Действующий

Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области» (с изменениями на 8 мая 2024 года)

I. Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области»

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 27.03.2024 N 140-п
, - см. предыдущую редакцию)

1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы

В условиях негативной тенденции изменения окружающей среды, активизации неблагоприятных и опасных природных явлений (процессов) выделяются два основных вида (направления) угроз (рисков), которым подвержены территория и население Новосибирской области - это угрозы (риски) природного и техногенного характера.

Источником угроз природного характера выступают ландшафтные (природные) пожары, а также подтопление территории в период весеннего половодья.

Риски возникновения техногенных угроз связаны с объектами теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства, возникновением пожароопасных ситуаций в производственной сфере и жилом секторе.

В целях предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера на территории региона на постоянной основе действует (применяется) государственная система комплексного реагирования, направленная на сохранение жизни и здоровья населения, а также сохранение и восстановление объектов инфраструктуры.

Так, в рамках деятельности государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области (далее - ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области») обеспечивается выполнение функций в сфере гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, пожарной безопасности, в том числе организации пожаротушения (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях), обеспечения безопасности людей на водных объектах на территории Новосибирской области.

Выполнение задач в области пожарной безопасности, тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных работ на территории Новосибирской области осуществляется имеющимися силами и средствами Государственной противопожарной службы Новосибирской области (далее - ГПС Новосибирской области), входящей в состав ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области».

В отдельных населенных пунктах Новосибирской области реагирование на возникающие пожары обеспечивается подразделениями добровольной пожарной охраны Новосибирской области.

На территории Новосибирской области в период весеннего половодья периодически подвергаются подтоплению и затоплению населенные пункты, расположенные в местах протекания рек (Обь, Карасук, Иня, Бердь, Омь, Тара, Тартас, Бакса) и их притоков. Для обеспечения безопасности территорий, входящих в зону подтопления, ежегодно проводится авиамониторинг водных объектов, выявление и ликвидация ледяных заторов на реках Новосибирской области.

В рамках превентивных (предупредительных) мер осуществляется накопление запаса средств индивидуальной защиты, а также резерва материальных средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На постоянной основе на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Новосибирской области» проводится обучение должностных лиц и специалистов предприятий (организаций) по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций для необходимого реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций различного характера.

Вместе с тем, ряд проблем в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности остается нерешенным, в том числе:

нахождение части населенных пунктов Новосибирской области за пределами нормативного времени реагирования (прибытия) подразделений пожарной охраны;

недостаточность имеющихся пожарных депо для прикрытия зданий с массовым пребыванием людей, крупных социальных объектов, в том числе вновь создаваемых (строящихся) на территории Новосибирской области;

недостаточный уровень оснащенности добровольных пожарных специальной экипировкой и техническими средствами для тушения пожаров, их быстрая изнашиваемость;

необходимость содержания в нормативном состоянии запаса (резерва) средств индивидуальной защиты и резерва материальных средств.

В целях сохранения достигнутого уровня в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, а также решения имеющихся проблем необходимо продолжить реализацию мер по эффективному предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что будет способствовать социально-экономическому развитию Новосибирской области.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы

Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области» (далее - государственная программа) определены с учетом:

Указа Президента Российской Федерации от 01.01.2018 N 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года»;

Указа Президента Российской Федерации от 11.01.2018 N 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года»;

Указа Президента Российской Федерации от 16.10.2019 N 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года»;

Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п».

Основными приоритетами государственной политики в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения являются:

организация деятельности и развитие государственной противопожарной службы Новосибирской области;

создание условий для привлечения общественных объединений добровольной пожарной охраны Новосибирской области к тушению пожаров;

осуществление превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

поддержание на должном уровне современной технической оснащенности и готовности аварийно-спасательных сил.

С учетом приоритетов государственной политики определена цель государственной программы -минимизация социальных и экономических последствий возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.