(с изменениями на 21 мая 2013 года)
_________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 21.05.2013 N 224-п
_________________________________________________
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р «Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года», в целях повышения эффективности расходов областного бюджета Новосибирской области Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Программу Правительства Новосибирской области по повышению эффективности бюджетных расходов областного бюджета Новосибирской области на период 2011-2013 годов (далее – Программа);
2) план мероприятий по реализации в 2011-2012 годах Программы Правительства Новосибирской области по повышению эффективности бюджетных расходов областного бюджета Новосибирской области на период 2011-2013 годов (далее – план мероприятий).
2. Главным распорядителям средств областного бюджета Новосибирской области:
1) руководствоваться положениями Программы при формировании и организации исполнения областного бюджета Новосибирской области, а также при подготовке проектов законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области;
2) направлять проекты нормативных правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, разрабатываемые в соответствии с планом мероприятий, в министерство экономического развития Новосибирской области (Струков А.Н.) и министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области (Голубенко В.Ю.) для проведения оценки на соответствие их целям и задачам Программы.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.05.2013 N 224-п, - см. предыдущую редакцию)
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Новосибирской области от 01.06.2011 N 228-п «Об утверждении Программы Правительства Новосибирской области по повышению эффективности расходов областного бюджета Новосибирской области на период 2011-2013 годов».
4. Контроль за исполнением плана мероприятий возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Соболева А.К., заместителей Губернатора Новосибирской области и заместителей Председателя Правительства Новосибирской области, координирующих деятельность областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, ответственных за выполнение плана мероприятий.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 21.05.2013 N 224-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
Программа Правительства Новосибирской области по повышению
эффективности расходов областного бюджета Новосибирской области
на период 2011-2013 годов
Программа Правительства Новосибирской области по повышению эффективности бюджетных расходов областного бюджета Новосибирской области на период 2011-2013 годов (далее - Программа) разработана Правительством Новосибирской области в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренными распоряжением Правительства Новосибирской области от 23.06.2010 N 55-рп, с учетом положений Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности расходов на период до 2012 года, и является одним из документов, который необходимо учитывать при формировании и организации исполнения областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет), а также при подготовке законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов.
I. Описание текущей ситуации
Процесс реформирования системы управления общественными финансами Новосибирской области (далее - общественные финансы) в последние годы осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Была проведена масштабная работа по формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результаты: введение практики докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, обоснований бюджетных ассигнований, разработка областных, долгосрочных и ведомственных целевых программ, формирование государственных заданий. За последние пять лет успешно реализованы крупные проекты по автоматизации процессов планирования бюджета, ведения реестра расходных обязательств, сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, исполнения бюджета по казначейской системе. Введен обязательный мониторинг качества управления финансами главными распорядителями средств областного бюджета и муниципальными образованиями.
В то же время, несмотря на определенные успехи в области реформирования системы управления общественными финансами, еще не создана целостная система эффективного управления финансами региона.
На современном этапе в Новосибирской области существует ряд проблем, связанных с необходимостью увязки структуры и динамики расходов с целями государственной политики, создания системы учета потребности и повышения качества предоставляемых государственных услуг юридическим и физическим лицам, создания стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами, оптимизации функций государственного управления, развития внутреннего финансового контроля.
Прошедший финансово-экономический кризис актуализировал проблемы долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона.
Отсутствует привязка среднесрочного планирования к стратегическим целям и задачам, формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Требует совершенствования существующая модель финансирования государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Новосибирской области, которая недостаточно эффективна из-за слабой взаимосвязи между объемами финансирования и достигаемыми результатами. Вследствие отсутствия обоснованных требований к качеству оказания услуг, затруднено определение объемов финансового обеспечения выполнения учреждениями государственного задания, а также оценка эффективности и результативности бюджетных расходов.
В настоящее время отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими бюджетных средств.
Существующая система стимулирования муниципальных образований к реформированию муниципальных финансов не в полной мере соответствует лучшей практике в этой сфере, поскольку охватывает узкий спектр бюджетных правоотношений, по которым оценивается деятельность органов местного самоуправления по эффективному осуществлению бюджетного процесса и межбюджетных отношений на муниципальном уровне. До сих пор остается низкой заинтересованность муниципальных образований в наращивании налогового потенциала. Существующие способы распределения финансовой помощи недостаточно стимулируют муниципальные образования к увеличению собственной доходной базы и поступлений в бюджетную систему.
Проводимый с 2008 года ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, является достаточно новым инструментом повышения уровня финансового управления в регионе, и пока трудно оценить его действенность. Перечень показателей был разработан министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области по принципу ответственного управления финансами. В будущем необходимо совершенствовать методику мониторинга исходя из позиции дальнейшего повышения эффективности использования бюджетных средств.
Низкое качество организации внутреннего финансового контроля, а в отдельных случаях - отсутствие такового как со стороны главных распорядителей средств областного, так и со стороны органов местного самоуправления говорит о необходимости упорядочивания системы государственного финансового контроля со стороны органов исполнительной власти.
Проводимая в Новосибирской области административная реформа выявила ряд недостатков в деятельности органов исполнительной власти. В частности, работа по выявлению избыточных и дублирующих функций, формулированию подходов к выведению ряда функций на аутсорсинг (прежде всего - обеспечивающих), показала необходимость уточнения функций и задач органов исполнительной власти.
Сегодня Новосибирская область подошла к тому рубежу, когда проведение реформы системы управления региональными финансами является жизненно необходимым. Необходимость реформирования также обусловлена последними федеральными новациями в сфере бюджетного законодательства и преобразованиями, которые предстоят в ближайшей перспективе. При этом реформа должна быть направлена не на решение отдельных проблем региональных финансов, а на комплексное преодоление всех существующих проблем. Перспективы развития бюджетной системы региона заключаются в дальнейшем реформировании всех ее составляющих с учетом новых требований нормативной правовой базы.
II. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов и деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
Указанная цель носит комплексный характер и требует приложения усилий по различным векторам в системе управления общественными финансами. В результате, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
создать условия для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Новосибирской области, что предполагает формирование подходов к ответственной и предсказуемой бюджетной политике, исключению случаев необоснованного принятия новых расходных обязательств и невыполнения действующих;
оптимизировать систему межбюджетных отношений и создать предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов на уровне муниципальных образований, что требует корректировки подходов к предоставлению межбюджетных трансфертов, а также создания стимулов к повышению эффективности на уровне муниципалитетов: как финансовых, так и методологических;
повысить результативность расходования бюджетных средств за счет расширения практики программного планирования, что в первую очередь, обусловлено необходимостью создания связующего звена между долгосрочными целями, задачами и приоритетами социально-экономического развития Новосибирской области и среднесрочного бюджетно-финансового планирования. Кроме того, данная задача включает в себя и необходимость оптимизации системы государственного управления, т.е. внедрение принципов эффективного расходования бюджетных средств на уровне органов исполнительной власти;
повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, оптимизировать сеть государственных учреждений, что требует привлечения внимания к оптимизации структуры государственных учреждений и повышения обоснованности финансового обеспечения предоставления государственных услуг;
стимулировать системный подход к планированию, размещению и контролю за государственными закупками, что предполагает формирование комплексной контрактной системы в части учета и контроля за планированием, размещением и реализацией заказа;
повысить качество государственного финансового контроля и содействовать развитию механизмов внутреннего аудита, что является краеугольным камнем при реализации любых мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов;
актуализировать информационные системы управления общественными финансами в соответствии с новыми подходами, процедурами и методологиями управления, что позволит оптимизировать трудовые и материальные затраты на государственное управление, а также повысит открытость и доступность информации о деятельности органов власти.
III. Основные направления Программы
Решение обозначенных выше задач для достижения общей цели повышения эффективности бюджетных расходов предполагает реализацию комплекса мероприятий по различным направлениям управления общественными финансами.
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Новосибирской области
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы названо одной из приоритетных задач и базовым условием повышения эффективности бюджетных расходов в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов в 2011-2012 годах. При этом в основе сбалансированности и устойчивости бюджетной системы лежит предсказуемость и ответственность бюджетной политики. Основными принципами ответственной бюджетной политики являются, в том числе:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, и реалистичность оценок основных параметров бюджетной системы при долгосрочном планировании;
ограничение бюджетного дефицита, объема государственного долга;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
безусловное исполнение действующих обязательств;
принятие новых расходных обязательств с учетом наличия достаточного объема ассигнований на их реализацию, с учетом сроков и механизмов их реализации и при условии соблюдения установленных бюджетных ограничений.
В целом предсказуемость бюджетной политики должна выражаться не только и не столько в принятии долгосрочных планово-прогнозных документов, планов социально-экономического развития, перспективных финансовых планов и среднесрочных бюджетов, сколько в содержании изложенных в этих документах подходах и приоритетах государственной политики. Именно предсказуемость, понятность и однозначность являются основой устойчивости бюджетной системы с точки зрения всех экономических субъектов, действующих на территории Новосибирской области. Указанные документы должны содержать своего рода гарантии стабильности экономической деятельности и четкие направления воздействия, предполагаемые со стороны государства (как фискальные, так и нефинансовые рычаги).
Ответственность бюджетной политики должна выражаться в безусловном исполнении действующих обязательств, в обоснованном принятии новых обязательств. Бюджетные ресурсы должны расходоваться на четкие и понятные цели и задачи, «освоение» бюджетных ассигнований не должно быть определяющим в деятельности органов власти. Ответственность бюджетной политики может характеризоваться только синхронностью показателей освоения бюджетных ассигнований и показателей исполнения государственных заданий, финансовым обеспечением которых эти ассигнования и являются.
Новосибирская область в настоящее время представляет собой один из наиболее экономически устойчивых регионов России, вместе с тем, качество финансового планирования в области находится не на должном уровне. Ежегодно в закон об областном бюджете вносится значительное количество изменений, обусловленных неточным планированием. Более того, даже с учетом вносимых изменений соотношение плановых и фактических показателей резко меняются из года в год от -20% до +20% (табл.1). Такая ситуация требует вмешательства и налаживания качественного финансового менеджмента в сфере управления расходными обязательствами.
Табл. 1. Качество финансового планирования в Новосибирской области за период 2006-2010 годы
Год | Наименование | Доходы, всего тыс. руб. | Соотношение с первоначальным планом, % | Расходы, всего тыс. руб. | Соотношение с первоначальным планом, % | БВП из ФБ, всего тыс. руб. | Соотношение с первоначальным планом, % |
2006 | Первая редакция Закона о бюджете |
| |||||
Об областном бюджете Новосибирской области на 2006 год от 01.12.2005 | 32387567,8 | - | 33357051,2 | - | 6279256,0 | - | |
Последующие редакции |
| ||||||
34635105,6 | 106,9 | 36268289,0 | 108,7 | 6309427,1 | 100,5 | ||
35731258,1 | 110,3 | 37364441,5 | 112,0 | 6661161,0 | 106,1 | ||
35744258,1 | 110,4 | 37377441,5 | 112,1 | 6661161,0 | 106,1 | ||
Закон об исполнении областного бюджета за 2006 г. |
| ||||||
36226142,8 | 111,9 | 35948441,6 | 107,8 | 6594445,9 | 105,0 | ||
2007 | Первая редакция Закона о бюджете |
| |||||
Об областном бюджете Новосибирской области на 2007 год от 07.12.2006 | 42319362,9 | - | 44478507,5 | - | 7557654,3 | - | |
Последующие редакции |
| ||||||
42319362,9 | 100,0 | 44478507,5 | 100,0 | 7557654,3 | 100,0 | ||
от 07.07.2007 N 118-ОЗ | 46394887,4 | 109,6 | 50201411,1 | 112,9 | 9683725,2 | 128,1 | |
47107687,8 | 111,3 | 50914211,5 | 114,5 | 10339578,4 | 136,8 | ||
47586030,4 | 112,4 | 51508006,9 | 115,8 | 10612176,3 | 140,4 | ||
Закон об исполнении областного бюджета за 2007 г. |
| ||||||
51282153,9 | 121,2 | 49047326,5 | 110,3 | 9899874,9 | 131,0 | ||
2008 | Первая редакция Закона о бюджете | ||||||
Об областном бюджете Новосибирской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов от 13.12.2007 N 191-ОСД | 58419287,9 | - | 58419287,9 | - | 12931444,7 | - | |
Последующие редакции | |||||||
58837087,9 | 100,7 | 60177831,0 | 103,0 | 12931444,7 | 0,0 | ||
58838532,5 | 100,7 | 60702921,5 | 103,9 | 12203555,9 | 94,4 | ||
59919386,5 | 102,6 | 61783775,5 | 105,8 | 13837972,1 | 107,0 | ||
64379878,2 | 110,2 | 66013703,2 | 113,0 | 14338700,4 | 110,9 | ||
65633453,1 | 112,3 | 67274278,1 | 115,2 | 14798560,5 | 114,4 | ||
от 15.12.2008 N 297-ОЗ | 66551363,0 | 113,9 | 68124628,0 | 116,6 | 14640919,2 | 113,2 | |
Закон об исполнении областного бюджета за 2008 г. | |||||||
62875913,1 | 107,6 | 66594117,5 | 114,0 | 16421265,2 | 127,0 | ||
2009 | Первая редакция Закона о бюджете | ||||||
Об областном бюджете Новосибирской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов от 04.12.2008 N 296-ОСД | 79298761,8 | - | 82394737,30 | - | 13431677,3 | - | |
Последующие редакции | |||||||
80773686,7 | 101,9 | 8430 098,3 | 102,3 | 13401020,9 | 99,8 | ||
64254064,6 | 81,0 | 70357518,0 | 85,4 | 13690266,1 | 101,9 | ||
64922624,2 | 81,9 | 72041362,6 | 87,4 | 14320631,5 | 106,6 | ||
64468764,9 | 81,3 | 71521220,1 | 86,8 | 15838924,3 | 117,9 | ||
64568764,9 | 81,4 | 71621220,1 | 86,9 | 15938924,3 | 118,7 | ||
Закон об исполнении областного бюджета за 2009 г. | |||||||
64951615,7 | 81,9 | 67088339,9 | 81,4 | 18146999,2 | 135,1 | ||
2010 | Первая редакция Закона о бюджете | ||||||
Об областном бюджете Новосибирской области | 66038124,6 | - | 70533969,7 | - | 15569731,8 | - | |
Последующие редакции | |||||||
66321203,1 | 100,4 | 71135161,4 | 100,9 | 15410814,3 | 99,0 | ||
67658022,7 | 102,5 | 74349870,7 | 105,4 | 16747633,9 | 107,6 | ||
71913890,1 | 108,9 | 78995665,1 | 112,0 | 19641535,7 | 126,2 | ||
72869959,9 | 110,3 | 79951734,9 | 113,4 | 19926900,4 | 128,0 |