таблице 2.
Таблица 2
тыс. рублей
Показатели | 2011 год | 2012 год | |||||
Уточненный план по областному бюджету Новосибирской области | Фактически исполнено по областному бюджету Новосибирской области | Испол- | Уточненный план по областному бюджету Новосибирской области | Темп роста к факту 2011 года, % | Фактически исполнено по областному бюджету Новосибирской области | Темп роста | |
Доходы, всего | 81 652 276,2 | 86 069 118,7 | 105,4 | 97 327 726,8 | 113,1 | 99 741 149,3 | 115,9 |
Налоговые и неналоговые доходы | 61 785 373,6 | 64 948 854,7 | 105,1 | 76 907 697,0 | 118,4 | 76 617 590,1 | 118,0 |
Доля в общем объеме доходов, % | 75,7 | 75,5 | 79,0 | 76,8 |
По состоянию на 31.12.2012 по информации Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области недоимка по налогам и сборам, поступающим в областной бюджет Новосибирской области, составила 3 082 455,0 тыс. рублей. По сравнению с началом 2012 года общий рост недоимки в областной бюджет Новосибирской области составил 482 614,0 млн. рублей или 18,6%. Динамика недоимки в областной и консолидированный бюджет Новосибирской области отражена в таблице 3.
Таблица 3
тыс. рублей
Вид доходов | На | На | Снижение (увеличение) с начала года | На | Снижение (увеличение) с начала года | Темп роста налогов 2012 года к 2011 году, % |
Областной бюджет Новосибирской области | 3 980 520,3 | 2 599 841,4 | 65,3 | 3 082 455,4 | 118,6 | 117,4 |
Консолидирован-ный бюджет Новосибирской области | 4 979 666,7 | 3 239 685,7 | 65,1 | 3 808 966,9 | 117,6 | 119,0 |
В обеспечении сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Новосибирской области немаловажную роль играет эффективное управление государственным долгом.
Политика в области управления государственным долгом является неотъемлемой частью политики управления государственными финансами субъекта Российской Федерации. Эффективная долговая политика характеризуется не только отсутствием просроченных долговых обязательств, но также гибкостью и прозрачностью системы управления государственным долгом, публичностью государственных долговых обязательств.
Объем государственного долга Новосибирской области в последние годы имеет тенденцию к увеличению, в связи с чем поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей.
Долговая нагрузка (государственный долг Новосибирской области за вычетом выданных государственных гарантий, в % к объему доходов областного бюджета Новосибирской области без учета объема безвозмездных поступлений) на областной бюджет увеличилась с 6,48% по состоянию на 01.01.2009 до 31,16% по состоянию на 01.01.2014 (таблица 4).
Таблица 4
тыс. рублей
Показатель | На | На | На | На | На | На |
Доходы без учета объема безвозмездных поступлений, тыс. руб. | 50 172 852,3 | 46 804 616,5 | 55 838 960,1 | 64 948 854,7 | 76 617 590,1 | 78 204 852,9 |
Долг без учета выданных государственных гарантий, тыс. руб. | 3 251 206,0 | 2 868 597,5 | 4 511 256,1 | 6 271 256,1 | 11 323 897,6 | 24 366 914,6 |
Долговая нагрузка | 6,48 | 6,13 | 8,08 | 9,66 | 14,78 | 31,16 |
Тем не менее, показатели государственного долга и долговой нагрузки выгодно отличают Новосибирскую область от большинства субъектов Российской Федерации. При ранжировании субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки Новосибирская область входит в число субъектов Российской Федерации с уровнем долговой нагрузки ниже среднего значения по России, занимая 60-ое место из 83-х (таблица 5).
Таблица 5
Оценка уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов
Российской Федерации по состоянию на 01.12.2013
Новосибирская область | Субъекты Российской Федерации | ||
Наилучшее значение | Наихудшее значение | ||
Государственный долг, в % к объему доходов без учета объема безвозмездных поступлений | 31,29 | 0,00 | 172,14 |
Сложившаяся система управления общественными финансами является результатом активных процессов реформирования, начавшихся еще в 1994 году. Важным новым этапом в реформировании общественных финансов являлась реализация Программы Правительства Новосибирской области по повышению эффективности бюджетных расходов областного бюджета Новосибирской области на период 2011-2013 годов, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.08.2011 N 343-п.
В результате реформирования сферы общественных финансов Новосибирской области:
обеспечена четкая законодательная регламентация процесса формирования и исполнения областного бюджета Новосибирской области;
осуществлен переход к формированию и утверждению областного бюджета на трехлетний период.
В связи с кризисными явлениями в 2009 году было приостановлено действие отдельных норм Закона Новосибирской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» на трехлетний период. Были внесены изменения в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», в котором исключены показатели областного бюджета, предусмотренные на 2010 и 2011 годы, а также положения закона о бюджете в части планового периода. Бюджет на 2010 год тоже был принят на один год. При подготовке проекта областного закона «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» действие норм, касающихся трехлетнего бюджета, было восстановлено.
В то же время, в условиях ограниченности финансовых ресурсов и необходимости повышения эффективности расходования бюджетных средств возрастает актуальность повышения качества планирования и исполнения областного бюджета.
В перспективе формирование и утверждение областного бюджета Новосибирской области на трехлетний период целесообразно будет рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию:
введена практика докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, обоснований бюджетных ассигнований;
осуществлена разработка государственных программ и ведомственных целевых программ Новосибирской области;
произведено разграничение полномочий и расходных обязательств Новосибирской области и муниципальных образований Новосибирской области, сформированы на новой основе межбюджетные отношения, законодательно утверждена методика распределения дотаций из областного бюджета Новосибирской области на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, основанная на объективных критериях оценки бюджетной обеспеченности и налогового потенциала муниципальных образований;