Государственная программа Новосибирской области
«Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения
семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы»
I. ПАСПОРТ
государственной программы Новосибирской области
Наименование государственной программы | «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (далее - государственная программа) | |||||||
Основные разработчики государственной программы | Министерство социального развития Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области | |||||||
Государственный заказчик государственной программы | Министерство социального развития Новосибирской области | |||||||
Руководитель государственной программы | Министр социального развития Новосибирской области Пыхтин С.И. | |||||||
Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы | Министерство социального развития Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (по согласованию); государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству социального развития Новосибирской области; государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству здравоохранения Новосибирской области; общественные организации инвалидов; Религиозная организация «Новосибирская Епархия Русской православной Церкви (Московский Патриархат)» | |||||||
Цели и задачи государственной программы | Цель 1 государственной программы: улучшение социального положения семей с детьми путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности. Задача 1.1. Улучшение качества жизни семей с детьми, детей, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача 1.2. Повышение доступности и качества отдыха, оздоровления и занятости детей. Задача 1.3. Обеспечение и защита прав, интересов детей_сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель 2 государственной программы: организация эффективной системы социальной поддержки населения, в том числе социального обслуживания отдельных категорий граждан. Задача 2.1. Создание социально-экономических, организационных условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, степени их социальной защищенности, содействие их активному участию в жизни общества. Задача 2.2. Формирование условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам. Задача 2.3. Создание условий для повышения качества предоставления социальных услуг, улучшения материального положения отдельных категорий граждан, в том числе малоимущих, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации | |||||||
Перечень подпрограмм государственной программы | В рамках государственной программы подпрограммы не выделяются | |||||||
Сроки (этапы) реализации государственной программы | 2014-2019 годы (этапы не выделяются) | |||||||
Объемы финансирования государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы, тыс. рублей: | |||||||
Исполнители и источники финансирования | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | ИТОГО | |
Министерство социального развития Новосибирской области | 17948840,6 | 19372584,6 | 19869711,7 | 19890561,0 | 19890561,0 | 19890561,0 | 116862819,9 | |
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | 72627,0 | 440,0 | 440,0 | 440,0 | 440,0 | 440,0 | 74827,0 | |
Министерство культуры Новосибирской области | 1016,0 | 275,0 | 275,0 | 275,0 | 275,0 | 275,0 | 2391,0 | |
Министерство здравоохранения Новосибирской области | 9211,3 | 6023,0 | 6023,0 | 6023,0 | 6023,0 | 6023,0 | 39326,3 | |
Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области | 963,9 | 1800,0 | 800,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3563,9 | |
Министерство региональной политики Новосибирской области | 695,3 | 2495,3 | 2495,3 | 2495,3 | 2495,3 | 2495,3 | 13171,8 | |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области | 5631,3 | 2740,0 | 2740,0 | 2740,0 | 2740,0 | 2740,0 | 19331,3 | |
Всего | 18038985,4 | 19386357,9 | 19882485,0 | 19902534,3 | 19902534,3 | 19902534,3 | 117015431,2 | |
в том числе федеральный бюджет | 3603156,0 | 3646832,7 | 3739009,0 | 3739009,0 | 3739009,0 | 3739009,0 | 22206024,7 | |
Областной бюджет Новосибирской области | 13915137,8 | 15213201,5 | 15620284,6 | 15620284,6 | 15620284,6 | 15620284,6 | 91609477,7 | |
в том числе межбюджетные трансферты местным бюджетам | 4294685,7 | 4373493,4 | 4559349,2 | 4559349,2 | 4559349,2 | 4559349,2 | 26905575,9 | |
Местные бюджеты* | 39993,5 | 32130,0 | 32130,0 | 32130,0 | 32130,0 | 32130,0 | 200643,5 | |
Внебюджетные средства* | 480698,1 | 494193,7 | 491061,4 | 511110,7 | 511110,7 | 511110,7 | 2999285,3 | |
в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 14442,9 | 12877,7 | - | - | - | - | 27320,6 | |
Основные целевые индикаторы государственной программы | Основные целевые индикаторы: доля семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области; доля детей-инвалидов, получивших социальные и реабилитационные услуги в общем количестве детей-инвалидов, проживающих в Новосибирской области; доля многодетных семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, получающих ежемесячную денежную выплату в случае рождения после 31.12.2012 третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в общем количестве семей, обратившихся за данной выплатой; доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей в возрасте 7-17 лет, проживающих в Новосибирской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, в текущем году; доля детей, ежегодно отдохнувших в оздоровительных учреждениях различных типов, в общей численности детей в возрасте 7-17 лет Новосибирской области; количество ДОУ и ДОУСОНО, в которых проведены работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту (ежегодно); доля ДОУ и ДОУСОНО, соответствующих требованиям СанПиН (в текущем году от общего количества ДОУ и ДОУСОНО); доля ДОУ и ДОУСОНО, соответствующих требованиям пожарной безопасности (в текущем году от общего количества ДОУ и ДОУСОНО); доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от общей численности детей этой категории; доля инвалидов, ветеранов войны и вдов погибших (умерших) участников войны, социально-бытовые условия проживания которых улучшены, от общего количества обратившихся; количество граждан пожилого возраста, вовлеченных в мероприятия по поддержанию их социальной активности и адаптации; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Новосибирской области; доля инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям в организациях негосударственного сектора, от общего количества инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитации инвалида; количество оказанной адресной помощи отдельным категориям граждан по различным направлениям; количество сотрудников социальных служб, опеки и попечительства, сотрудников Минсоцразвития НСО и территориальных органов Минсоцразвития НСО, прошедших профессиональную реабилитацию; соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в Новосибирской области; доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения | |||||||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Реализация мероприятий государственной программы позволит достичь следующих результатов: снижение доли семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области, с 3,9% в 2013 году до 3,5% в 2019 году; доля детей-инвалидов, получивших социальные и реабилитационные услуги, в общем количестве детей-инвалидов, проживающих в Новосибирской области, изменится с 83,8% в 2013 году до 86,0% в 2019 году; доля многодетных семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, получающих ежемесячную денежную выплату в случае рождения после 31.12.2012 третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в общем количестве семей, обратившихся за данной выплатой, будет ежегодно составлять 100%; доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей в возрасте 7-17 лет, проживающих в Новосибирской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, будет составлять не менее 56,6% в 2019 году; доля детей, ежегодно отдохнувших в оздоровительных учреждениях различных типов, в общей численности детей Новосибирской области в возрасте 7-17 лет - не менее 30,5% в 2019 году; количество ДОУ, в которых проведены работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту, составит не менее 16 организаций ежегодно; увеличение доли ДОУ, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, с 85% в 2013 году до 97% к 2019 году, соответствующих требованиям пожарной безопасности, с 85% в 2013 году до 97% к 2019 году; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от общей численности детей этой категории, с 77,7% в 2013 году до 82% в 2019 году; доля инвалидов, ветеранов войны и вдов погибших (умерших) участников войны, социально-бытовые условия проживания которых улучшены, от общего количества обратившихся ежегодно будет составлять 100%; увеличение количества граждан пожилого возраста, вовлеченных в мероприятия по поддержанию их социальной активности и адаптации, с 81560 человек в 2013 году до 151040 в 2019 году; увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Новосибирской области с 9,8% в 2013 году до 53,6% в 2019 году; доля инвалидов, получающих социальные услуги по различным направлениям в организациях негосударственного сектора, от общего количества инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитации инвалида, ежегодно будет на уровне 12%; количество оказанной адресной помощи отдельным категориям граждан по различным направлениям будет составлять ежегодно не менее 10775 выплат; количество сотрудников социальных служб, опеки и попечительства, сотрудников Минсоцразвития НСО и территориальных органов Минсоцразвития НСО, прошедших профессиональную реабилитацию, ежегодно составит не менее 1300 человек; соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в Новосибирской области возрастет с 51,5% в 2013 году до 100% в 2017 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, с 98% в 2013 году до 100% к 2019 году. В результате реализации государственной программы планируется: снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления; удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения; обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении; преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций | |||||||
Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет | http://msr.nso.ru/Documentation/program/Pages/dcp001.aspx | |||||||
*Прогнозные объемы. |
II. Обоснование необходимости реализации
государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены исходя из Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года». В государственной программе учтены положения социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы».
К приоритетным направлениям социальной политики Новосибирской области, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:
рост человеческого потенциала региона, повышение уровня и качества жизни его населения;
формирование предпосылок для улучшения демографической ситуации, ориентированной на рост численности населения Новосибирской области;
повышение степени социальной защищенности граждан Новосибирской области, усиление социальной направленности всех управленческих решений;
повышение качества и доступности социальных услуг в сельской местности;
повышение качества социального обслуживания населения и объектов общественной инфраструктуры.
В основе семейной политики Новосибирской области - принцип обеспечения для любой семьи условий, способствующих росту и благополучию ее членов, необходимой защиты и содействия для выполнения семьей основной функции по рождению и воспитанию детей в условиях благополучной семьи.
Одним из основных документов, который в ближайшие годы будет определять развитие семейной политики и мероприятия по поддержке детей, является Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
В рамках ее реализации действует Стратегия действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы», основной целью которой является реализация в Новосибирской области государственной политики по улучшению положения детей.
В Новосибирской области по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает более 310 тысяч семей с детьми в возрасте до 18 лет. Численность детского населения (от 0 до 18 лет) составляет около 462 тысяч человек.
Из общего числа семей с несовершеннолетними детьми число семей, воспитывающих одного ребенка, - 216026 семей, двух детей - 79950 семей, трех и более несовершеннолетних детей - 14172 семьи.
На 01.01.2014 около 148 тысяч детей проживают в семьях, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области и нуждающихся в социальной помощи. Всего на учете состоит 84886 семей, из них семьи с детьми-инвалидами - 6161, неполные семьи - 38348, многодетные семьи - 17330.
Особое беспокойство вызывают семьи с детьми и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Именно эта категория детей нуждается в особой заботе государства. Сохраняются случаи жестокого обращения с детьми, а также их гибели по вине родителей или опекунов.
Основной причиной социального сиротства по-прежнему остается лишение родительских прав. Поэтому усилия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в деятельности по сокращению численности детей, живущих вне семьи, направлены на предупреждение факторов риска появления семейного неблагополучия, выявление проблем семей и коррекцию отношений на ранней стадии семейного неблагополучия, обеспечение условий для эффективного выполнения семьей своих функций, а также развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особое внимание требуется семьям группы риска и семьям, в которых родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию. На начало 2014 года на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области состояло 3273 семьи, находящихся в социально опасном положении, воспитывающих 6805 детей (на 01.01.2013 - 4092 семьи, в них детей - 8542). Доля семей, находящихся в социально опасном положении, от общей численности семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области, на 01.01.2014 составила 3,9%, на 01.01.2013 - 4,86%, на 01.01.2012 - 5,7%. Таким образом, происходит постепенное снижение числа семей данной категории в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области. Это стало возможно благодаря деятельности новых социальных служб, внедрению новых технологий и форм работы.
По итогам 2013 года число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в сравнении с 2012 годом снизилось на 13,2% (с 2452 до 2128 фактов). Число суицидальных попыток, совершенных несовершеннолетними, снизилось со 109 до 105.
За прошедший год совершено 1317 самовольных ухода, в том числе 943 ухода из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет почти 72% от их общего числа.
В 2013 году сотрудниками полиции во взаимодействии с ведомствами системы профилактики выявлен и поставлен на учет 8661 родитель, отрицательно влияющий на детей, 7443 родителя привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних по статье 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (на 7,7% меньше, чем в 2012 году); в отношении 42 законных представителей были возбуждены уголовные дела по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), что на 20,8% меньше, чем в 2012 году; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав по статье 5.35 КоАП РФ принято 8650 мер воздействия по административным протоколам (в 2012 году - 9084).
Министерством социального развития Новосибирской области (далее - министерство) к 2014 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 29.08.2011 N 374-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы», на территории Новосибирской области была сформирована система социальных служб, деятельность которых направлена на профилактику социального сиротства, трудной жизненной ситуации, случаев насилия в семье, оказание своевременной помощи детям, нуждающимся в социальной помощи, в том числе с 2013 года - развитие служб, оказывающих помощь детям и женщинам с детьми, пострадавшим от насилия или жестокого обращения, формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми.
Профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, случаев жестокого отношения к детям организуется всеми органами и учреждениями системы профилактики.
Работа организуется по следующим направлениям: