Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п


Приложение N 1
к постановлению Правительства Новосибирской области
от 24.11.2014 N 463-п

«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Новосибирской области
от 31.07.2013 N 322-п

Государственная программа Новосибирской области
«Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения
семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы»


I. ПАСПОРТ
государственной программы Новосибирской области

Наименование государственной программы

«Развитие системы социальной поддержки населения    и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (далее - государственная программа)

Основные разработчики государственной программы

Министерство социального развития Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

Государственный заказчик государственной программы

Министерство социального развития Новосибирской области

Руководитель государственной программы

Министр социального развития Новосибирской области  Пыхтин С.И.

Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы

Министерство социального развития Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (по согласованию);

государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству социального развития Новосибирской области;

государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству здравоохранения Новосибирской области;

общественные организации инвалидов;

Религиозная организация «Новосибирская Епархия Русской православной Церкви (Московский Патриархат)»

Цели и задачи государственной программы

Цель 1 государственной программы:

улучшение социального положения семей с детьми путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности.

Задача 1.1. Улучшение качества жизни семей с детьми, детей, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задача 1.2. Повышение доступности и качества отдыха, оздоровления и занятости детей.

Задача 1.3. Обеспечение и защита прав, интересов детей_сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель 2 государственной программы:

организация эффективной системы социальной поддержки населения, в том числе социального обслуживания отдельных категорий граждан.

Задача 2.1. Создание социально-экономических, организационных условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, степени их социальной защищенности, содействие их активному участию в жизни общества.

Задача 2.2. Формирование условий для обеспечения    беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них  объектам и услугам.

Задача 2.3. Создание условий для повышения качества предоставления социальных услуг, улучшения материального положения отдельных категорий граждан, в том числе малоимущих, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации

Перечень подпрограмм государственной программы

В рамках государственной программы подпрограммы не выделяются

Сроки (этапы) реализации государственной программы

2014-2019 годы

(этапы не выделяются)

Объемы финансирования государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы, тыс. рублей:

Исполнители и источники финансирования

2014

2015

2016

2017

2018

2019

ИТОГО

Министерство социального развития Новосибирской области

17948840,6

19372584,6

19869711,7

19890561,0

19890561,0

19890561,0

116862819,9

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

72627,0

440,0

440,0

440,0

440,0

440,0

74827,0

Министерство культуры Новосибирской области

1016,0

275,0

275,0

275,0

275,0

275,0

2391,0

Министерство здравоохранения Новосибирской области

9211,3

6023,0

6023,0

6023,0

6023,0

6023,0

39326,3

Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

963,9

1800,0

800,0

0,0

0,0

0,0

3563,9

Министерство региональной политики Новосибирской области

695,3

2495,3

2495,3

2495,3

2495,3

2495,3

13171,8

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области

5631,3

2740,0

2740,0

2740,0

2740,0

2740,0

19331,3

Всего

18038985,4

19386357,9

19882485,0

19902534,3

19902534,3

19902534,3

117015431,2

в том числе федеральный бюджет

3603156,0

3646832,7

3739009,0

3739009,0

3739009,0

3739009,0

22206024,7

Областной бюджет Новосибирской области

13915137,8

15213201,5

15620284,6

15620284,6

15620284,6

15620284,6

91609477,7

в том числе межбюджетные трансферты местным бюджетам

4294685,7

4373493,4

4559349,2

4559349,2

4559349,2

4559349,2

26905575,9

Местные бюджеты*

39993,5

32130,0

32130,0

32130,0

32130,0

32130,0

200643,5

Внебюджетные средства*

480698,1

494193,7

491061,4

511110,7

511110,7

511110,7

2999285,3

в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

14442,9

12877,7

-

-

-

-

27320,6

Основные целевые индикаторы государственной программы

Основные целевые индикаторы:

доля семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области;

доля детей-инвалидов, получивших социальные и реабилитационные услуги в общем количестве  детей-инвалидов, проживающих в Новосибирской области; доля многодетных семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, получающих ежемесячную денежную выплату в случае рождения после 31.12.2012 третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в общем количестве семей, обратившихся за данной выплатой;

доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей в возрасте 7-17 лет, проживающих в Новосибирской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, в текущем году;

доля детей, ежегодно отдохнувших в оздоровительных учреждениях различных типов, в общей численности детей в возрасте 7-17 лет Новосибирской области;

количество ДОУ и ДОУСОНО, в которых проведены работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту (ежегодно);

доля ДОУ и ДОУСОНО, соответствующих требованиям СанПиН (в текущем году от общего количества ДОУ и ДОУСОНО);

доля ДОУ и ДОУСОНО, соответствующих требованиям пожарной безопасности (в текущем году от общего количества ДОУ и ДОУСОНО);

доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от общей численности детей этой категории;

доля инвалидов, ветеранов войны и вдов погибших (умерших) участников войны, социально-бытовые условия проживания которых улучшены, от общего количества обратившихся;

количество граждан пожилого возраста, вовлеченных в мероприятия по поддержанию их социальной активности и адаптации;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Новосибирской области;

доля инвалидов, получивших социальные услуги по различным направлениям в организациях негосударственного сектора, от общего количества инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитации инвалида;

количество оказанной адресной помощи отдельным категориям граждан по различным направлениям;

количество сотрудников социальных служб, опеки и попечительства, сотрудников Минсоцразвития НСО и территориальных органов Минсоцразвития НСО, прошедших профессиональную реабилитацию;

соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в Новосибирской области;

доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения

Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Реализация мероприятий государственной программы позволит достичь следующих результатов:

снижение доли семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области, с 3,9% в 2013 году до 3,5% в 2019 году;

доля детей-инвалидов, получивших социальные и реабилитационные услуги, в общем количестве  детей-инвалидов, проживающих в Новосибирской области, изменится с 83,8% в 2013 году до 86,0% в 2019 году;

доля многодетных семей со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, получающих ежемесячную денежную выплату в случае рождения после 31.12.2012 третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в общем количестве семей, обратившихся за данной выплатой, будет ежегодно составлять 100%;

доля оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от численности детей в возрасте 7-17 лет, проживающих в Новосибирской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих оздоровлению, будет составлять не менее 56,6% в 2019 году;

доля детей, ежегодно отдохнувших в оздоровительных учреждениях различных типов, в общей численности детей Новосибирской области в возрасте 7-17 лет - не менее 30,5% в 2019 году;

количество ДОУ, в которых проведены работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту, составит не менее 16 организаций ежегодно;

увеличение доли ДОУ, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, с 85% в 2013 году до 97% к 2019 году, соответствующих требованиям пожарной безопасности, с 85% в 2013 году до 97% к 2019 году;

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от общей численности детей этой категории, с 77,7% в 2013 году до 82% в 2019 году;

доля инвалидов, ветеранов войны и вдов погибших (умерших) участников войны, социально-бытовые условия проживания которых улучшены, от общего количества обратившихся ежегодно будет составлять 100%;

увеличение количества граждан пожилого возраста, вовлеченных в мероприятия по поддержанию их социальной активности и адаптации, с 81560 человек в 2013 году до 151040 в 2019 году;

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Новосибирской области с 9,8% в 2013 году до 53,6% в 2019 году;

доля инвалидов, получающих социальные услуги по различным направлениям в организациях негосударственного сектора, от общего количества инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитации инвалида, ежегодно будет на уровне 12%;

количество оказанной адресной помощи отдельным категориям граждан по различным направлениям будет составлять ежегодно не менее 10775 выплат;

количество сотрудников социальных служб, опеки и попечительства, сотрудников Минсоцразвития НСО и территориальных органов Минсоцразвития НСО, прошедших профессиональную реабилитацию, ежегодно составит не менее 1300 человек;

соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в Новосибирской области возрастет с 51,5% в 2013 году до 100% в 2017 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, с 98% в 2013 году до 100% к 2019 году.

В результате реализации государственной программы планируется:

снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;

удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;

обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;

преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет

http://msr.nso.ru/Documentation/program/Pages/dcp001.aspx


*Прогнозные объемы.


II. Обоснование необходимости реализации
государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены исходя из Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года». В государственной программе учтены положения  социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы».

К приоритетным направлениям социальной политики Новосибирской области, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:

рост человеческого потенциала региона, повышение уровня и качества жизни его населения;

формирование предпосылок для улучшения демографической ситуации, ориентированной на рост численности населения Новосибирской области;

повышение степени социальной защищенности граждан Новосибирской области, усиление социальной направленности всех управленческих решений;

повышение качества и доступности социальных услуг в сельской местности;

повышение качества социального обслуживания населения и объектов общественной инфраструктуры.

В основе семейной политики Новосибирской области - принцип обеспечения для любой семьи условий, способствующих росту и благополучию ее членов, необходимой защиты и содействия для выполнения семьей основной функции по рождению и воспитанию детей в условиях благополучной семьи.

Одним из основных документов, который в ближайшие годы будет определять развитие семейной политики и мероприятия по поддержке детей, является Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

В рамках ее реализации действует Стратегия действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы», основной целью которой является реализация в Новосибирской области государственной политики по улучшению положения детей.

В Новосибирской области по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает более 310 тысяч семей с детьми в возрасте до 18 лет. Численность детского населения (от 0 до 18 лет) составляет около 462 тысяч человек.

Из общего числа семей с несовершеннолетними детьми число семей, воспитывающих одного ребенка, - 216026 семей, двух детей - 79950 семей, трех и более несовершеннолетних детей - 14172 семьи.

На 01.01.2014 около 148 тысяч детей проживают в семьях, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области и нуждающихся в социальной помощи. Всего на учете состоит 84886 семей, из них семьи с детьми-инвалидами - 6161, неполные семьи - 38348, многодетные семьи - 17330.

Особое беспокойство вызывают семьи с детьми и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Именно эта категория детей нуждается в особой заботе государства. Сохраняются случаи жестокого обращения с детьми, а также их гибели по вине родителей или опекунов.

Основной причиной социального сиротства по-прежнему остается лишение родительских прав. Поэтому усилия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в деятельности по сокращению численности детей, живущих вне семьи, направлены на предупреждение факторов риска появления семейного неблагополучия, выявление проблем семей и коррекцию отношений на ранней стадии семейного неблагополучия, обеспечение условий для эффективного выполнения семьей своих функций, а также развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особое внимание требуется семьям группы риска и семьям, в которых родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию. На начало 2014 года на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области состояло 3273 семьи, находящихся в социально опасном положении, воспитывающих 6805 детей (на 01.01.2013 - 4092 семьи, в них детей - 8542). Доля семей, находящихся в социально опасном положении, от общей численности семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области, на 01.01.2014 составила 3,9%, на 01.01.2013 - 4,86%, на 01.01.2012 - 5,7%. Таким образом, происходит постепенное снижение числа семей данной категории в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области. Это стало возможно благодаря деятельности новых социальных служб, внедрению новых технологий и форм работы.

          По итогам 2013 года число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в сравнении с 2012 годом снизилось на 13,2% (с 2452 до  2128 фактов). Число суицидальных попыток, совершенных несовершеннолетними, снизилось со 109 до 105.

За прошедший год совершено 1317 самовольных ухода, в том числе 943 ухода из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет почти 72% от их общего числа.

В 2013 году сотрудниками полиции во взаимодействии с ведомствами системы профилактики выявлен и поставлен на учет 8661 родитель, отрицательно влияющий на детей, 7443 родителя привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних по статье 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (на 7,7% меньше, чем в 2012 году); в отношении 42 законных представителей были возбуждены уголовные дела по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), что на 20,8% меньше, чем в 2012 году; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав по статье 5.35 КоАП РФ принято 8650 мер воздействия по административным протоколам (в 2012 году - 9084).

Министерством социального развития Новосибирской области (далее - министерство) к 2014 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 29.08.2011 N 374-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы», на территории Новосибирской области была сформирована система социальных служб, деятельность которых направлена на профилактику социального сиротства, трудной жизненной ситуации, случаев насилия в семье, оказание своевременной помощи детям, нуждающимся в социальной помощи, в том числе с 2013 года - развитие служб, оказывающих помощь детям и женщинам с детьми, пострадавшим от насилия или жестокого обращения, формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми.

Профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, случаев жестокого отношения к детям организуется всеми органами и учреждениями системы профилактики.

Работа организуется по следующим направлениям: